Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» в средней группе (развиваем речь ребенка)

Татьяна Будникова
Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» в средней группе (развиваем речь ребенка)

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На пятом году жизни значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности детей. Дети средней группы любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности.

Центральным направлением работы по развитию речи детей четырех-пяти лет является воспитание их инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение формам монолога. Дети приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной.

Развитие эмоционально-психологической сферы ребенка данного возраста осуществляется в следующих направлениях.

Представления, умения, навыки.

Развитие связной речи.

Ребенок должен:

- осваивать умения диалогической и полилогической речи: охотно вступать в речевое общение с окружающими; задавать вопросы, отвечать на вопросы; слушать ответы товарищей; участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая собеседника; в разговорном общении пользоваться (с помощью воспитателя) разными типами предложений в зависимости от характера поставленного вопроса;

- знать формы вежливого обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой;

- замечать неточности и ошибки в своей речи и в речи товарищей, доброжелательно исправлять их;

- осваивать умения монологической речи: составлять короткие (в 5-6 предложений) описательные рассказы о предметах, рассказы из собственного опыта; пересказывать литературные произведения; воспроизводить текст по иллюстрациям; сочинять повествовательные рассказы, используя игрушки, картины; составлять описательные загадки и загадки со сравнением;

- пользоваться элементарными формами объяснительной речи.

Развитие словаря,

Ребенок должен осваивать и использовать в речи:

- названия предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина и др.);

- названия живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух); некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и др.);

- слова, обозначающие части предметов, живые организмы, жизненные явления, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т. п., явлений (холодно, мокро, солнечно и др.);

- слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и др., а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы - растут, размножаются, развиваются; посуда - это то, что необходимо людям для еды, приготовления и хранения пищи, и т. д.);

- слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления детей: слова приветствия, благодарности, извинения, участия, эмоционального сочувствия, сострадания и т. п.

Грамматическая правильность речи.

Ребенок должен научиться:

- свободно пользоваться простыми предложениями (полными, распространенными, с однородными членами и др.);

- для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей употреблять сложноподчиненные предложения;

- правильно использовать суффиксы и приставки при словообразовании для выражения отношений между объектами;

- самостоятельно пользоваться системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов для правильного оформления речевого высказывания.

Звуковая культура речи.

Ребенок должен:

- овладевать произношением наиболее трудных звуков - свистящих, шипящих, [л], [р]; к пяти годам чисто произносить все звуки, четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова;

- говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы;

- учиться эмоционально, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от ее содержания.

Подготовка к обучению грамоте.

Ребенок должен:

- знать термины «слово», «звук», правильно их понимать и использовать;

- знать, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, могут быть длинными и короткими; учиться сравнивать слова по протяженности;

- учиться звуковому анализу слов:

а) самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки;

б) различать на слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные;

в) определять место звука в слове (первый, последний, в середине);

г) самостоятельно выделять слова с заданным звуком (сначала на основе наглядности, затем по представлению);

- со второй половины года учиться анализу односложных трехзвуковых слов по схеме и модели, составлять предложения по «живой модели».

Уровни освоения программы.

Низкий. В общении ребенок малоактивен, избегает объяснений, не владеет формами объяснительной речи. Затрудняется в построении развернутых предложений. В его речи отмечаются грамматические ошибки, речь невнятна. При пересказе затрудняется, требует помощи взрослого, нарушает последовательность событий. Описательные рассказы бедны по содержанию, фрагментарно передают особенности предметов. Различает слово и звук. Выделяет звуки в слове только с помощью взрослого; не различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Пассивен в работе со схемами и моделями.

Средний. Ребенок активен в разговорном общении, отвечает на вопросы. Требует помощи в объяснительной, речи. Грамматические ошибки в речи нечасты; в звуковом отношении речь внятная, достаточно громкая, эмоциональная. При пересказе и составлении описательных рассказов требуется помощь. Ребенок владеет простым предложением, в построении сложных затрудняется. Допускает ошибки в звуковом анализе слов, затрудняется в дифференцировке твердых и мягких звуков.

Высокий. Ребенок инициативен в разговоре, отвечает на все вопросы, задает встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Слова произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности. Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки. Проявляет интерес к языку, самостоятельно производит звуковой анализ односложного трехзвукового слова с использованием модели и схемы, различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, активно участвует в составлении предложений по «живой модели».

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программное содержание занятий по развитию речи Совместная деятельность воспитателя и детей

1 /2

СЕНТЯБРЬ

Занятие 1 [13, с. 20]

Задачи: обучить навыкам составления рассказа об игрушках, включая описание их внешнего вида; ввести в активную речь слова, обозначающие действия (глаголы); развивать речевые умения: согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе; фонематический слух: дать понятия звук, звучит, слово; отработать правильное произношение звуков: [у], [а], [г], [к], [в], [с], [с']

1. Дидактические игры: «Парные картинки» [17, с. 96]; «Кто что делает?» [16, с. 35].

2. Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» [20, с. 271].

3. Проговаривание чистоговорки: Ся-ся-ся, са-са-са - не пугай нас, оса!

Сю-сю-сю, су-су-су - не заблудимся в лесу.

4. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад» [19, с. 375].

5. Словесная игра «Мыши» [21, с. 78].

6. Проигрывание стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал воробей?» [9, с. 32].

7. Разучивание потешки «Наш козёл» [7, с. 47].

8. Беседа с детьми о том, где они отдыхали летом

Занятие 2 [13, с. 21]

Задачи: обучить навыкам составления рассказа по картинке (при педагогической поддержке и без нее) на основе личного опыта (по аналогии с рассказом по содержанию картины, развивать умение соотносить названия животных и их детенышей; актуализировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголы)

1. Дидактическая игра «Угадай-ка» [11, с. 122].

2. Чтение сказки Э. Блайтона «Знаменитый утенок Тим».

3. Рассматривание иллюстраций художников к детским книгам.

4. Чтение стихотворения И. Бунина «Осенние листья по ветру кружат.» [20, с. 295].

5. Словесная игра «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем» [21, с. 77].

6. Пальчиковая гимнастика (1-й комплекс, № 1, 2) [10, с. 53].

7. Игра «Волшебные превращения» [9, с. 34].

8. Повторение потешки «Наш козёл» [7, с. 47]_

ОКТЯБРЬ

Занятие 3 [13, с. 22]

Задачи: развивать умения соотносить названия животных и их детенышей; правильно называть детенышей животных в единственном и множественном числах; связывать между собой предложения; называть предмет, его признаки и действия; актуализировать употребление в речи предлогов за, под, на, в; выполнять упражнения по укреплению артикуляционного аппарата; отработать правильное произношение звуков [с], [с'] (изолированно) в словах и фразах

1. Дидактические игры: «Страшный зверь» [11, с. 130]; «Какие слова бывают?» [16, с. 36].

2. Чтение сказки «Три поросенка».

3. Чтение стихотворения А. Майкова «Кроет уж лист золотой.»[20, с. 295].

4. Словесная игра «Гуси» [21, с. 80].

5. Игра «Подарки» [21, с. 83].

6. Словесная игра «Доскажите словечко» [1, с. 264].

7. Пальчиковая гимнастика (1-й комплекс, № 3, 4, 5) [10, с. 53].

8. Мини-сценка по стихотворению Л. Корчагиной «Ёж» [9, с. 37]

1 / 2

Занятие 4 [13, с. 23]

Задачи: обучить описывать игрушку, называя ее характерные признаки; развивать речевые умения: согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе, обогащать словарный запас; ввести понятие слово; фонематический слух: отработать правильное произношение звука [с] в словах и фразах (подбирать слова со звуком [с])

1. Дидактическая игра «Ты кто?» [11, с. 141].

2. Чтение сказки «Привередница» [20, с. 256].

3. Чтение потешки «Наш козёл» [4, с. 80].

4. Повторение чистоговорки: Ся-ся-ся, са-са-са - не пугай нас, оса!

Сю-сю-сю, су-су-су - не заблудимся в лесу.

5. Разучивание потешек про корову и бычка [7, с. 48].

6. Словесная игра «Кто в домике живет?» [21, с. 79].

7. Ролевой театр: сказка В. Сутеева, «Под грибом» [9, с. 38]

Занятие 5 [13, с. 24]

Задачи: обучить навыкам составления рассказа, используя набор игрушек; развивать речевые умения: согласовывать существительные и прилагательные во множественном числе; различать интонации, правильно пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания; актуализировать употребление в речи слов, обозначающих признаки и действия предметов (игрушек); фонематический слух: отработать правильное произношение звука [з] {изолированно)

1. Дидактические игры: «Чего не стало?» [11, с. 123]; «Назовите разные слова» [16, с. 36].

2. Чтение стихотворений К. Ушинского «Бодливая корова», Б. Заходера «Кискино горе».

3. Разучивание стихотворения А. Барто:

Резиновую Зину купили в магазине, Резиновую Зину в корзине принесли, Она была разиней, резиновая Зина, Упала из корзины - измазалась в грязи.

4. Кукольный театр: «Лесная история» [12, с. 57].

5. Игра «Подарки» [21, с. 83]

Занятие 6 [13, с. 25]

Задачи: обучить навыкам пересказа короткой сказки, выразительно передавая диалог действующих лиц; развивать речевые умения: правильно называть детенышей животных, пользоваться формой глаголов в повелительном наклонении

1. Дидактическая игра «Поручения» [11, с. 132].

2. Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Что такое лес?»

3. Чтение потешки «Ножки, ножки, где вы были?» [20, с. 219].

4. Разучивание стихотворения Ю. Тувима «Овощи» [20, с. 145].

5. Пальчиковая гимнастика «Игра-потешка» [10, с. 53].

6. Словесная игра «Так бывает или нет?» [21, с. 82].

7. Отгадывание загадок [1, с. 120]

НОЯБРЬ

Занятие 7 [13, с. 25]

Задачи: развивать диалогическую речь, фонематический слух; речевые умения: научить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них; понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса; подбирать точные сравнения; актуализировать употребление | в речи слов, обозначающих признаки и действия предметов

1. Дидактические игры: «Что делает Буратино?» [11, с. 143]; «Назовите разные слова» [16, с. 36].

2. Чтение потешки «Зайчишка-трусишка» [20, с. 219].

3. Повторение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» [20, с. 145].

4. Проигрывание мини-сценки «Ёж-чистюля» [9, с. 40].

5. Проговаривание чистоговорок и стихотворений со звуками [с], [з].

6. Чтение сказки «Жихарка» [20, с. 240].

7. Словесная игра «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем» [21, с. 77]

1 / 2

Занятие 8 [13, с. 26]

Задачи: научить описывать предмет, не называя его; задавать вопросы и отвечать на них; развивать диалогическую речь, фонематический слух, речевые умения: активизировать употребление в речи глаголов (обозначение действия) и прилагательных (обозначение признаков предметов); образовывать названия детенышей животных в именительном и косвенном падежах

1. Дидактическая игра «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?» [11, с. 124].

2. Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа».

3. Заучивание стихотворения С. Черного «Кто?» [8, с. 145].

4. Пальчиковая гимнастика (2-й комплекс, № 1,2) [10, с. 53].

5. Театр на фланелеграфе: сказка «Кто как от дождя спасается» [12, с. 49].

6. Словесная игра «Каравай» [21, с. 83].

7. Игры с разрезными картинками

Занятие 9 [13, с. 27]

Задачи: обучить навыкам составления рассказа на основе личного опыта, на тему, предложенную воспитателем, о предметах, входяших в понятие мебель; закрепить знания об обобщенном понятии мебель; развивать речевые умения: понимать и правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед; активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений 1. Дидактические игры: «Ослик в гостях у медвежонка» [11, с. 133]; «Верни слова» [16, с. 36].

2. Чтение рассказа Ю. Пермяка «Торопливый ножик».

3. Повторение стихотворения С. Черного «Кто?» [8, с. 145]

4. Чтение стихотворения Д. Хармса «Игра».

5. Игра «Путешествие на воздушном шаре» [9, с. 40].

6. Упражнения в вежливом обращении друг к другу.

Занятие 10 [13, с. 28]

Задачи: обучить навыкам составления небольшого связного рассказа по картине на основе личного опыта (по аналогии с рассказом по картине); развивать речевое умение образовывать формы существительного в родительном падеже; активизировать употребление в речи глаголов

1. Дидактические игры: «Кто что слышит?» [21, с. 65]; «Почтальон приносит письма» [17, с. 90]; «Кто играет с Таней?» [11, с. 143].

2. Чтение сказки «Лисичка со скалочкой» [7, с. 210].

3. Заучивание потешки «Во поле рябинушка.» [20, с. 214].

4. Повторение потешек и попевок о домашних животных [7, с. 52].

5. Инсценировка сказки «Лиса и заяц».

6. Литературный калейдоскоп (прослушивание знакомых и новых стихотворении)

ДЕКАБРЬ

Занятие 11 [14, с. 12]

Задачи: обучить навыкам составления короткого описательного рассказа об игрушке; развивать речевые умения: согласовывать существительные и прилагательные в роде, образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением; развивать фонематический слух: отработать правильное произношение звука [ш] (изолированно, в словах и фразах, регулировать темп и силу голоса, подбирать слова, сходные по звучанию 1. Дидактические игры: «Узнай, что изменилось» [21, с. 66]; «Кафетерий» [11, с. 125]; «Это слово звонкое или тихое?» [16, с. 37].

2. Чтение сказки «Зимовье зверей» [7, с. 213].

3. Повторение потешки «Во поле рябинушка.»

4. Загадывание загадок [1, с. 347].

5. Драматизация сказки «Три поросенка».

6. Разучивание скороговорки:

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь - не спишь».

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

1 2

Занятие 12 [14, с. 13]

Задачи: научить при описании кукол сравнивать их, высказываясь законченными предложениями, пользоваться в речи прилагательными, словами с противоположным значением; закрепить знания об обобщенном понятии мебель; развивать выразительность речи

1. Дидактическая игра «Магазин посуды» [11, с. 133].

2. Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка» [20, с. 395].

3. Заучивание стихотворения А. Барто «Ёлка» [20, с. 318].

4. Ролевой театр: сказка «Лиса и журавль» [9, с. 42].

5. Пальчиковая гимнастика (2-й комплекс, № 3,4, 5) [10, с. 54].

6. Словесная игра «Каравай» [21, с. 83].

7. Игры с разрезными картинками.

8. Словесная игра «Доскажите словечко» [1, с. 344]

Занятие 13 [14, с. 14]

Задачи: научить описывать предметы зимней одежды; закрепить знания об обобщенном понятии одежда, о предметах зимней одежды; развивать речевые умения: использовать в речи сложноподчиненные предложения; согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе; фонематический слух: отработать навыки правильного произношения звука [ж] (изолированно, в словах и фразах, подбирать слова с заданным звуком

1. Дидактические игры: «Таня веселая и грустная» [11, с. 144]; «Слова произносятся друг за другом» [16, с. 37].

2. Чтение сказки «Лисичка-сестричка и волк» [7, с. 216].

3. Разучивание скороговорки:

Жуж жуку жужжал: «Жу-жу,

Я с ежом давно дружу».

4. Повторение стихотворения А. Барто «Ёлка» [20, с. 318].

5. Словесная игра «Каравай» [21, с. 83].

6. Пальчиковая гимнастика «Игра-потешка» [10, с. 54].

7. Инсценировка стихотворения А. Тараскиной «Воробей» [9, с. 44].

8. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей» [7, с. 54]

Занятие 14 [14, с. 15]

Задачи: обучить навыкам пересказа небольшого рассказа, впервые про-читанного на занятии, выразительно передавая диалог действующих лиц; развивать речевые умения: образовывать форму существительных в роди-тельном падеже множественного числа; фонематический слух

1. Дидактические игры: «Почтальон приносит письма» [17, с. 90]; «Ателье» [11, с. 125].

2. Чтение рассказа Е. Чарушина «Что за зверь?»

3. Чтение стихотворения Н. Некрасова «Мороз-воевода» («Не ветер бушует над бором.»).

4. Народная игра «Гуси» [21, с. 80].

5. Знакомство с праздником Новый год. Разучивание колядки «Щедровоч-ка» [7, с. 54].

6. Словесная игра «Доскажите словечко» [1, с. 264]

1/2

ЯНВАРЬ

Занятие 15 [14, с. 15]

Задачи: обучить навыкам составления коротких рассказов по описанию набора игрушек; актуализировать использование в речи предлогов в, на, под, между, используя соответствующую интонацию (вопросительную, повествовательную); развивать речевое умение: образовывать названия детенышей животных при помощи суффиксов -онок, -енок; фонематический слух: правильное произношение звука [ж] (в словах и фразах)

1. Дидактические игры: «Разведчики» [17, с. 92]; «Чаепитие» [11, с. 134]; «Подскажи последнее словечко» [16, с. 38].

2. Чтение сказки «Как собака друга искала» [20, с. 266].

3. Чтение стихотворения 3. Александровой «Птичья ёлка» [20, с. 318].

4. Повторение скороговорки: Жуж жуку жужжал: «Жу-жу,

Я с ежом давно дружу».

5. Словесная игра «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем» [21, с. 77].

6. Игра «Продолжи фразу и покажи» [9, с. 45].

7. Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос» [7, с. 55]

Занятие 16 [14, с. 16]

Задачи: обучить навыкам составления небольшого рассказа (из 2-3 предложений, отражающего содержание картины; развивать речевые умения: подбирать определения к словам снег, зима, снежинки; фонематический слух: выделять звуки в слове, подбирать слова с заданным звуком

1. Дидактическая игра «Найди ручку» [11, с. 144]

2. Чтение стихотворения К. Чуковского «Телефон».

3. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Красавица какая.» [8, с. 146].

4. Ролевой театр: сказка «Кошкин дом» [9, с. 46].

5. Словесная игра «Какое время года?» [21, с. 86].

6. Пальчиковая гимнастика «Цветок» [10, с. 54].

7. Словесная игра «Доскажите словечко» [I, с. 105]

Занятие 17 [14, с. 17]

Задачи: обучить навыкам составления короткого рассказа об игрушках (при педагогической поддержке); помочь овладеть навыками выявления опорных в смысловом значении слов в заданиях, приводящих к нахождению отгадок, используя сложноподчиненные и простые распространенные предложения; развивать фонематический слух: отработать правильное произношение звука [ч'] в словах и фразах, называть слова с заданным звуком; развивать диалогическую речь

1. Дидактические игры: «Петрушкины команды» [11, с. 126]; «Какое слово потерялось?» [16, с. 38].

2. Чтение сказки С. Козлова «Зимняя сказка».

3. Повторение стихотворения Е. Благининой «Красавица какая.» [8, с. 146].

4. Заучивание стихотворения:

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. Черепаха всех смешит, потому что не спешит.

А куда спешить тому, кто всегда в своем дому?

5. Театр на фланелеграфе: сказка «Маша и медведь».

6. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка» [7, с. 56].

7. Загадывание загадок [1, с. 336]

1/2

ФЕВРАЛЬ

Занятие 18 [14, с. 18]

Задачи: научить описывать внешний вид человека и его одежду (цвет, отделку); развивать речевые умения: образовывать формы единственного и множественного числа от глагола хотеть, формы повелительного наклонения от глаголов/?иаэ<ад/яь, танцевать и др. ; выполнять упражнения по развитию речевого дыхания

1. Дидактические игры; «Найди своего товарища» [17, с. 90]; «Зайчик» [11,с. 135].

2. Чтение сказки «Лиса и козёл» [7, с. 216].

3. Заучивание стихотворения К. Чуковского «Растет она вниз головою.» [8, с. 140].

4. Драматизация сказки «Три поросенка».

5. Пальчиковая гимнастика «Коза и козлёнок» [10, с. 54].

6. Словесная игра «Доскажите словечко» [1, с. 331].

7. Игра «Аюшки» [7, с. 51]

Занятие 19 [14, с. 18]

Задачи: обучить навыкам составления рассказа о предметах и действиях с предметами; закреплять знания об обобщенном понятии посуда, предметах посуды, их назначении; развивать фонематический слух: отработать правильное произношение звука [ч'], отчетливо называть слова с заданным звуком

1. Дидактические игры: «Найди своего товарища» [17, с. 90]; «Разбери посуду» [17, с. 92]; «Смешинка» [11, с. 137]; «Где вы слышали эти слова?» [16, с. 38].

2. Чтение стихотворения А. Берга «Рыбка» [20, с. 416].

3. Чтение стихотворения А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка.»

4. Повторение стихотворения К. Чуковского «Растет она вниз головою.» [8, с. 140].

5. Проговаривание чистоговорок.

6. Игра «Доктор Айболит» [9, с. 47]

Занятие 20 [14, с. 19]

Задачи: обучить навыкам пересказа текста произведения Е. Чарушина «Курочка», сравнивать курицу и цыпленка (на картинках); развивать речевые умения: подбирать определения и антонимы (слова с противоположным значением, согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе; фонематический слух: подбирать слова, сходные по звучанию 1. Дидактические игры: «Громкая и тихая музыка» [17, с. 90]; «Вы хотите? -Мы хотим!» [11, с. 126].

2. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе».

3. Чтение потешки «Иди, весна, иди, красна.» [20, с. 212].

4. Мини-сценка по стихотворению В. И. Мирясовой «Таня и мячик» [9, с. 48].

5. Пальчиковая гимнастика «Цветок» [10, с. 54].

6. Беседа «Наша армия родная» [1, с. 47]

Занятие 21 [15, с. 9]

Задачи: научить описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя его существенные признаки; развивать фонематический слух: слышать звук [щ'] в словах, отработать правильное произношение звука [щ']; упражнять в умении соотносить предмет с действиями, которые он производит

1. Дидактические игры: «Огородники» [11, с. 13 5]; «Кто предложит сам?» [16, с. 38].

2. Чтение сказки бр. Гримм «Бременские музыканты».

3. Чтение стихотворения Л. Квитко «Бабушкины руки» [20, с. 324].

4. Заучивание чистоговорок: Ща-ща-ща - мы несем домой леща.

Ащ-аш-ащ - мы наденем плащ.

5. Словесная игра «Кто внимательный?» [1, с. 352].

6. Театр на фланеграфе: сказка «Заюшкина избушка».

7. Беседа о прошедшем празднике - Дне защитника Отечества [1, с. 51].

8. Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины» [7, с. 59]

Программное содержание занятий по развитию речи Подготовка к обучению грамоте Совместная деятельность воспитателя и детей

1/2/3

МАРТ

Занятие 22 [15, с. 10] Задачи: обучить навыкам составления рассказа по картине; развивать речевое умение правильно называть предметы посуды; отработать правильное произношение звука [щ']; дать представление о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности Занятие 1 [6, с. 6]

Задачи: познакомить со словарным составом речи, с линейностью и протяженностью слов; ввести понятие слово; развивать фонематический слух: интонационно выделять в словах звук [ш], называть слова с этим звуком

1. Дидактическая игра «Найди ножку» [11, с. 146].

2. Чтение были Л. Н. Толстого «Мальчик стерег овец.» [20, с. 302].

3. Чтение стихотворения П. Образцова «Март».

4. Разучивание стихотворения:

Щука проглотила щетку. Щетка ей щекочет глотку. - Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?

5. Словесная игра «Доскажите словечко» [1, с. 353].

6. Знакомство с театром теней.

7. Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Вот какая моя мама!» [7, с. 59].

8. Беседа о празднике 8 Марта [1, с. 52]

Занятие 23 [15, с. 11] Задачи: закреплять знания об обоб-щенном понятии овощи, развивать речевые умения: правильно называть овощи, описывать их качества, цвет, форму, фонематический слух (находить сходно звучащие слова) Занятие 2 [6, с. 7]

Задачи: развивать фонематический слух: интонационно выделять в словах звук [ж], речевое внимание; ввести понятие звук

1. Дидактические игры: «Подбери пару» [17, с. 90]; «День рождения Пуха» [11, с. 130]; «Слова забыли свое место» [16, с. 39].

2. Чтение глав из книги А. Милна «Винни-Пух и все-все-все».

3. Чтение стихотворения В. Берестова «Песенка весенних минут».

4. Повторение всех известных детям скороговорок и чистоговорок.

5. Пальчиковый театр: сказка «Кто сказал "мяу"?»

6. Пальчиковая гимнастика «Дружба» [10, с. 54]

Занятие 24 [15, с. 12]

Задачи: научить описывать предметы, игрушки; развивать речевые умения: правильно использовать слова, обозначающие пространственные отношения ближе - дальше, впереди - сзади; фонематический слух: отработать правильное произношение звуков [л], [л'], чет-кую артикуляцию этих звуков в словах; интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные, определять первый звук в слове Занятие 3 [6, с. 8]

Задача: развивать речевое внимание, фонематический слух: различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, произносить слова с интонационным выделением звуков [с], [с']

1. Дидактические игры: «Разведчики» [17, с. 92]; «Зайка, сделай!» [11, с. 127]; «Кто на картинке?» [16, с. 40].

2. Чтение рассказа В. Бианки «Первая охота» [10, с. 104].

3. Чтение стихотворения Э. Успенского «Разгром».

4. Заучивание скороговорки:

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

Под лавку заглянуть было лень, искала булавку весь день.

5. Загадывание загадок [1, с. 174].

6. Рассматривание иллюстраций к детским книгам.

7. Инсценировка сказки С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» [9, с. 55].

8. Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Заучивание заклички о весне [7, с. 60]

Занятие 25 [15, с. 13] Задачи: обучить навыкам пересказа | прочитанного текста; развивать фонематический слух: самостоятельно подбирать слова с определенными звуками - [с], [ш]; речевое умение: правильно называть предметы посуды Занятие 4 [6, с. 9]

Задача: развивать речевое внимание, фонематический слух: различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, называть слова с заданным звуком

1. Дидактические игры: «Магазин» [17, с. 92]; «Почему так называют?» [11, с. 146]; «Опять слова забыли свое место» [16, с. 39].

2. Чтение сказки Д. Родари «Собака, которая не умела лаять» [3, с. 71].

3. Чтение стихотворения Г. Кружкова «Р-р-р-ры!» [5, с. 101].

4. Театр на фланелеграфе: сказка «Заяц и ёж».

5. Рассматривание иллюстраций к детским книгам.

6. Игры с воображаемыми предметами [9, с. 55].

7. Повторение заклички о весне

АПРЕЛЬ

Занятие 26 [15, с. 13]

Задачи: научить описывать игрушку, правильно пользоваться вопросительными и утвердительными интонациями, выделять голосом определенные слова (логическое ударение); отработать правильное произношение звуков [л], [л'] (изолированно, в словах и фразах} Занятие 5 [6, с. 11 ] Задачи: научить составлять предложение по «живой» модели, интонационно выделяя звуки в словах; развивать фонематический слух: называть слова с заданным звуком; закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; познакомить с многозначными словами

1. Дидактические игры: «Зайкина гимнастика» [11, с. 127]; «Что мог бы нарисовать художник?» [16, с. 40].

2. Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

3. Чтение сказки Х. -К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

4. Знакомство с потешным фольклором: дразнилками, скороговорками [7, с. 62].

5. Отгадывание загадок [1, с. 253].

6. Словесная игра «Мыши» [21, с. 88].

7. Игра «Бояре, а мы к вам пришли!» [9, с. 57]

Занятие 27 [15, с. 15] Задачи: обучить навыкам составления короткого описательного рассказа по картине; развивать речевые умения: подбирать соответствующие слова, сравнивая петуха и курицу, курицу и цыплят; фонематический слух: самостоятельно подбирать слова, сходные по звучанию Занятие 6 [6. с. 12] Задачи: познакомить с тем, какие бывают первые звуки в слове; научить составлять предложение по «живой» модели; развивать речевое внимание, фонематический слух

1. Дидактические игры: «Кто больше?» [1, с. 168]; «Подбери другие слова» [11, с. 146]; «Слова - звучат!» [16, с. 39].

2. Чтение рассказа Н. Носова «Затейники».

3. Заучивание стихотворения С. Вангели «Подснежники» [20, с. 364].

4. Словесная игра «Доскажите словечко» [1, с. 168].

5. Театра на фланелеграфе: сказка «Жихарка».

6. Пальчиковая гимнастика «Ты кто?» [10, с. 55].

7. Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц [7, с. 63]

Занятие 28 [15, с. 15] Задачи: развивать речевые умения: образовывать глаголы от звукоподражательных слов; фонематический слух: отработать правильное произношение звуков [р], [р']. подбирать слова с этими звуками; научить описывать предметы, подбирая подходящие по смыслу слова; закреплять знания об обобщенных понятиях: овощи, одежда, мебель

Занятие 7 [6, с. 13] Задачи: научить сравнивать слова по протяженности; развивать речевое внимание, фонематический слух (определять первый звук в словах, называть слова с заданным звуком}

1. Дидактические игры: «Узнай, что изменилось» [21, с. 66]; «Прятки» [11, с. 128]; «На что похоже?» [16, с. 41].

2. Чтение сказки Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров» [2, с. 61].

3. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Ива» [20, с. 159].

4. Заучивание чистоговорок:

Ра-ра-ра - весь мусор уберем с утра, Ро-ро-ро - весь мусор соберем в ведро. Ре-ре-ре - метем усердно во дворе, Ри-ри-ри - двор убрали - раз, два, три!

5. Инсценировка сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха» [9, с. 58].

6. Рассматривание иллюстраций к детским книгам

Занятие 29 [15, с. 16] Задачи: научить описывать игрушку, выделяя ее характерные признаки; развивать речевые умения в образовании форм существительных родительного падежа множественного числа; фонематический слух: узнавать слова, в которых не хватает 1 последнего звука; закреплять знания о том, что слова состоят из разных звуков

Занятие 8 [6, с. 14] Задачи: научить составлять предложения о действиях детей; развивать фонематический слух: определять 1-й звук в слове; называть слова с заданным звуком; закреплять умение различать твердые и мягкие согласные звуки

1. Дидактические игры: «Магазин» [17, с. 92]; «Бабушка Маланья» [11, с. 136]; «Здравствуйте, я - Петрушка!» [16, с. 41].

2. Чтение рассказа М. Пришвина «Ребята и утята».

3. Повторение стихотворения С. Вангели «Подснежники» [20, с. 364]

4. Чтение потешки «Ласточка» [20, с. 222].

5. Словесная игра «Мыши» [21, с. 78].

6. Театр бибабо: сказка «Великан и мышь» (по А. Фронденбергу) [9, с. 60]

МАЙ

Занятие 30 [15, с. 18] Задачи: развивать речевые умения: согласовывать существительные, прилагательные и местоимения в роде; научить описывать предмет, его внешний вид, признаки; отработать правильное произношение, фонематический слух: слышать звуки [р], [р'] в словах, подбирать слова с этими звуками Занятие 9 [6, с. 15] Задачи: развивать речевое внимание, фонематический слух: определять и называть 1 -и звук в слове, познакомить с разным звучанием слов; называть слова с заданным звуком

1. Дидактические игры: «Новая квартира» [1, с. 245]; «Какая, какой, какое?» [11, с. 149]; «Загадочный круг» [16, с. 42].

2. Чтение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный!»

3. Чтение сказки «Собака, которая не умела лаять» [3, с. 71 ].

4. Загадывание загадок [1, с. 253].

5. Словесная игра «Доскажите словечко» [1, с. 246].

6. Театрализованная игра «Веселые превращения» [9, с. 61]

Занятие 31 [15, с. 18] Задачи: научить описывать внешний вид предметов, их характерные признаки; развивать речевые умения: правильно называть детенышей животных; фонематический слух: самостоятельно находить слова, сходные по звучанию; закреплять знания о том,что звуки в словах произносятся в определенной последовательности

Занятие 10 [6, с. 16] Задача: развивать речевое внимание, фонематический слух: различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, называть слова с заданным звуком

1. Дидактические игры: «Разведчики» [17, с. 92], «Полетушки» [11, с. 137].

2. Чтение «Сказки о жадине» И. Зиедониса [2, с. 63].

3. Заучивание стихотворения Г. К. Кружкова «Р-р-р-ры!» [5, с. 101].

4. Проговаривание чистоговорок и скороговорок.

5. Литературный калейдоскоп (по известным детям стихотворениям, сказкам, рассказам, потешкам).

6. Пальчиковые игры.

7. Мини-сценка «Хозяйка и кот» [9, с. 62].

8. Беседа с детьми о празднике 9 Мая [11, с. 62]

ЛИТЕРАТУРА

1. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: метод, пособие / Н. В. Алёшина. - М. : ЦГЛ, 2004.

2. Дошкольное воспитание: журн. - 1994. -№ 1.

3. Дошкольное воспитание: журн. - 1994. - № 2.

4. Дошкольное воспитание: журн. - 1994. - № 4.

5. Дошкольное воспитание: журн. - 1994. - № 8.

6. Журова, Л. Е. Обучение дошкольников грамоте: метод, пособие / Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. - М. : Школьная Пресса, 2002. *

7. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб. -метод, пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханёва. - СПб. : Детство-Пресс, 1998.

8. Литература и фантазия: книга для воспитателей детского сада и родителей / сост. Л. Ю. Стрельцова. - М. : Просвещение, 1992.

9. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду: разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. - М. : Школьная Пресса, 2000.

10. /7лсш-программа воспитательно-образовательной работы в детском саду / сост. Н. В. Гончарова [и др. ]; под ред. 3. А. Михайловой. - СПб. : Акцидент, 1997.

11. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / О. С. Ушакова [и др. ]; под ред. О. С. Ушаковой. - М. : Изд. -во «Институт психотерапии», 2001.

12. Развлечения в детском саду: пособие для воспитателя и музыкального руководителя / сост. Л. С. Фурмина, А. Е. Шибицкая, Л. В. Пантелеева. - М. : Просвещение, 1975.

13. Сохин, Ф Примерное планирование занятий по развитию речи. Средняя группа / Ф. Сохин, О. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 11.

14. Сохин, Ф. Примерное планирование занятий по развитию речи. Средняя группа / Ф. Сохин, О. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 1989. -№ 12.

15. Сохин, Ф. Примерное планирование занятий по развитию речи. Средняя группа / Ф. Сохин, О. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 1.

16. Тумакова, Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Г. А. Тумакова. -М. : Просвещение, 1991.

17. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. -Минск: Народная асвета, 1976.

18. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / сост. Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. - М. : Просвещение, 1981.

19. Хрестоматия для дошкольников. 2-4 года / сост. М. Т. Ильчук, В. В. Гербова, Л. М. Елисеева, М. П. Бабурова. - М. : АСТ, 1999.

20. Хрестоматия для маленьких / сост. Л. Н. Елисеева. - М. : Просвещение, 1987.

21. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко. - М. : Просвещение, 1988.

Публикации по теме:

Работа над методической темой «Формирование фонематического слуха младших дошкольников». Для работы по своей методической теме я разработала перспективный план, который использую в своей работе. Работа с детьми /Работа с родителями.

Тренажер для развития моторики рук.Тренажер для развития моторики рук. Подробное описание: Мы уже знаем о тесной связи развития мелкой моторики рук и развития речи ребенка. Цель: Развиваем руки ребенка, активизируем.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» в средней группе (развиваем речь ребенка)
Опубликовано: 11 июня 2012 в 21:58
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД по окружающему миру «Жалобная книга природы»
Жалобная книга природы" Занятие имеет интегрированный характер ( согласно ФГОС, работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей...
Презентация: «Сказка о длинной дороге от зёрнышка до каравая»
Не напрасно народ, С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет, Самой первой святыней. Золотые слова, Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова! " – В...
Сценарий праздника «Полна у осени корзина» с фотоотчётом
Праздник в старшей и подготовительной группе «Полна у осени корзина» Воспитатель: Метлина Г. А. Цель: развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности...
Фотоотчёт о посадке деревьев
Как известно детям очень нравится ухаживать за растениями, сажать деревья, но конечно же совместно со взрослыми. Со старшими детками мы посадили две Туи на...
Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельности
Формирование творческой личности- одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном...