Любовь Русын
Развитие детской речевой активности через пальчиковые игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребёнка находится
на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский.
Раннее детство считают стартовым периодом развития нравственности, духовности, интеллекта и здоровья. А значит, проблемы раннего детства заслуживают особого внимания.
Публикация «Развитие детской речевой активности через пальчиковые игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Развитие речи, как средство общения, как средство понимания речи окружающих, представляет собой, по мнению Л. С. Выготского, центральную линию развития ребенка этого возраста и существенно меняет отношение ребенка к окружающей среде.
Речь, по мнению Л. С. Выготского, как средство социального общения, возникает из потребности ребенка в средствах общения.
Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное с предметным действием, по утверждению Д. Б. Эльконина, не может быть только эмоциональным, оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.
Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем.
К концу первого года жизни в словаре ребенка примерно 8-10 слов, в 2 года - 300-400 слов, а в 3 года - 1000 слов. Поистине гигантские шаги. Безусловно, могут быть индивидуальные различия, ведь каждый ребенок обладает своим темпом развития, он неповторим.
Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Исследованиями учёных (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова – Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все учёные, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи». И. П. Павлова.
Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребёнка.
Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.
Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребёнку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться ещё на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
В. Л. Сухомлинский отмечал, что «…духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».
Моя педагогическая концепция заключается в словах Конфуция:
«Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький».