Светлана Файзуллина
Разработка семинара-практикума для педагогов и родителей «Правовое воспитание в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ СЕМИНАРА.
Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей в естественных условиях существования, на своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки, на адаптацию микросоциума к потребностям ребёнка с его конкретными психофизиологическими, этническими и культурными особенностями.
Публикация «Разработка семинара-практикума для педагогов и родителей „Правовое воспитание в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Ведущая педагогическая идея сегодняшнего семинара– способствовать повышению компетенции социальных педагогов в вопросах правового воспитания дошкольников и просвещения родителей.
Актуальность.
ДОУ, в силу своей близости к семье, может стать важным элементом, влияющим на защиту прав ребёнка-дошкольника, но для этого нужно повысить уровень профессиональной грамотности педагогов. Одним из направлений, реально повышающих компетентность педагогов, является семинар-практикум.
Новизна состоит в разработке практических занятий семинара-практикума на основе интерактивных методов работы, таких как: презентация, практические игры-занятия, выставка методических и практических методик по работе в этом направлении.
Технологичность.
Методы, используемые в работе с педагогами могут быть применимы к сотрудничеству с родителями.
РАБОТА МДОБУ д/с № 11 «Русалочка»
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время возрастает актуальность проблемы "Гражданско-правовых знаний взрослых и детей". Среди функций, которые выполняет детский сад в системе дошкольного образования, большое место занимает воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правах.
Наш ДОУ работает по программе «Детский сад 2100», которая включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При отборе материала по правовому воспитанию нами учитываются возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывается то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.
Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.
Какие задачи стоят перед нами? (на слайде)
Создание правового пространства в ДОУ ставит следующие задачи:
(на слайде)
Для решения поставленных задач, наш детский сад организует работу по трем направлениям: (на слайде)
Ежегодно работа начинается с диагностической и просветительской деятельности с детьми и родителями воспитанников ДОУ, так как формирование основ правового сознания дошкольников без совместной работы с родителями, с семьей невозможно.
Анкетирование родителей показывает, что многие родители испытывают серьезные трудности в воспитании и обучении их детей. Их беспокоит непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей-дошкольников, вызывает отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают как вести себя в трудных ситуациях.
Выяснилось, что, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными, что о некоторых правах ребенка многие родители никогда и не задумывались и иногда нарушали их.
Подобная ситуация опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.
Опрос родителей проводится в начале и в конце учебного года и показал, например, по результатам прошлогоднего анкетирования следующее (таблица на слайде)
С целью повышения правовой культуры родителей разработаны формы и виды работы с родителями, определены направления повышения правовой культуры родителей воспитанников ДОУ (таблица на слайде)
На Общем родительском собрании родители воспитанников знакомятся с международными, российскими и региональными документами о правах человека, на собраниях родителям предлагаются памятки, выставки правовой и методической литературы. Все Общие родительские собрания проходят в интерактивном режиме, здесь родители не пассивные слушатели, а активные участники обсуждаемых вопросов. Например, в этом году на общем родительском собрании по теме: «Законодательная база, регламентирующая деятельность образовательных учреждений» родители познакомились с ФГТ, проектом закона об образовании и новым Типовым положением о ДОУ.
С целью обогащения знаний родителей о правах ребенка проводятся консультации, круглые столы, тренинги и деловые игры с родителями, совместные праздники. В каждой возрастной группе оформляются методические папки для воспитателя, где собирается практический материал для занятий с детьми и родителями, а так же методические папки для родителей, в которых помещена информация о международных и российских документах о правах человека с рекомендациями и памятками родителям по соблюдению прав ребенка.
Создана картотека дидактических игр и упражнений, которые можно использовать в условиях детского сада и семьи в целях формирования основ правового сознания.
В начале учебного года утверждается План мероприятий по защите прав детей в условиях ДОУ и семьи.
В газете для детей, родителей и педагогов «Русалочка» ведутся рубрики «Читайте вместе с детьми» и «Это надо знать», в которых даются советы родителям о том, как воспитывать в детях чувство собственного достоинства, ответственности за начатое дело, данное слово, формировать общественные нормы и правила поведения.
Подводя итоги нашей работы по формированию основ правового сознания дошкольников, можно отметить, что работа по защите прав и достоинств ребенка в ДОУ значима и необходима. Многим родителям стало легче управлять своим поведением и поведением ребенка, когда ребенок капризничает, упрямится и не желает выполнять просьбы родителей; они стали чаще бывать вместе с детьми – ходить в походы, заниматься оздоровлением всей семьей, вместе трудиться.
Огромная ответственность и обязанность в данном направлении возлагается на воспитателя. Ведь формирование навыков и умений не может быть ситуативным, оно должно быть систематическим. И только воспитатель может и должен постоянно обращать внимание на формирование правового сознания своих подопечных.
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА «ПРАВА ДЕТЕЙ»
1. На первом этапе я, знакомилась с методической литературой по теме, изучила проблемы в правовом воспитании детей, определила цели и задачи работы. Мною были выбраны методы и приемы работы, формы и типы непосредственной образовательной деятельности, методы диагностики и методы анализа результатов деятельности.
2. На втором этапе я организовывала встречи с родителями детей, собеседование, анкетирование родителей и детей на которых выяснилось, что родители испытывают трудности в воспитании детей, т. к. не знают правовые документы, регламентирующие права детей или не умеют применять их в практике. Я обратилась за консультацией к социальному педагогу по планированию работы, мы распределили направления деятельности и изучаемых вопросов, исходя из специфики программы ДОУ и результатов анализа и диагностики.
3. На следующем этапе был составлен перспективный план, разработано содержание работы, а так же разработка конспектов бесед с детьми, консультаций и сценариев мероприятий с родителями.
Сейчас я провожу работу с детьми и родителями, промежуточное обследование, промежуточное подведение итогов, результаты которых убеждают меня в правильности и необходимости продолжать работу в этом направлении.
Я стараюсь применять в своей деятельности различные формы работы.
ИГРЫ ПРАВОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущий для дошкольников вид деятельности - игровую. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
Представление картотеки игр.
Я предлагаю присутствующим поиграть.
Игра с мячом «Кому, какой дом».
Цель игры: закрепить названия жилищ зверей и насекомых, Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.
Ход игры: все становятся в круг, воспитатель кидает мяч одному из детей, называя животное, ребёнок кидает мяч воспитателю, называя жилище этого животного.
Медведю – берлога
Белке – дупло
Волку – логово
Птице – гнездо
Пчеле – улей
Человеку – дом
И т. д.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЫСТАВКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ТВОРЧЕСКИХ СЕМЕЙНЫХ РАБОТ
ВЫВОДЫ СЕМИНАРА
При регулярной и разноплановой работе с детьми, родителями и педагогами по правовому воспитанию в рамках детского сада можно наглядно убедиться в положительных изменениях в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессии у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров.
Реализация целей и задач позволяет: создать образовательное пространство для повышения правовой компетентности педагогического состава и правового воспитания детей, вовлечь в правовоспитательную деятельность родителей.
Позвольте зачитать решение нашего семинара:(на слайде)