Папки-передвижки

Развитие инициативы и творческих способностей детей в процессе знакомства детей с движениями народных танцев

Ольга Крикун
Развитие инициативы и творческих способностей детей в процессе знакомства детей с движениями народных танцев
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1 Развитие инициативы и творческих способностей детей в процессе знакомства детей с движениями народных танцев.

Творчество, его формирование и развитие – одна из таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию.

Публикация «Развитие инициативы и творческих способностей детей в процессе знакомства детей с движениями народных танцев» размещена в разделах

Слайд 2 Формирование творческих способностей и качеств личности необходимо начинать с детского возраста. По мнению психологов и педагогов, детей следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л. С. Выгодский, Н. А. Ветлугина). Более того, некоторые исследователи указывают на необходимость органичной связи обучения и творчества, при этом творчество они рассматривают как один из методов освоения учебного материала (Б. В. Асафьев, А. А. Никитин).

Музыка является чрезвычайно благоприятным видом искусства для развития творчества. Благодаря своим особенностям музыка может активно воздействовать на развитие воображения – того психического процесса, который лежит в основе любого типа творчества.

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде всего художественные. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует. Это создает возможность для проявления и развития творчества и инициативы дошкольников.

Что мы понимаем под творчеством?

Слайд 3 Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе.

Понятие детского творчества тесно связано с игрой, и в личностном плане оно не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации. Хореографические способности – часть общих способностей.

Слайд 4 Поэтому: чтобы развивать частное, надо развивать общее.

Все выше сказанное можно в равной степени отнести и к творчеству в хореографии.

Слайд 5 Искусство хореографии основано на музыкально-организованных, условных, образно- выразительных движениях человеческого тела. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие личности. Хореография - искусство изначально синтетическое, ибо вне музыки, усиливающей выразительность танцевальной пластики, дающей ей эмоциональную и ритмическую основу, оно не может существовать.

Современные тенденции развития образования, требования к воспитанию дошкольников усилили потребность в формировании творческой индивидуальности ребенка, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Важными качествами личности становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения к богатствам народной культуры.

Для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в хореографическом коллективе нужна особая технология обучения, поскольку такие качества, как перевоплощение, самовыражение, способность к импровизации и другие не усваиваются вместе с базовыми научными знаниями.

Согласно Основной образовательной программе МБДОУ детский сад № 1 из определены задачи по развитию творчества дошкольников старшего дошкольного возраста:

Слайд 6 Развитие танцевального творчества; обучение детей придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве.

Обучение самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни.

Обучение детей импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик и сердитый козлик и т. п.).

Побуждение к инсценированию содержания песен, хороводов и обучение придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами, самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов.

Формирование музыкальных способностей; содействие проявлению активности и самостоятельности.

Моя задача заключается в создании благоприятной, творческой атмосферы для естественного развития уникальной растущей личности ребенка, ее самоактуализации. Особую важность приобретает достижение коммуникативности, гармонии, согласованности, соответствия переживаний и взаимодействий.

Я выступаю – посредником, проводником ребят в мир эстетических переживаний. Для меня важны некоторые методические принципы: Слайд 7

Средство эмоционального и рационального начал;

Сюжетно – тематическое построение всей системы занятий;

Игровой метод обучения;

Эстетическая организация развивающей среды;

Единое психологическое пространство.

В детском саду развивающая среда создана как фактор формирования в растущем человеке творческого начала и инициативы и включает в себя : Слайд 8

• музыкальный центр и медиатеку.

• мультимедийное оборудование;

• разнообразные атрибуты для танцевально-ритмических движений – ленты, султанчики, колокольчики, платочки).

• игрушки для танца (например, танец с куклами)

• предметы для музыкально-спортивных композиций (мячи, обручи, ленты, палки, флажки)

Одним из направлений моей работы является разучивание элементов народного танца. Слайд 9 Наблюдение музыкально - ритмических и творческих импровизаций дошкольников показало, что дети, как правило, придумывают невыразительные композиции, бедные по набору движений, некоторые отказываются выполнять творческие задания. Такое поведение объясняется тем, что дети не готовы или не знают, какими средствами в нем может воплотить той или иной образ, передать то или иное содержание. Следовательно, одним из главных условий развития музыкально – ритмического и танцевального творчества у дошкольников является осмысленное отношение детей к средствам музыкально – двигательной выразительности, овладение языком музыки и движений.

Для этого мы стараемся помочь детям получить навыки выполнения некоторых движений, уметь с помощью этих движений выражать свое отношение, настроение, а также связывать их в композиции танца.

Хореографическая деятельность по развитию творчества детей посредством народных танцев включает выполнение следующих заданий:

- музыкально-ритмические упражнения «Лошадки» (высокое поднимание голени, «Притопы и прихлопы», «Повтори за мной» и др. на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;

- пляски и движения по показу;

- игры: («Замри» (различные фигуры и позы танца);

- различные по темпу движения хороводы;

- построения, перестроения;

- упражнения с предметам;

- задания на танцевальное и игровое творчество в конце занятия («Придумай движения», музыкальный калейдоскоп с подборкой народной музыки разной направленности и жанров. Слайд10

Я использую инсценирование песен, психогимнастику, танцевальные движения, этюды, передачу образов, мимические упражнения.

В работе я использую различные методические приемы: Слайд 11

• показ образца выполнения движении посредством ИКТ

показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет;

• выразительное исполнение движения под музыку;

• словесное пояснение выполнения движения;

• внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;

творческие задания.

Методические приемы варьирую в зависимости от используемого хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т. д., его содержания; объема программных умений; этапа разучивания материала; индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы хореографическая деятельность детей была исполнительской и творческой.

Слайд 12 Использование игровых приемов на хореографических занятиях позволяют мне развивать у детей творческое самовыражение, обогащает двигательный опыт танцевальными движениями, развивают фантазию и импровизацию.

Танцевальное творчество старшего дошкольника проявляется в умении детей комбинировать знакомые элементы народного танца, создавать собственные движения, придумывать простой танец. Детское танцевальное творчество носит импровизационный характер, т. е. придумывание и исполнение танца проходит одновременно. Слайд13 Показателями для оценки танцевальных композиций служат : удачный подбор движений, варьирование уже известных движений, оригинальность их сочетания, своеобразие выразительной пластики.

Самостоятельно подойти к сознанию музыкального языка ритмических движений и освоить его как систему выразительных средств дети не готовы. Поэтому я применяю простейшие приемы композиции танца. Обучение строится на сочетании таких выразительно- композиционных средств, как музыка, движение и слово.

Слайд 14 У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Одним импровизация дается легко, другим труднее. Поэтому важно, чтобы все участники танца увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества. Успех импровизации, инициативы и творчества порой зависит от настроения и самочувствия каждого, поэтому игры, этюды и упражнения с элементами импровизации я провожу не в начале занятия, когда дети ещё недостаточно собраны и их воображение «не разогрето», а во второй его половине.

Поскольку многие задания выполняются так, что все выполняют его одновременно, у детей есть возможность что- то «подсмотреть», а потом немножко это движение переделать, что-то показать новое, что-то вспомнить из знакомого набора движений танца. Хорошо помогает в данном направлении посещение детьми занятий ансамбля народного танца «Богатица». Ребята привносят новые движения, тем самым получая возможность показать свои успехи и расширить уже знакомый набор движений.

Слайд 15 Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста возможно только при полноценном формировании эмоциональной сферы ребенка.

Возможность выразить свои чувства в танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности творческой, активной ищущей, неравнодушной, способной к преобразовательной деятельности.

Слайд 16 Работа с детьми по обучению музыкально-ритмическим навыкам показывает, что в каждом ребенке заложен огромный эмоциональный, творческий, физический потенциал. Наша задача – создать условия для его раскрытия и развития.

Публикации по теме:

Развитие музыкально-творческих способностей у детей Развитие музыкально-творческих способностей у детей Музыкально-творческие проявления у детей очень просты. Дошкольники способны проявлять.

Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: - развитие интереса к различным видам искусства - формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие инициативы и творческих способностей детей в процессе знакомства детей с движениями народных танцев
Опубликовано: 17 декабря 2014 в 23:10
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие инициативы и творческих способностей детей в процессе знакомства детей с движениями народных танцев» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Крикун (УИ 211496) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД