МААМ-картинки

Развернутый план занятия «Развитие вокально — технических навыков»

Дарья Лукина
Развернутый план занятия «Развитие вокально — технических навыков»

Форма занятия : групповая

Цель:

Ознакомиться с различными вокальными упражнениями, с целью развития певческих навыков.

Задачи:

Образовательные:

- закрепление навыков ансамблевого пения;

- закрепление навыка певческого дыхания;

- формирование устойчивого интереса к культуре своего народа.

Развивающие :

- развитие музыкального слуха, памяти и мышления;

Публикация «Развернутый план занятия „Развитие вокально — технических навыков“» размещена в разделах

- формирование и развитие нижнерёберно-диафрагмального певческого дыхания, активного вдоха;

- развитие навыка «чистого» интонирования;

- формирование и развитие навыка чёткой дикции, артикуляции;

- развитие мелодического и гармонического слуха;

- развитие практических исполнительных навыков и умений в процессе изучения музыкального фольклора.

Воспитательные:

- воспитание уважения к традициям предков, к русской культуре, любовь к народному творчеству.

- воспитание активности и эмоциональной отзывчивости у учащихся;

Методы обучения:

- словесный

- наглядный

- практический

- иллюстрированный (вокальный показ преподавателем и воспроизведение услышанного учениками)

- представление «в уме» первого звука при взятии дыхания

- вокализация мелодии песни на гласную

- исполнение распевок и песен с задержкой на отдельных звуках, с целью работы над чистотой интонирования, для выстраивания унисона.

- Образные сравнения, как прем связи с образным мышлением.

- Поощрение успехов обучающихся, с целью стимуляции их интереса к знаниям.

Материально-техническое обеспечение урока :

- наглядный материал (текст песни – веснянки)

План занятия :

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

• правила постановки корпуса

• тип певческого дыхания

вокальная маска

3. Распевание ансамбля

• дыхательные упражнения;

• речевая разминка;

вокальные упражнения.

4. Знакомство с понятиями: «цепное дыхание», «календарно – обрядовые песни», «веснянка».

5. Разучивание нового песенного материала – календарно – обрядовой пенсии – веснянки «Весна, красна, на чем пришла?».

6. Повторение пройденного песенного материала. Повторение песен «Как у нашего соседа», «Камаринская».

7. Подведение итогов занятия.

8. Самоанализ.

Ход занятия:

1. Организационный момент

• Организованный вход детей в класс

• Приветствие

• Сверка учащихся по журналу

• Озвучивание темы и цели открытого занятия

• Создание позитивного эмоционального настроя учащихся.

2. Актуализация опорных знаний:

Беседа с учащимися о правилах постановки корпуса при пении, типе певческого дыхания, о понятии «вокальная маска» (улыбка).

3. Распевание ансамбля:

Комплекс упражнений, направленных на развитие певческого дыхания, на подготовку голосового аппарата к работе с песенным материалом;

Упражнение, направленное на развитие вокального дыхания :

«Испуг» - упражнение, направленное на активный короткий вдох, как будто при испуге.

• Упражнение на выдох «Поясок», руки необходимо поставить на ребра, плечи не двигаются. Медленно выдыхаем воздух на звук «С» направляем струю воздуха в «зубы». Необходимо следить за ровностью выдыхаемого воздуха, без толчков и рывков.

«Скороговорки», проговаривание скороговорок на одном дыхании.

Работа над скороговорками помогает учиться регулировать количество воздуха, глубину вдоха, расход воздуха при выдохе, напор воздушной струи, улучшает дикцию.

Комплекс вокально-технических упражнений, направленных на развитие голоса, звуковысотного слуха, формированию чистой интонации, расширению диапазона голоса:

• Пение на одном звуке с закрытым ртом.

«И – я» - работа над унисоном

«ОЭА» - работа над унисоном

«Е – е – е – я – я – я» - распевание на двух соседних звуках.

«Ле – лё, лё - ля», распевание на трех звуках, работа над восходящим и нисходящем движении в распевке.

«Е – е – е – ой – да, я – я – я - ай – да» - вокальное упражнение выстроено в пределах нисходящей кварты. Обратить внимание на мягкую атаку звука. Также обращаем внимание на дыхание и поём по две фразы на одном дыхании.

«От топота копыт», распевка в пределах квинты. Работа над поступенным нисходящим движением

«Зелена сосна, на горе росла» - распевно. Исполнение распевки с периодической задержкой на отдельных звуках, с целью работы над чистотой интонирования.

«би – би – би, ди – ди – ди» - распевка направлена на работу над дикцией, работу над поступенным нисходящим и восходящим движением.

«ли – ли - ли – ли – ли, ля – ля – ля – ля - ля» - работа над дикцией, работа над поступенным нисходящим и восходящим движением.

• Скороговорка «На дворе трава» - работа над произношением слова; исполнение распевки с периодической задержкой на отдельных звуках, с целью работы над чистотой интонации.

4. Разбор таких понятий, как «цепное дыхание», «календарно – обрядовые песни», «веснянка», «гукание».

В процессе беседы, педагог и учащиеся должны суметь составить определение этих понятий.

Цепное дыхание – тип дыхания, при котором певцы меняют дыхание не одновременно, а поочерёдно, что обеспечивает ансамблю непрерывность звучания, на протяжении долгого времени.

Календарно – обрядовые песни – песни, являющиеся частью календарной обрядности, их название связано с сельскохозяйственным календарем – распорядком работ по времени года. В них отразились верования наших предков, представления о круговороте природы.

Веснянка – обрядовые песни заклинательного характера, направленные на призыв весны.

Гукание – это вокальный прием быстрого переключения с грудного на головной регистр.

5. Разучивание нового песенного материала. Разучивание веснянки «Весна, красна, на чём пришла?»

• Знакомство с текстом и мелодией веснянки, посредством игры в «эхо» - педагог задаёт попевку с текстом – учащиеся её повторяют, в разных комбинациях: вместе, по одному, по двое и тд.

• Исполнение веснянки (соблюдение цепного дыхания)

6. Повторение пройденного песенного материала

Работа над пройденным материалом, исполнение песен: «Как у нашего соседа», «Камаринская».

7. Подведение итогов занятия.

• Подведение итогов

Ответы на вопросы педагога:

1. Какой основной тип дыхания используется при пении? (диафрагмальное дыхание)

2. Как называется вид дыхания в ансамбле, когда участники дышат по цепочке? (цепное)

3. Как называются календарно – обрядовые песни, имеющие заклинательный характер, направленные на призыв весны. (веснянки)

8. Самоанализ

Группа учащихся, участники открытого занятия, имеют хорошие музыкальные данные, занимаются с интересом. На занятии ученики активны и внимательны.

Ученики группы достигли хороших результатов. Являлись участниками городских мероприятий, конкурсов.

Все учащиеся в процессе обучения проявляют трудолюбие, целеустремленность, исполнительность. На занятиях принимают активное участие, стремятся выполнить все требования и рекомендации педагога, проявляют личную активность, инициативность и творчество. Обладают хорошей музыкальной памятью, быстро запоминают тексты и мелодии песен.

Пение в народной манере - это целый комплекс вокально-технических и исполнительских средств и приемов.

В работе над произведениями народного песенного искусства педагог следует принципам последовательности, постепенности, доступности, системности и наглядности в освоении материала от простого к сложному. В основе занятий лежит выработка определенных навыков и их применение.

Тип занятия комбинированный, он направлен как на отработку, закрепление вокальных навыков, полученных на предыдущих занятиях, так и на освоение нового материала посредством практической и теоретической работы.

Используемая литература:

1. Куликова Л. Русское народное музыкальное творчество, Москва, 2018

2. О. Пашина. Народное музыкальное творчество. Учебник. И Хрестоматия, Композитор, СПб, 2008

3. Мешко Н. К. Искусство народного пения, часть 1 Москва, НОУ «Луч», 1996.

4. Мешко Н. К. Искусство народного пения, часть 2 Москва, НОУ «Луч», 2000.

5. Шастина Т. В. Хранители народной традиционной певческой культуры / Т. В. Шастина // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – Санкт-Петербург : СПбГИК, 2016.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания: ключ к независимости ребёнка»Консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания: ключ к независимости ребёнка» Консультация для родителей: «Развитие навыков самообслуживания: ключ к независимости ребёнка» Постепенно дети становятся всё более независимыми,.

Мастер-класс по изготовлению пособия на развитие мелодического слуха и вокально-певческих навыков «Музыкальные капельки»Мастер-класс по изготовлению пособия на развитие мелодического слуха и вокально-певческих навыков «Музыкальные капельки» Мастер – класс «Музыкальные капельки» Представляю вашему вниманию пошаговое изготовление музыкально –дидактического пособия на развитие.

Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности»Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развернутый план занятия «Развитие вокально — технических навыков»
Опубликовано: 24 мая 2024 в 18:40
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развернутый план занятия «Развитие вокально — технических навыков»» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Лукина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.

17 июня. День круговорота воды. Передвижка «Путешествие Капельки»

Сколько существует наша планета, столько же и происходит круговорот воды в природе. Расскажем детям, какое путешествие совершают капельки воды, чтобы напитать все живое.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД