Получи документы

Логопедическое занятие «Различение слов близких по звуковому составу»

Светлана Митяева
Логопедическое занятие «Различение слов близких по звуковому составу»
▼ Скачать + Заказать документы

Упражнение 1 «Правильно-неправильно»

Логопед показывает ребёнку картинку и громко, чётко называет её. Затем объясняет детям: «Я буду называть этот предмет то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Если я ошибусь, вы хлопните в ладоши».

Педагог произносит:

«Вагон, вакон, факон, вагон, фагон, кавон, вагон гафон и т. д.»

Затем показывает листок бумаги и называет:

«Бумага, пумага, тумага, бумага, пумака, бумака, бумага и т. д.»

Дети, услышав неверно сказанное педагогом слово хлопают в ладоши.

Публикация «Логопедическое занятие „Различение слов близких по звуковому составу“» размещена в разделах

«Клетка, тлетка, кетка, клетка, кветка, тлекта, клетка, къетка, квекта клетка»

«Баман, банам, банан, паман, банан, панам, даван, банан, баван, вабан, банан»

Вначале подбираются слова лёгкие по звуковому составу, затем более сложные. «Витамин, фитамин, виталин, витамин, митанин, фиталим, витамин, мифалин, витанин, витамин, фитавин, витаними т. д.» «Альбом, альном, альпом, айбом, альбом, авьбом, альмом, альбом, аблём»

Усложнение подобных игр может состоять ещё и в следующем. Детям предлагается поднимать красный кружок, если педагог «ошибся» и зелёный, если слово прозвучало верно. Это требует от ребёнка большого внимания.

Упражнение 2 «Разложи картинки»

Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребёнку предлагается по одной картинке, которую он должен положить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.

В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:

Ком бак сук ветка каток будка

Дом рак лук клетка платок дудка

Сом мак жук пятка листок утка

Лом сетка моток

Чтобы разнообразить игру можно предложить детям запомнить порядок картинок из каждого ряда и воспроизвести их названия.

Упражнение 3 «Четвертый лишний»

Логопед отчётливо произносит слова, дети должны назвать то слово, которое отличается от остальных:

Ком - ком - кот - ком;

Утёнок - котёнок - утёнок - утёнок;

Бинт - винт - винт - винт;

Конфета - конфета - конфета - карета;

Букет - буфет - букет - букет;

Ветка - ватка - ветка - ветка и т. д.

Упражнение 4

Логопед отчётливо произносит 4 слова, дети должны назвать то слово, которое отличается от 3-х остальных:

Лимон - вагон - кот - бутон;

Совок - гном - венок - каток;

Пятка - ватка - латка - забор;

Рак - мак - бак - хлеб;

Поток - каток - диван - моток и т. д.

Упражнение 5 «Подбери словечко»

Логопед медленно произносит 3 слова, затем предлагает детям послушать 4-е слово и определить на какое из названных слов оно похоже:

Мак - дом - ветка

(сетка, ком, бак, метка, клетка)

Совок - вагон - гном

(дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)

Калитка - дом - каток

(улитка, платок, листок, ком, сом)

Упражнение 6 «Подбери рифму»

Выбрать одно из предложенных слов, добиваясь рифмы в стихотворной строке.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные. (перина, подушка, рубашка)

Ой, ребята, верь, не верь

От меня сбежала. (кошка, стенка, дверь)

Сказала дверь: «Мой дорогой!

Не открывай меня.»(ногой, плечом, коленом)

От грязнули даже стол

Поздним вечером. (сбежал, ушёл, ускакал)

Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то. (щётку, ножик, спички)

Опустела мостовая

И уехали. (автобусы, трамваи, такси)

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я. (сыр, мясо, книжки)

Сел в машину верный пёс

У него в чернилах. (лапа, шея, нос)

В выходной пошли куда-то

Мама, папа и. (детишки, малыши, ребята)

Катя Лену просит дать

Краски, карандаш,. .(ручку, тетрадь, книгу)

Упражнение 7

Логопед читает детям стихотворную строку, дети должны самостоятельно подобрать слово в рифму

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке. (жук)

Шёл по лесу шустрый мишка,

На него свалилась. (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь. (двери)

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке. (мяч)

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети. (книжки)

Не полезет Влад на ель

У него в руках. (портфель)

Упражнение 8

Логопед читает стихотворение. Дети должны выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я тебе задачу дам - всё расставить по местам:

Что сказали мы зимой?.

Что построили с тобой?.

На крючок в реке попал?.

Может всё, хоть ростом мал?.

(дом, ком, гном, сом)

Я ещё задачу дам - всё расставить по местам:

Вот печать на простыне -.

Зеленеет на окне -…

Волейбольная висит.

Канарейка в ней сидит -.

(сетка, клетка, метка, ветка)

Я опять задачу дам - всё расставить по местам:

Что стащил игривый кот?.

Детям мамочка плетёт?.

С гор спускается, течёт?.

Что за скользкий, ровный лёд?.

(каток, поток, венок, моток)

Упражнение 9 Сказка про точку (дочку)

Ей мама дала задание полить цветочки.

Стоял том (дом)

В нем была крыса (крыша)

Росли цветочки.

Паслась коса (коза)

Мимо прыгала подушка (лягушка)

У нашей девочки была дачка (тачка)

А в ней было ведро. рейка (лейка)

Полила она из ведра цветочек.

А на него потом прилетела таточка (бабочка)

Попила она нектарчик и улетела.

Потом прискакал майка (зайка)

Им было весело вместе играть.

Упражнение 10 Вот они какие!

Язык родной, дружи со мной!

Александр Шибаев

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И — хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Закричал охотник: — Ой!

Двери гонятся за мной!

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме: —

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Посмотрите-ка, ребятки:

Раки выросли на грядке!

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей.

Мы собирали васильки.

На головах у нас — щенки.

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Жучка будку не доела:

Неохота. Надоело.

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

Синеет море перед нами.

Летают майки над волнами.

Врач напомнил дяде Мите:

— Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.

Сели в ложку и — айда! —

По реке — туда, сюда.

На болоте нет дорог.

Я по кошкам — скок да скок!

Забодал меня котёл,

На него я очень зол!

На волке — сметана,

творог, молоко.

И рад бы поесть,

да достать нелегко.

Упражнение 11 «Чистоговорки» Договаривать по рифме.

Ло-ло-ло – в лодке есть одно ….(весло)

Га-га-га – у козла на лбу … (рога).

Аф-аф-аф – в Африке живет… (жираф).

Ва-ва-ва – Высоко сидит… (сова)

Ба-ба-ба – у верблюда два… (горба)

Та-та-та- хвост пушистый у… (кота)

Ла-ла-ла- прилетела к нам … (пчела)

Жу-жу-жу- куклу в платье … (наряжу)

Ай-ай-ай – говорящий (попугай)

Гу-гу-гу – вот ромашки на (лугу)

Бы-бы-бы- любит белочка (грибы)

Упражнение 12 "Доскажи словечко"

Доскажи по-смыслу. Игра-обманка. Договаривать стихи по смыслу, а не по рифме.

В отличие от обычной игры "Доскажи словечко", здесь нужно подумать, потому что ответ в рифму будет неправильным.

Живу за океаном,

На пальмах рву бананы.

Я весела, здорова,

А кто же я? … (обезьяна)

Я красивый, я летаю,

А весной от солнца таю.

Угадайте поскорей,

Кто же это? ….(снег)

Рыбку я поймать могу —

В камышах подстерегу.

От меня уж не уйдешь,

Как зовусь я? Рыба. (щука)

Домик носит на себе,

С нею рядом он везде,

Дом на прочный щит похож.

Кто ж там прячется? Там.

(черепаха)

Как зеленое бревно

Я в воде лежу давно.

Но не трогайте за брюшко,

Могу съесть вас! Я —.

(крокодил)

Королева без короны —

На заборе, как на троне.

"Кар-кар-кар" она кричит,

Так, что голова болит!

— Кыш! С тобой одна морока!

Прогоню кого?.

(ворону)

Я лаю и кусаю,

Я дом ваш охраняю.

Всегда смотрю во все глаза,

А как зовут меня?.

(собака)

Самый первый я встаю,

"Кукареку!" — я пою.

В красной я тужурочке,

Знаешь, кто я?.

(петушок)

Любит крякать и купаться,

Целый день в воде плескаться,

Индюку она подружка.

Как зовут ее?.

(утка)

Я курочки сыночек,

Я желтенький комочек,

Я еще совсем малыш.

Ну, а как зовусь я?

(цыпленок)

Крылья, словно у орла,

А кричит он "га-га-га".

Щиплет больно — не на шутку,

Кто же это? Это.

(гусь)

"Ква-ква-ква" — какая песня!

Что быть может интересней,

Что быть может веселей?

А поет вам.

(лягушка)

Утром рано я встаю,

Молочком всех напою,

Травку я жую за речкой,

А зовусь я как?.

(коровой)

Землю клювиком я рою,

Но не домик себе строю.

Червячка ищу я, вот!

Угадали, кто я?.

(цыпленок)

Меж кряг устроил домик

Шар колючий, добрый.

(еж)

Я мяукать не боюсь,

Коготками я дерусь.

Зря меня ты не пугай!

Кто задира?.

(кошка)

Живу я с мамой в норке,

Грызу сухие корки.

Я — серенькая крошка,

Узнали, кто я?.

(мышь)

В джунглях я живу давно,

Меня увидишь ты в кино:

Усатый я и полосатый,

И с коготочками на лапах.

Ты подумай-ка немножко,

Угадай же, кто я?.

(тигр)

В речке я люблю резвиться,

В стайке плавать. Кто я?

(рыба)

Носик, словно пятачок,

Хвостик — маленький крючок.

Розовая спинка, белая щетинка,

А на лбу-то — розочка,

Как зовусь я?.

(поросенок)

Все меня боятся —

Я могу кусаться.

Я летаю и пищу,

Жертву я себе ищу.

Ночью мне уж не до игр,

Угадали, кто я?.

(комар)

Просыпаясь по утру,

Долбит дерева кору.

Собирает червячков:

Тук-тук-тук — обед готов!

Птичка просто молодец,

Как зовут ее?.

(дятел)

Бороздил я океан,

Управлял мной капитан.

Я красивый, белый,

Называют "Смелый".

Порт меня, конечно, ждет.

Кто я? Лайнер.

(пароход)

Я не кушаю, я пью,

Но Кока-колу не люблю.

Мне бензин лишь только нужен

И на завтрак. и на ужин.

По дороге мчусь вперед.

Кто я? Быстрый.

(автомобиль)

Публикации по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук Ш Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Логопедическое занятие «Добрый доктор Айболит» «Добрый доктор Айболит» (Конспект НОД по лексическим темам «Дикие животные жарких стран», «Профессии» с использованием сказки К. Чуковского.

Логопедическое занятие с элементами логоритмики «В гостях у сказки» Логопедическое занятие "В гостях у сказки".Цель:* обобщать знания о сказках; * развивать умения узнавать сказки и их героев; * развивать.

Логопедическое занятие в 3 классе по теме «Ударение» Тема: «Ударение» Цель:учить детей в произнесении и определении ударного гласного звука в слове Задачи: Образовательные: - показать детям.

Подгрупповое обобщающее логопедическое занятие «Продукты питания. Посуда»Подгрупповое обобщающее логопедическое занятие «Продукты питания. Посуда» Подгрупповое обобщающее логопедическое занятие для детей старшей группы «Продукты питания. Посуда» Занятие провела учитель- логопед МАДОУ.

Рецензия на логопедическое занятие по формированию связной речи Тема: Формирование навыков связной повествовательной речи. Рассказ «Еж и яблоки» Дата: 30.10.2018 Направленность: речевое развитие, коррекция.

Рецензия на логопедическое занятие в подготовительной группе Рецензия на занятие с учителем-логопедом в подготовительной к школе группе Тема: Звук [х], буква Х (закрепление) Дата проведения занятия:.

Рецензия на логопедическое занятие с подгруппой детей старшего дошкольного возраста Тема: Звук [ы] Дата: 29.10.2018 Направленность: речевое развитие, коррекция речевого развития Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа) Количество.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие «Различение слов близких по звуковому составу»
Опубликовано: 5 мая 2020 в 18:34
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическое занятие «Различение слов близких по звуковому составу»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Митяева (УИ 426896) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД