МААМ-картинки

Разработка семинара-практикума для педагогов и родителей «Правовое воспитание в ДОУ»

Светлана Файзуллина
Разработка семинара-практикума для педагогов и родителей «Правовое воспитание в ДОУ»

АКТУАЛЬНОСТЬ СЕМИНАРА.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей в естественных условиях существования, на своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки, на адаптацию микросоциума к потребностям ребёнка с его конкретными психофизиологическими, этническими и культурными особенностями.

Публикация «Разработка семинара-практикума для педагогов и родителей „Правовое воспитание в ДОУ“» размещена в разделах

Ведущая педагогическая идея сегодняшнего семинара– способствовать повышению компетенции социальных педагогов в вопросах правового воспитания дошкольников и просвещения родителей.

Актуальность.

ДОУ, в силу своей близости к семье, может стать важным элементом, влияющим на защиту прав ребёнка-дошкольника, но для этого нужно повысить уровень профессиональной грамотности педагогов. Одним из направлений, реально повышающих компетентность педагогов, является семинар-практикум.

Новизна состоит в разработке практических занятий семинара-практикума на основе интерактивных методов работы, таких как: презентация, практические игры-занятия, выставка методических и практических методик по работе в этом направлении.

Технологичность.

Методы, используемые в работе с педагогами могут быть применимы к сотрудничеству с родителями.

РАБОТА МДОБУ д/с № 11 «Русалочка»

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время возрастает актуальность проблемы "Гражданско-правовых знаний взрослых и детей". Среди функций, которые выполняет детский сад в системе дошкольного образования, большое место занимает воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правах.

Наш ДОУ работает по программе «Детский сад 2100», которая включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При отборе материала по правовому воспитанию нами учитываются возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывается то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.

Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.

Какие задачи стоят перед нами? (на слайде)

Создание правового пространства в ДОУ ставит следующие задачи:

(на слайде)

Для решения поставленных задач, наш детский сад организует работу по трем направлениям: (на слайде)

Ежегодно работа начинается с диагностической и просветительской деятельности с детьми и родителями воспитанников ДОУ, так как формирование основ правового сознания дошкольников без совместной работы с родителями, с семьей невозможно.

Анкетирование родителей показывает, что многие родители испытывают серьезные трудности в воспитании и обучении их детей. Их беспокоит непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей-дошкольников, вызывает отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают как вести себя в трудных ситуациях.

Выяснилось, что, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными, что о некоторых правах ребенка многие родители никогда и не задумывались и иногда нарушали их.

Подобная ситуация опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.

Опрос родителей проводится в начале и в конце учебного года и показал, например, по результатам прошлогоднего анкетирования следующее (таблица на слайде)

С целью повышения правовой культуры родителей разработаны формы и виды работы с родителями, определены направления повышения правовой культуры родителей воспитанников ДОУ (таблица на слайде)

На Общем родительском собрании родители воспитанников знакомятся с международными, российскими и региональными документами о правах человека, на собраниях родителям предлагаются памятки, выставки правовой и методической литературы. Все Общие родительские собрания проходят в интерактивном режиме, здесь родители не пассивные слушатели, а активные участники обсуждаемых вопросов. Например, в этом году на общем родительском собрании по теме: «Законодательная база, регламентирующая деятельность образовательных учреждений» родители познакомились с ФГТ, проектом закона об образовании и новым Типовым положением о ДОУ.

С целью обогащения знаний родителей о правах ребенка проводятся консультации, круглые столы, тренинги и деловые игры с родителями, совместные праздники. В каждой возрастной группе оформляются методические папки для воспитателя, где собирается практический материал для занятий с детьми и родителями, а так же методические папки для родителей, в которых помещена информация о международных и российских документах о правах человека с рекомендациями и памятками родителям по соблюдению прав ребенка.

Создана картотека дидактических игр и упражнений, которые можно использовать в условиях детского сада и семьи в целях формирования основ правового сознания.

В начале учебного года утверждается План мероприятий по защите прав детей в условиях ДОУ и семьи.

В газете для детей, родителей и педагогов «Русалочка» ведутся рубрики «Читайте вместе с детьми» и «Это надо знать», в которых даются советы родителям о том, как воспитывать в детях чувство собственного достоинства, ответственности за начатое дело, данное слово, формировать общественные нормы и правила поведения.

Подводя итоги нашей работы по формированию основ правового сознания дошкольников, можно отметить, что работа по защите прав и достоинств ребенка в ДОУ значима и необходима. Многим родителям стало легче управлять своим поведением и поведением ребенка, когда ребенок капризничает, упрямится и не желает выполнять просьбы родителей; они стали чаще бывать вместе с детьми – ходить в походы, заниматься оздоровлением всей семьей, вместе трудиться.

Огромная ответственность и обязанность в данном направлении возлагается на воспитателя. Ведь формирование навыков и умений не может быть ситуативным, оно должно быть систематическим. И только воспитатель может и должен постоянно обращать внимание на формирование правового сознания своих подопечных.

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА «ПРАВА ДЕТЕЙ»

1. На первом этапе я, знакомилась с методической литературой по теме, изучила проблемы в правовом воспитании детей, определила цели и задачи работы. Мною были выбраны методы и приемы работы, формы и типы непосредственной образовательной деятельности, методы диагностики и методы анализа результатов деятельности.

2. На втором этапе я организовывала встречи с родителями детей, собеседование, анкетирование родителей и детей на которых выяснилось, что родители испытывают трудности в воспитании детей, т. к. не знают правовые документы, регламентирующие права детей или не умеют применять их в практике. Я обратилась за консультацией к социальному педагогу по планированию работы, мы распределили направления деятельности и изучаемых вопросов, исходя из специфики программы ДОУ и результатов анализа и диагностики.

3. На следующем этапе был составлен перспективный план, разработано содержание работы, а так же разработка конспектов бесед с детьми, консультаций и сценариев мероприятий с родителями.

Сейчас я провожу работу с детьми и родителями, промежуточное обследование, промежуточное подведение итогов, результаты которых убеждают меня в правильности и необходимости продолжать работу в этом направлении.

Я стараюсь применять в своей деятельности различные формы работы.

ИГРЫ ПРАВОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущий для дошкольников вид деятельности - игровую. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

Представление картотеки игр.

Я предлагаю присутствующим поиграть.

Игра с мячом «Кому, какой дом».

Цель игры: закрепить названия жилищ зверей и насекомых, Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.

Ход игры: все становятся в круг, воспитатель кидает мяч одному из детей, называя животное, ребёнок кидает мяч воспитателю, называя жилище этого животного.

Медведю – берлога

Белке – дупло

Волку – логово

Птице – гнездо

Пчеле – улей

Человеку – дом

И т. д.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЫСТАВКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ТВОРЧЕСКИХ СЕМЕЙНЫХ РАБОТ

ВЫВОДЫ СЕМИНАРА

При регулярной и разноплановой работе с детьми, родителями и педагогами по правовому воспитанию в рамках детского сада можно наглядно убедиться в положительных изменениях в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессии у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров.

Реализация целей и задач позволяет: создать образовательное пространство для повышения правовой компетентности педагогического состава и правового воспитания детей, вовлечь в правовоспитательную деятельность родителей.

Позвольте зачитать решение нашего семинара:(на слайде)

Публикации по теме:

Права детей в символах.Права детей в символах. Из опыта работы. Одной из важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита.

Проект «Правовое обеспечение в ДОУ» Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать зашита прав ребенка. Здесь имеется в виду, в первую очередь,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка семинара-практикума для педагогов и родителей «Правовое воспитание в ДОУ»
Опубликовано: 19 октября 2013 в 15:19
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД