Получи документы

Рассматривание картины К. Ф. Юона «Русская зима». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Галина Сюсюкина
Рассматривание картины К. Ф. Юона «Русская зима». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «Алёнка» г. Кирсанов, Тамбовская область.

Автор – составитель: воспитатель – Сюсюкина Г. Н.

Цели:

- Словесное описание картины.

-Продолжать знакомить детей с пейзажной живописью.

-Развивать художественное восприятие пейзажных картин, прослушанной музыки.

-Развивать речь, музыкальный вкус.

-Развивать видение содержания и средств выразительности живописи.

Публикация «Рассматривание картины К, Ф, Юона „Русская зима“, Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах

-Обогащать словарный запас детей новыми словами, эмоционально-оценочной лексикой, искусствоведческими терминами.

-Воспитывать эстетический вкус, любовь к искусству, бережное отношение к родной природе.

Оборудование: интернет технология репродукции картины К. Ф. Юона «Русская зима», музыка П. И. Чайковского «Зима», Г. В. Свиридова «Метель», присутствие куклы – Бабушки –Загадушки стихи русских поэтов (П. А. Вяземский, А. С. Пушкин, гжельские узоры, листы бумаги, заготовки с узорами.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

Приветствие воспитанников.

-Воспитатель: Наша земля очаровательна и прекрасна во все времена года. Но особенно сказочной и таинственной она становится с приходом белоснежной зимы. К нам в гости вместе со снежной зимой пришла ваша любимая Бабушка-Загадушка с очередными своими загадками, которые спешит вам загадать.

-Бабушка-Загадушка: Здравствуйте, девочки и мальчики, я вновь пришла к вам не с пустым руками.

Отгадайте мою загадку:

Снег на полях

Лед на реках,

Ветер гуляет.

Когда это бывает?

-Дети: Зимой.

-Воспитатель: Правильно, дети.

2. Демонстрация картины К. Ф. Юона «Русская зима» на экране.

-Ребята, давайте рассмотрим картину К. Ф. Юона. Посмотрите, вся деревенская улица в сказочно белых сугробах. Зима-волшебница торжествует, властвует. Рядом с елочками-сестричками припорошенными снегом, растет елочка постарше, одетая еще наряднее, как для новогоднего праздника. Тишиной, чистотой, спокойствием веет от спящей красавицы природы. Но жизнь идет своим чередом. Группа ребятишек шагает с неизменной спутницей Жучкой. Дорогу замело. Утопая по колено в снегу, они оживленно разговаривают, размахивая руками. Кто сможет пересказать кратко сюжет картины в двух-трех предложениях? (пересказ двух детей).

3. Словесное описание картины К. Ф. Юона «Русская зима».

Константин Федорович Юон - замечательный русский художник, картины которого поражают нас своим великолепием, красотой, очарованием и серебристо-жемчужным колоритом цветов. Ему удается писать настолько обворожительные полотна, что глядя на них, у зрителя захватывает дух!

На картине К. Ф. Юона "Русская зима. Лигачево", мы видим, что художник ярко описал зиму села Лигачево. Он точно передал нам всю завораживающую красоту природы. Глаза слепятся, когда смотришь на такой ослепительно белый колорит красок!

На переднем плане расположились величественные, засыпанные снегом деревья - великаны, упирающиеся своими кронами в небо. Нам резко бросается в глаза блестящее полотно, закрывающее все вокруг. Художник изобразил детей, любящих гулять в такое холодное время года. Одни катаются на санках, другие гуляют с собакой, а кто-то просто играет в снежки. У всех хорошее настроение. Жители наслаждаются красотой русской природы. Всматриваешься в картину и попадаешь просто в заснеженную

-Воспитатель: Понравилась ли вам эта картина?

- Мне эта картина очень понравилась. Она пронизана невероятной красотой русской зимы и оставляет неизгладимое впечатление от ее просмотра.

-Воспитатель: ребята, послушайте, как обращается к зиме русский поэт Петр Андреевич Вяземский:

4. Читает воспитанник:

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй матушка-зима!

5. Беседа по вопросам:

-Дети, как поэт называет зиму? (Матушка-зима, раскрасавица-душа, молодка).

-Что изменилось в природе с ее приходом зимы? Назовите признаки зимы: (Стало холодно, появился снежный покров, замерзла почва, покрылись льдом водоемы, дни стали короче, а ночи длиннее, перелётные птицы покинули свои насиженные места и улетели на юг, попрятались в свои норки, щели в коре деревьев насекомые, некоторые животные меняют окраску, другие погружаются в спячку).

- Как изменилась температура воздуха с приходом зимы? (Стало очень холодно).

- Бывают ли зимой потепления? Как они называются? (оттепель).

6. Игра: «Добавь слово».

Цель: развивать мышление, внимание, смекалку, расширять словарный запас, речь.

(Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «Снег»).

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю, (снег)

С неба все скользят пушинки -

Серебристые, (снежинки)

На поселке, на лужок

Все снижается, (снежок).

Вот веселье для ребят -

Все сильнее, (снегопад)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился, (снеговик)

Рядом снежная фигурка -

Это девочка. (снегурка)

На снегу - то, посмотри? -

С красной грудкой. (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (снег)

-Бабушка-загадушка:

А вот еще загадка для вас:

Без рук, без ног, а рисовать умеет? (Мороз).

-Воспитатель: Действительно, мороз умеет рисовать причудливые узоры, давайте и мы с вами познакомимся с русским народным творчеством – гжельской росписью.

7. Игра: «Зимние узоры» под музыку «Времена года» П. И. Чайковского.

Цель: познакомить детей с одним из видов народного искусства – гжельской росписью, С особым своеобразием красок и элементов, употребляемых в гжельской росписи, закреплять знания о холодных красках, формировать умение правильно, ритмично составлять рисунок из предложенных деталей, продолжать формировать умение самостоятельно сравнивать, составлять последовательность и своеобразие рисунка в разных видах народной росписи.

Материал: изображения изделий из Гжели, шаблоны посуды и разнообразных фигурок, подлежащих украшению именно этой росписью, элементы гжельской росписи, клей-карандаш.

(Дети знакомятся с гжельской росписью).

Задание:

1. Выбрать посуду или понравившуюся фигурку для росписи.

2. Из предложенных деталей выбрать только те, которые являются элементами гжельской росписи.

3. Расположить на шаблонах посуды и фигурок детали росписи в правильной последовательности, приклеить их.

4. Рассказать о своей работе, а также о гжельской росписи, прорекламировать её.

Правила:

1. Количество играющих от 4 до 6 человек.

2. Тот, кто лучше всех справился с заданием, выиграл.

-Воспитатель: Зима рисует свои причудливые узоры на окнах домов. У неё для этого есть свои особенные холодные краски. Как вы думаете какие? (Ответы детей).

- В каком виде народно-прикладного творчества отразились краски зимы? (Гжельская роспись).

Знакомство с правилами игры и заданием.

Творческая работа:

-Дети, сегодня мы будем рисовать красками зимы и чтобы у нас получилась красивая роспись, посмотрим узоры народных мастеров, которые расписывали свои изделия именно этими красками. (Демонстрация слайдов с гжельской росписью).

3. Дети выполняют игровые действия.

4. В конце игры подводится итог.

8. Рассказы детей о зиме.

1. Зимой на улице холодно и можно простудиться. Люди заботятся о своем здоровье, тепло одеваются, на морозе долго не стоят, на снегу не сидят.

2. Дети и взрослые катаются на лыжах, санках, коньках, с горки на ледянках. Они весело играют в снежки, лепят снеговиков, строят снежные крепости и играют в снежки.

3. Зимой бывает гололед. Можно легко поскользнуться, ушибиться и пораниться. Надо осторожно ходить по льду. Дорожки тротуаров и ступеньки лестницы люди посыпают песком.

4. Снег на улицах образует заносы. Он мешает двигаться транспорту и пешеходам. Снегоуборочные машины убирают снег с дороги, а дворники чистят во дворе нашего садика. Зима трудное время года.

-Воспитатель: верно, ребята, ваши рассказы правильно отражают зимнюю действительность, а сейчас я предлагаю вам поиграть.

9. Игра «Назови ласково» Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок. Сосулька – сосулечка.

Мороз – морозец. Дерево – деревце.

Ветер- ветерок. Горка – горочка.

Лёд – ледок. Холод – холодок.

Зима – зимушка. Санки – саночки.

10. Слушание музыки «Метель» Г. В. Свиридова и её обсуждение.

Воспитатель: -Дети, понравилась ли вам эта музыка? Какая она?

Дети: -Холодная, тревожная, протяжная.

Беда по вопросам:

-А какая зима в нашем крае : суровая (очень холодная, снежная) или мягкая?

- Кто из вас любит зиму? Почему?

-В какие игры можно играть зимой? (Кататься на лыжах, коньках, санках, лепить снеговиков)

-Дети, какие стихотворения вы знаете о зиме? (Чтение детьми стихов о зиме).

-Посмотрите на картину и скажите, что делают ребята?

- У кого есть санки, лыжи, коньки? Кто умеет кататься на лыжах, коньках?

(ответы детей).

-Воспитатель: Молодцы ребята, на этом занятие наше заканчивается. Вы все хорошо потрудились и узнали много нового. А запомнили ли вы автора картины «Русская Зима», кто может назвать? Правильно. Я всех благодарю за отличную работу.

Список использованной литературы:

Л. В. Кокуева «Воспитание дошкольников через приобщение к природе» М. «Аркти» 2005 г.

Н. А. Курочкина «Знакомим с пейзажной живописью» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2000 г.

Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» М, Мозаика-Синтез 2011г.

П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой» М. «Просвещение» 1983 г.

Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Русская зима» (старшая группа) МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД№100 «ЖАР-ПТИЦА» Конспект непосредственной образовательной.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рассматривание картины К. Ф. Юона «Русская зима». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 24 марта 2013 в 13:31
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рассматривание картины К. Ф. Юона «Русская зима». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Галина Сюсюкина (УИ 74135) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД