Алия Загитова
Развитие интереса к традициям культуры и изучению башкирского языка
▼ Скачать + Заказать документы
В многонациональном Башкортостане, выделяющимся разнообразием традиций и обычаев, башкиры – как коренной народ республики занимают главное место в поликультурном «соцветии» культур.
В дошкольном образовании как в начальном этапе формирования и развития личности ребёнка главным компонентом содержания обучения и воспитания является национально-региональный компонент. Дети дошкольного возраста развиваются в среде с национальным колоритом. Знакомятся с произведениями устного народного творчества на родном языке, играют в народные игры. Это способствует воспитанию в ребёнке национального самосознания, чувства уважения к другим нациям, умению правилам поведения в обществе.
Публикация «Развитие интереса к традициям культуры и изучению башкирского языка» размещена в разделах
Главным является приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной башкирской культуры. Достижение результата возможно в том случае, если воспитатель эту работу будет проводить систематически с большой любовью и знанием родного языка.
В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 208 городского округа город Уфа Республики Башкортостан знакомство с башкирским языком ведется с детьми с трех лет. В течение дня используются такие виды деятельности как: игровая, экскурсии, чтение художественной литературы, разучивание стихов, изобразительная и музыкальная деятельности.
Первоочередной задачей является овладение речью в устной форме, для этого вначале детей знакомят с знанием родственных связей мама – с й, папа – атай. Знание цветов, счет, названия животных, из года в год добавляя новые определения. В возрастной категории с 5, 6 лет добавляем такую задачу как умение воспринимать речь на слух и вести несложный разговор (диалог) также умение составлять небольшие описания картинки, предмета.
Основным языком обучения и воспитания в детском саду является русский язык. Дети изучают башкирский язык по желанию родителей на основании заявления о согласии.
Главной целью при изучении башкирского языка является развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе традиционной башкирской культуры : воспитание уважения к родителям, старшим членам семьи, сестрам и братьям; привитие культуры здорового образа жизни на основе обычаев и традиций; формирование ценностно-смысловых представлений о мире на родном башкирском языке, пословиц, сказок, народной музыке, игр, праздников, танцев.
Приобщить детей к башкирской культуре помогают занятия художественно-эстетической направленности мы в своих занятиях с детьми разукрашиваем национальные орнаменты, в старших возрастах уже начинаем рисовать национальную одежду башкир. Изучать их быт, также играем в народные игры такие как «ловкий джигит – таhыл егет», «урай», «юрта – тирм», «м й ш алыш (уголки)», «а тир к, к к тир к» (белый тополь, синий тополь). Через игры на родном языке детям легче осваивать народную мудрость, понимать взаимосвязь отношения в природе, ценностно-смысловое содержание нравственных установок и правил народного “кодекса чести”.
Особое значение в освоении семейных башкирских традиций имеет народное художественное творчество – сказки, музыка, декоративно-прикладное искусство. Чтение башкирских сказок их обсуждение, рассматривание иллюстраций и сравнение их со сказками русскими позволяет найти в них общее и особенное, национальное, то, что роднит и отличает наши культуры. В младших группах читаем переводы русских народных сказок: репка- шал ан, красная шапочка- ы ыл алпа, курочка ряба – сыбар тауы. В старших группах знакомимся с такими сказками как: айыу менан бал орттары, Урал батыр, Тан батыр, мимб к, Ал с ск, амыр батыр, Ары лан м уян, урай. Сравнение двух культур идет через раскрытие женского и мужского образов-идеалов, рассматривание орнаментов, узоров на народных костюмах, традиционном убранстве дома, быта, кухни, изделий народных промыслов (вышивка, узорное ткачество, шитье, кожаная мозаика, гончарное искусство).
Также не малую роль в организации занятий играет башкирская народная музыка, песени, танцы. Умея вслушиваться в мелодии курая и кубыза, ребенок эмоционально и психологически расслабляется, создается комфортная атмосфера. На музыкальных занятиях дети знакомятся с такими музыкальными произведениями как: Cынрау торна, б рл г н, ете кы, Уралым, башкирские плясовые и т. д.
На физкультурных занятиях используются народные игры, которые помогают для оздоровления детей, воспитанию ловкости, смелости, смекалки.
Башкирский язык пронизывает всю систему интегрированных занятий, но эффективному освоению родного языка способствуют занятия где происходит автоматизация звуков, которые свойственны башкирскому языку, развивают и активируют связную разговорную речь, знакомят детей с детской художественной литературой, обычаями, традициями.
Одним из основных направлений деятельности нашего учреждения является совместная работа с родителями, ведется углубленная просветительская работа среди взрослого населения, приобщение старшего поколения к своей культуре, национальным традициям, языку и истории народов. Это все формирует вокруг нашего учреждения поликультурную образовательную среду и толерантные отношения между представителями различных этносов. Во всех праздниках проводимых в детском саду используется башкирский компонент, читаем стихи на башкирском языке, танцуем башкирские танцы.
Так же родители охотно помогают в создании музейного уголка, оборудованного для показа предметов быта, домашнего обихода башкирской семьи : изба- й, люлька-бишек, прядильный станок-каба, и национальной одежды: мужской головной убор-т б т й, женский головной убор- алфак, накосники-сулпы, башкирское платье с вышивкой-к лм к, вышитый фартук-алъяп ыс, сапоги-ситект р, в которых как в зеркале отражаются образ жизни, климатические особенности, земледельческие занятия предков (землепашцев и скотоводов, торговцев, народные эстетические идеалы, верования и религия, социальный статус и контакты с другими народами. Изучая народное искусство, у ребенка появляется желание заниматься декоративно-прикладной деятельностью, он осваивает характерные элементы, колорит, композицию.
Наряду с традиционными праздниками ежегодно проводятся башкирские национальные мероприятия, такие как «а м е», «Наурыз», «ар а бот а ы», «Неделя башкирской сказки», «Неделя изучения башкирских блюд», «Сабантуй». Благодаря национальным праздникам у детей развивается речь, обогащается кругозор, повышается эстетический вкус, они знакомятся с национальными костюмами, мелодией, формируется дружелюбие, уважение друг к другу, взрослым, бережное отношение к женщине, к матери, к родителям.
Сохраняя башкирский язык сохраняем культуру и традиции башкирского народа.