Виктория Атарщикова
Развитие игрового сюжета «Русская избушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно- ролевая игра «Русская избушка».
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре.
Задачи: развитие у детей способности к ролевому взаимодействию, развитие диалоговой и связной речи, введение в речь детей русских потешек, знакомство с дымковской и филимоновской игрушкой, развитие крупной моторики (прямой галоп, знакомство с элементарными правилами этикета (прием гостей, накрывание на стол).
Атрибуты к игре:
Публикация «Развитие игрового сюжета „Русская избушка“» размещена в разделах
по мотивам Филимоновской игрушки: юбки, передники для хозяюшек, шкатулка с бусами, жилетки, шляпки для всадников, лошадки из палочек и бумаги;
деревянный колодец с ведрами под Дымково; пруд из лидерина;
сундук для хранения одежды, печка из коробок, люлька с постельными принадлежностями, половики, самовар, скатерть с росписью Хохломы, полотенца из льна, угощения из соленого теста, самодельные собачки из бумаги с росписью Дымково.
Предварительная работа:
Участие родителей в подготовке атрибутов к игре;
Рассматривание с детьми Дымковских и Филимоновских игрушек;
Изготовление с детьми (совместная деятельность) лошадок и собачек из бумаги.
Развитие сюжета.
• Всадники скачут к пруду напоить лошадей.
Дети наряжаются во всадников: одевают жилетки, шляпки. Садятся на лошадок и скачут к пруду, расположенном на ковре, на расстоянии 1,5 метров от избушки. Поят своих лошадок из пруда, причесывают гриву, приговаривая:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Затем дети возвращаются в избушку и по желанию повторяют действия.
• Всадники скачут к колодцу напоить лошадей.
Колодец располагается на ковре, на расстоянии от избушки. Дети наряжаются во всадников, скачут к колодцу. Воспитатель показывает, как набрать воды из колодца, перелить воду в другое ведро, приговаривая:
Я опять хочу напиться,
Очень вкусная водица.
А откуда достается?
Из глубокого колодца.
Дети повторяют игровые действия. Воспитатель помогает, проговаривая стихотворение.
• Хозяйка накрывает на стол.
Мальчики одеваются во всадников и скачут к колодцу. В это время хозяюшка избушки накрывает на стол. Предварительно на столе стоит самовар. Хозяйка расставляет чашки, тарелочки, угощения из теста, сахар, ложечки.
Всадники возвращаются и угощаются чаем из самовара.
• Помощь хозяйке: принести воды из колодца.
Воспитатель обнаруживает, что в самоваре очень мало воды. Предлагает помочь хозяюшке принести воды.
Тили- тили- тили- тили!
Мы по воду не ходили.
Приходил Егорка
Приносил ведерко.
По очереди всадники приносят воду хозяйке. Воспитатель, в зависимости от имени помощника, меняет в потешке имя Егорка на нужное. Хозяйка благодарит мальчика за помощь, принимает ведро. Далее игровые действия как в предыдущей ситуации.
• Хозяйка укладывает спать ребенка и готовит кашу в печи.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает композиционные фотографии народных игрушек: печка-телогрейка. Беседует, почему маленький ребенок лежит на печи, объясняет название печки, рассказывает о значении печи в избе (тепло, приготовление еды, мытьё в печи, лечение). Во время беседы воспитатель играет с куклой, показывая образец игрового поведения.
Воспитатель рассказывает стихотворение, выполняя игровые действия по приготовлению каши в печи:
Варись, варись кашка
В голубенькой чашке.
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись, кашка, сладка
Из густого молока,
Да из манной крупки.
У того, кто кашу ест,
Вырастут все зубки!
Куколка просыпается, просит кушать, плачет. Хозяюшка кормит его с ложечки.
Далее распределяются роли между детьми: хозяйка, хозяин, гость. Возможно введение сестры хозяйки, бабушки и т. п., в зависимости от количества участников игры.
• Хозяйка приглашает гостей на праздник.
Наша – то хозяюшка
Сметлива была-
Всем в избе работушку
К празднику дала!
Чашечку собачка
Моет языком,
Мышка собирает
Крошки под окном,
По столу котище
Лапою скребет,
Половичку курочка
Веничком метет!
Для инсценировки потешки дети одевают маски кошки, собаки, мышки, курочки.
Хозяйка с помощниками готовится к приему гостей. Они убираются в избушке, накрывают на стол. Во время первых игр воспитатель берет на себя роль или гостя, или одного из обитателей избушки.
Гости приходят, здороваются, дарят подарки – собачек из бумаги. Хозяева благодарят гостей и приглашают всех к столу.
По мере освоения детьми игрового действия воспитатель помогает в распределении ролей, ненавязчиво координирует и в случае необходимости направляет действия детей.
• Игры с собачками.
Зачином к игре может служить стихотворение:
В лесочке над речкой
Построена дачка.
На дачке живёт небольшая собачка,
Собачка довольна и лесом и дачей,
Но есть огорчения в жизни собачьей…
Воспитатель озвучивает, какое-нибудь «огорчение», например: собачке сегодня не дали любимую косточку. Покормите её и собачка сразу станет веселой.
«Огорчениями» могут быть:
• был дождь и собачка целый день сидела дома, она очень хочет гулять;
• собачка очень хочет завести друзей;
• у собачки потерялась любимая игрушка;
• у собачки сломался заборчик.
После освоения детьми сюжетов с собачками и ролевых игр в русской избушке происходит соединение двух сюжетов, например: Хозяюшка готовится к приему гостей, сынок или дочка в это время играют в собачек.