МААМ-картинки

Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи через организацию режиссерской игры

Римма Кондратенко
Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи через организацию режиссерской игры

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.

Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть эти различные трудности в общении? Общение ребенка с окружающими людьми происходит в различных видах деятельности.

Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи через организацию режиссерской игры» размещена в разделах

Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Именно с помощью игры малыш познает самого себя и окружающий мир.

Я работаю в группе комбинированной направленности, где находятся четверо детей с ТНР.

Особые образовательные потребности детей с ТНР - потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным). Овладение техникой общения, у данной категории детей, происходит в более поздние сроки, по сравнению со сверстниками. У детей нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен. У детей с нарушением речи наблюдаются проблемы в эмоционально – волевой, когнитивной, поведенческой сфере, дети часто не понимают друг друга, конфликтуют, не стремятся к сотрудничеству, что связано с нереализованной потребностью свободного речевого общения.

Эти дети находятся в состоянии неуспеха во многих видах детской деятельности. Их игровые умения развиты слабо, носят манипулятивный характер. Такие дети редко принимают участие в общих детских играх, их попытки общения со сверстниками часто оказывались неудачными.

Мышление таких детей медленное, запоздалое. Это связано с отсутствием практического разговорного закрепления полученной информации. Одним из необходимых условий дальнейшего речевого развития ребенка является создание мотивации общения и ситуаций, в которых вызывается потребность в речевых высказываниях.

Актуальность проблемы обусловило постановку цели - создание условий для развития коммуникативных навыков дошкольников средствами режиссерской игры.

Задачи:

1. Формировать интерес детей к созданию игрушек из различного материала.

2. Развивать творческое мышление, художественный вкус, воображение при создании образа.

3. Побуждать использовать изготовленные игрушки в игровой деятельности.

4. Стимулировать речевую активность через ведение игрового диалога.

Предполагаемые результаты:

• Дети используют изготовленные игрушки в игровой деятельности;

• Дети свободно общаются и легко вступают в диалог;

• Дети говорят выразительно, осмысленно, умеют слушать собеседника.

Режиссерская игра – одно из средств воспитания коммуникативных навыков у детей с ТНР, которое как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни.

Посредством режиссерской игры происходит оречевление игровых действий. Принимая участие в режиссерской игре, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, говорит от его имени, что облегчает его контакт с окружающими. Благодаря этому он уже в состоянии представить себя на месте персонажа и понять, как нужно поступить, в той или ситуации и с какими чувствами и переживаниями это связано. А также, осуществление опосредованного общения через своего персонажа помогает ребенку снимать напряженность в коммуникативной деятельности и учит принимать решения, преодолевая искусственно созданные проблемные и провокационные ситуации, в которых необходимо сделать выбор.

В данном виде игры имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя и даже создания целого мира. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать. Например, для этого использовала этюды-ситуации на вежливое поведение (“Знакомство”, “Просьба”, “Разговор по телефону” и т. д.).

Исполняя этюд, дети должны были дать ответ на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, когда, почему, зачем? Задавала уточняющие вопросы: «Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось?», просила ребенка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи («Что сказал? «, «Куда пошел, так как в этом возрасте для детей характерна повествовательная и ролевая речь. Для овладения невербальными средствами общения детей знакомила с тем, какими средствами можно изъясняться с другими людьми: что кроме речи, можно объясняться с помощью жестов, мимики, поз, по выражению лица человека можно узнать его настроение. Включала игры на действие с воображаемым предметом, игры-превращения.

Важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание особой предметной индивидуальной среды («игровое поле», на котором разворачиваются игровые события, обеспечение места и времени для игр. Для поддержания интереса детей к индивидуальным и совместным режиссерским играм вместе с ними изготавливаем разнообразный игровой материал.

Самым главным здесь является то, что ребёнок сам придумывает и практически создаёт эту среду и игровой материал, используя все свои умения и навыки.

В ходе беседы с детьми выяснилось, что для разыгрывания определенных сюжетов детям не хватает игровых полей, таких как: «Морское дно», «Лес», «Улицы города», «Океан и его острова». Детям было предложено изготовить их самостоятельно. На следующий день я принесла в группу картон, самоклеящуюся бумагу, наклейки с изображением животных, растений и др. Дети в течение недели в свободной деятельности изготовили недостающие поля.

В процессе изготовления поля «Улицы города» мною было предложено смастерить также и жителей. Спичечные коробки послужили материалом для изготовления персонажей: людей, животных и фантастических героев.

Для развития творческих способностей использовали: игры и упражнения, способствующие развитию воображения и фантазии детей («Волшебные кляксы», «Как можно использовать?» (разнообразные варианты использования одного и того же предмета,

Дети с удовольствием обыгрывали свои игрушечные поделки, выполняя имитационные действия; рассказывали о своих персонажах друг у друга, с интересом спрашивали мнение о своей работе. И возникло предложение изготовить игрушки и из других материалов.

Следующим этапом стало более сложное изготовление игрушек из фетра и помпонов из ниток. Детям нужно было научиться работать иголкой с ниткой и готовым шаблоном. В ходе изготовления игрушек возникали трудности, что обусловлено нарушениями мелкой моторики рук у детей с нарушением речи. Но постепенно дети стали более аккуратными в работе с материалом, начинали привносить в игрушку индивидуальность.

Достаточное количество игровых полей позволяет детям играть индивидуально или маленькими подгруппами, что ставит ребенка в ситуацию необходимости руководить не одной, а несколькими игрушками, а следовательно, повышает его речевую активность и формирует средства интонационной выразительности речи.

Иногда, для развития сюжета предлагала детям творческие игровые задания, направленные на комбинирование эпизодов разных сказок, введение в знакомые сказки новых героев, изменение начала и конца сказки, сочинение загадок, сказок, рассказов. Постепенно у детей развиваются способности к импровизации в режиссерских играх и речевое творчество в целом.

По результатам проведенной мною работы, я заметила, что малоактивные дети стали охотно принимать участия в совместных играх. Большинство детей научились формулировать игровой замысел, обсуждать возможные варианты игровых событий, самостоятельно создавать игровой материал, использовать предметы-заместители. Дети научились легко общаться, свободно вступать и поддерживать диалог, соблюдать речевой этикет, выслушивать собеседника; справляться с взятой на себя ролью, действуя и говоря от лица персонажей, используя выразительные жесты, мимику, речевые интонации.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных навыков и нравственное воспитание дошкольников в ходе сюжетно-ролевой игры Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания взрослых людей, под.

Игры на развитие речевого дыхания для детей с нарушением речи Игры и упражнения на развитие речевого дыхания и речевого внимания Ваш ребенок уже говорит! Это великолепно! Теперь от вас зависит очень.

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста. Проблема развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста являлась, является.

Формирование у детей с нарушением зрения навыков ориентировки через моделирование. Развлечение на участке «Найди клад» Конспект развл-я в подг. гр. «Формирование у детей с нарушением зрения навыков ориентировки через моделирование». «Найди клад» Цель: самостоятельная.

Мастер-класс развитие социально-коммуникативных навыков ребенка через использование игр Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу вам рассказать о развитии социально-коммуникативных навыков ребенка через использование игр. Проблема.

Перспективный план для старшей группы компенсирующей направленности «Игры на развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР» Перспективный план для старшей группы компенсирующей направленности (игры на развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР и их социализацию).

Презентация опыта работы «Развитие коммуникативных навыков через музыкальную деятельность детей» Педагогический проект «Творим, фантазируем, играем». Я хочу Вам представить опыт работы по теме «Развитие коммуникативных навыков через.

Развитие игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста через организацию сюжетно-ролевых игр ГБОУ школа № 1315 одп-6 Подготовили воспитатели группы № 2 : Бычкова Ирина Леонидовна Хромова Ирина Николаевна Развитие игровой деятельности.

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста через пальчиковый театр Тема: «Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через пальчиковый театр» Как вы знаете, у детей раннего возраста основным.

Самообразование по теме «Развитие связной речи детей через игры и развитие мелкой моторики» 2017–2018 уг Актуальность темы: Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Развитие мелкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи через организацию режиссерской игры
Опубликовано: 3 июня 2018 в 20:06
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД