Лучший педагог года

Разработка открытого урока «Буквы А и О в корне-кас — кос-» (6 класс) (1 фото)

Заварзина Людмила Валерьевна
Разработка открытого урока «Буквы А и О в корне-кас — кос-» (6 класс)

Тема урока : Буквы А и О в корнях -кос- – -кас-.

Класс : 6 В

Тип урока : урок «открытия» нового знания

Учебно-методический комплекс: Русский язык, 6 класс, под ред. Т. А. Ладыженской

Цель: познакомить с условиями выбора букв а и о в корне – кас- и -кос- .

Задачи:

• узнать правило написания букв О – А в корнях -КОС- – -КАС-;

• уметь распознавать слова с чередующимися корнями -КОС- - -КАС- и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением;

Публикация «Разработка открытого урока „Буквы А и О в корне-кас — кос-“ (6 класс)» размещена в разделах

• научиться применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Ход урока

Оргмомент. (Приветствие. Готовность детей к уроку.)

- Здравствуйте! Я вас всех рада видеть! Садитесь!

(Сдают тетради с домашней работой).

- Пишем число, классную работу. Для записи новой темы оставляем одну строчку пустой.

Актуализация знаний.

Объяснительный диктант. (Один ученик выходит к доске, остальные пишут в тетрадях).

Выложить, прилагательное, положение, полагаться.

Вырастать, выращивание, подросли, растение, росток.

- Выделите в словах корни? Что можете сказать? Какие правила вспомнили?

Беседа.

- Расскажите о правописании корня –лаг- и –лож-.

- Расскажите о правописании корней –раст (щ)- и –рос-.

- Что общего в правописании корней –лаг- и –лож-; -раст (щ)- и –рос-? (Написание гласных в корне зависит от последующих букв).

- Проверяются ли ударением слова с корнями –лаг- и –лож-; -раст (щ)- и –рос-? (Нет. Пользоваться проверочными словами при написании слов с чередующимися гласными в корне слова нельзя.)

1. Определение новой темы.

На доске записаны слова:

-O-

касание прикоснуться

прикасаться прикосновение

- Запишите данные слова в два столбика. Проведем наблюдение.

- Выделите в них корни. Подчеркните гласную в корне.

- Что вы заметили? (В этих словах происходит чередование гласных в корне.)

- Как вы думаете, от чего зависит написание этих слов? Какое правила вспомнили вначале урока? Есть что-то общее? (Написание гласных зависит от последующих букв)

- Выделите суффикс -а- после корня, если он есть. А теперь скажите, что получается? (в словах, в которых после корня стоит суффикс -а-, пишется корень -кас-, а в словах, в которых после корня нет суффикса -а-, пишется корень -кос-)

-КАС- а -КОС- (нет а)

касание прикоснуться

прикасаться прикосновение

- Как сформулируем тему урока? (Буквы а и о в корне –кас- и – кос-)

- Какие задачи мы поставим на уроке?

- Сегодня на уроке мы узнаем правило написания букв О – А в корнях -КОС- – -КАС; научимся отличать слова с чередующимися корнями -КОС- - -КАС- и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

2. Освоение нового материала.

• Чтение правила и образца рассуждений. (Стр. 104-105).

• Упр. 184 (коллективное выполнение с комментированием). (Разделить тетрадь на 2 столбика, выписать слова, объяснить правописание). (По одному выходят к доске, читают предложение, выписывают слова в нужный столбик, объясняют и графически обозначают условия выбора букв а и о).

-КАС-: касается, прикасайтесь, касанием

-КОС- : коснулось, соприкоснулись, прикоснулась, соприкосновения.

• Прикоснулась (переносное значение). Лодки (фонетический разбор).

Таким образом, можно составить алгоритм проверки условий выбора букв а и о в корне – кас-, -кос-.

Составление алгоритма:

Как не ошибиться в написании букв О и А В корнях -кос- – - кас-?

1. Выделить корень.

2. Проверить, есть ли после корня суффикс -а-.

3. Если есть суффикс -а-, то пиши -кас-, если нет суффикса -а-, то пиши -кос-.

3. Закрепление изученного материала.

Задание 1. Вставить пропущенные буквы. Объяснить условия выбора орфограммы (выделить корень, чередующуюся гласную, суффикс а, если есть). (Работаем в парах, заполняем таблицу)

Прик_сался, к_снется, к_снулся, (не) к_сается, к_сить, к_са.

-кас- -кос-

Два последних слова на другую орфограмму. Они проверяются ударением. В корне этих слов гласные не чередуются. Добавить в алгоритм действий пункт:

4. Обязательно обратить внимание на лексическое значение.

(Один подготовленный ученик читает лексическое значение корня –КАС- и – КОС-)

1) дотрагиваться до кого-либо или чего-либо;

2) затрагивать что-нибудь в разговоре;

3) иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь.

- Таким образом, что мы должны ещё отличать? (Чередующиеся гласные от проверяемых гласных ударением).

Задание 2. (Запись предложений у доски.)

- В каких словах гласные корня проверяются ударением? Почему?

1) К. сить траву лучше рано утром.

2) Едва к. снулся в разговоре щекотливой темы.

3) У москички две к. сички.

4) Не прик. сайтесь к проводам!

5) Дом стоял на речной к. се.

(Гласные корня проверяются ударением в предложениях 1, 3, 5. Мы имеем дело с омонимичными корнями. Во всех словах значение корня с пропущенными гласными разное).

3. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Проверяются ли ударением слова в корне с чередованием –КАС- и -КОС-?

- Что общего в правилах правописания корней –лаг-, -лож-; -раст (щ)-, -рос-; -кас- и –кос-? (Написание гласных в корне зависит от последующих букв)

- Почему при написании необходимо учитывать значение корня?

4. Домашнее задание.

• Стр. 104 (правило)

• Упр. 185 (сгруппировать слова по признакам)

Разработка открытого урока «Буквы А и О в корне-кас — кос-» (6 класс)
Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект открытого урока в подготовительной группе «Волшебные музыкальные краски» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ - Знакомить детей со средствами музыкальной выразительности - ТЕМБРОМ. Уточнить и закрепить восприятие таких средств.

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Согласный звук [ж] и буквы Ж, ж» Тема: Согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала. Задачи урока: образовательные:.

Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» в 6 классе Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» (6 класс) Цели: • заинтересовать обучающихся рассказом о.

Методическая разработка урока математики на тему «Умножение на двузначное число» в 3 классе Математика 3 класс Шугайлова Светлана Владимировна, МБОУ гимназия №19 Петерсон, Л. Г. Математика. 3 класс: учебник / Л. Г. Петерсон. – М. :.

Разработка урока музыки с использованием АМО в 6 классе «Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» Конспект АМО-урока (занятия). Организационная информация Авторы урока: Черданцева Светлана Викторовна Предмет: Музыка Класс: 6 класс,.

Разработка урока по изобразительному искусству «Карнавальные маски» в 5 классе Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе «Карнавальные маски» Цель: Изготовление карнавальной маски. Задачи: 1. Развитие.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка открытого урока «Буквы А и О в корне-кас — кос-» (6 класс)
Опубликовано: 11 декабря 2021 в 15:19
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД