Валентина Алексеева
Ранняя профориентация как осознанный выбор в будущем. Педагогические чтения
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические чтения
«От национальных целей стратегических задач – к качественному образованию»
Секция: «Ранняя профориентация как осознанный выбор в будущем»
Команда: «М Профи».
Команда наша пришла выступать.
За честь детсада хотим постоять!
В игре и в знаниях стремимся вперед!
Ну, что: больше дела, меньше слов!
Публикация «Ранняя профориентация как осознанный выбор в будущем, Педагогические чтения» размещена в разделах
Тема выступления: «Создание в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста»
Обеспечение:
• Презентация
• Книжки-малышки
• Лэпбук
Слайд 1. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых.
Слайд 2. На современном этапе в системе образования происходит процесс модернизации с учётом актуальных тенденций государственной политики. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Вопросы ранней профориентации, направленной на выбор профессий, приобретают особую актуальность в деятельности нашего учреждения. Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированной с учетом ФГОС ДО. В связи с этим перед дошкольным учреждением поставлена цель: Создание комплекса психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста.
Слайд 3. Основные задачи работы нашего педагогического коллектива по ранней профориентации детей дошкольного возраста:
1. Создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию интереса к профессионально-трудовой деятельности.
2. Организовать сотрудничество с семьями воспитанников по ранней профориентации.
3. Разработать программно-методический комплект «Мир профессий».
4. Осуществлять мониторинг психолого-педагогических условий.
5. Обеспечить социальное партнерство с предприятиями села.
Задачи решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей.
Слайд 4. Формы организации деятельности педагогов по ранней профориентации детей дошкольного возраста включают в себя образовательную деятельность, которую осуществляют воспитатели и специалисты учреждения. И совместная деятельность взрослого и ребенка, которая включает в себя все виды взаимодействия взрослого и детей в течение дня. Родители наших воспитанников являются равноправными партнерами в деле воспитания подрастающего поколения. Имеют возможность увидеть своего ребенка в деятельности, влиять на образовательную политику учреждения, формировать социальный заказ.
Слайд 5. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников по ранней профориентации детей дошкольного возраста ведется в четырех направлениях.
Познавательное – направлено на повышение психолого-педагогической культуры родителей в области социального развития детей. Например, проведение мастер-класса «Изготовление книжек-малышек». Вот такие книжки изготовлены родителями совместно с детьми.
Досуговое – направлено на установление эмоционального контакта между всеми участниками образовательных отношений.
Слайд 6. В этом направлении интересно проходят «Встречи с интересными людьми», когда родители, а также социальные партнеры приглашаются на открытые мероприятия, где вместе с детьми поют песни, читают стихи, изготавливают подарки, придумывают театральные постановки.
Слайд 7. В детском саду, на муниципальном уровне, прошел Конкурс чтецов, где родители изготавливали атрибуты и элементы одежды. В жюри заседали библиотекарь из сельской библиотеки и директор дома культуры.
Слайд 8. В средней разновозрастной группе совместно с детьми и родителями прошла квест-игра «Кошке помогли - профессий много нашли», одной из задач которой было - Формирование представлений о профессиях, таких как пожарный, ветеринар, архитектор, строитель, и садовод. Оценка данного мероприятия, со слов родителей и детей, отличная.
Слайд 9. Наглядно-информационное – ознакомление родителей с работой дошкольной организации, особенностями познавательного развития детей.
Информационно-аналитическое – выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Сюда входят традиционные формы. Например, анкетирование. «Роль семьи в формировании у детей интереса к людям разных профессий». Так и инновационные. Они представлены на слайде.
Слайд 10. Так как детский сад расположен в сельской территории, считаем, что необходимо знакомить детей с профессиями сельского хозяйства. В детском саду разработан и плодотворно внедряется в практику проект по профессиональному ориентированию детей на выбор сельскохозяйственных профессий, а также воспитывается глубокое уважение к труду на земле.
Слайд 11. Пожалуй, самое главное достижение – это то, что дети показывают положительную динамику в освоении знаний - дети знакомы с названиями, особенностями профессий сельских тружеников, они своими руками готовят посадочный материал, не боятся испачкать руки и самостоятельно проводят посевные работы на участке, наблюдают за ростом растений, сравнивают урожаи нескольких лет.
Слайд 12. В детском саду нельзя содержать животных, поэтому в дошкольном учреждении их изучают с помощью игрушек, а вот дома у многих дошколят есть возможность в полной мере контактировать с питомцами.
Слайд 13. Нас, как педагогов, радует то, что многие родители поддержали инициативу детского сада по раннему внедрению проекта, а также тому, что и в детском саду, и в семье с самого раннего возраста у детей воспитывают уважение к крестьянскому труду. Если дети любят и берегут природу с детства, знают, что только упорным трудом можно достигнуть успеха в любом деле, то детский сад находится на правильном пути.
Слайд 14. Результаты психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста определены в виде целевых ориентиров, которые представляют социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.
Слайд 15. При подведении промежуточных итогов возникла необходимость разработки диагностического инструментария по освоению профориентационных знаний дошкольниками для определения достижения результатов-эффектов. На данный момент используем лэпбуки и мнемотаблицы. Вот такой лэпбук применяется в средней группе.
Слайд 16. Я говорю. На сегодняшний день в детском саду разработан программно-методический комплект «Мир профессий». Это инновационный продукт, куда вошли конспекты, электронное приложение, разработки сценариев и конструктов игр, моделирование, «Практический кейс для родителей», в который вошли памятки и буклеты, сценарии консультаций, практических семинаров, квест-игры, мастер-класса и другое.
Комплект разработан с учетом Стандарта, парциальной программы Толстиковой «Мы живем на Урале», с учетом родительского образовательного заказа, а также возрастных особенностей детей.
Своими наработками делимся с педагогами как внутри коллектива, так и в сети Интернет.
Слайд 17. Ближайшие перспективы:
• Модернизация дидактического и игрового оборудования с учетом современной тематики и регионального компонента.
• Разработка образовательных маршрутов для родителей и детей по организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом в сети Интернет по теме «Профессии».
• Создание книг «Интересная работа наших мам», «Интересная работа наших пап» - фото с места работы, рассказ ребенка.
• Разработка комплекса диагностических методик.
Слайд 18. Педагоги детского сада активно проводят работу по воспитанию у детей уважения к труду взрослых; поддерживают стремление детей участвовать в совместном труде, помогать старшим. Ребята узнают много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными. Основные понятия закладываются в дошкольном детстве. В этот период ребенок, как губка впитывает всю информацию из вне. Чем шире его знания, тем легче ему будет в будущей жизни. Надеемся, что наш вклад поможет детям обрести в жизни любимую профессию, доставляющую радость и приносящую пользу людям.
«М Профи» :
Мы профессионалы
Маминские профессионалы
Многогранный профессионализм