Получи документы

Развитие лексико-грамматических средств речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (1 фото)

Татьяна Дедловская
Развитие лексико-грамматических средств речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие лексико-грамматических средств речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Развитие лексико-грамматических средств речи

у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

  Согласно современным научным представлениям фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) относится к нарушениям средств общения и представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Публикация «Развитие лексико-грамматических средств речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» размещена в разделах

  При работе с детьми по восполнению в их речи пробелов, связанных с некоторыми трудностями усвоения морфологического состава слов и способов грамматического оформления речи, необходимо использовать такие коррекционные приемы, которые на практическом уровне стимулируют детей к самостоятельному выделению и сравнению морфем, развитию их умений выбирать нужные грамматические формы слова и использовать те или иные словообразовательные модели. В связи с этим целесообразно проведение логопедической работы по развитию у детей умений выполнять различные операции по словоизменению и словообразованию (образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах; использование родовых окончаний существительных; подбор слов, образованных с помощью различных способов словообразования; анализ семантики и способов образования сложных слов и др.).

  Параллельно с собственно логопедической работой по формированию и совершенствованию лексико-грамматических навыков у детей осуществляется развитие внимания, памяти, мышления и других высших психических функций.

1. Тема занятия: Звук А

Цель: закрепить у детей навык образования формы множественного числа имени существительных.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям поиграть в игру «Один — много». Логопед называет один предмет (его название начинается на звук А, а дети — много таких же предметов.

Лексико-грамматический материал: альбом — альбомы, автомат — автоматы, автобус — автобусы, аптека — аптеки, апельсин — апельсины, ананас — ананасы, аист — аисты, атаман — атаманы.

2. Тема: Звук У

Цель: упражнять детей в подборе к заданному существительному однокоренных прилагательных.

Ход выполнения задания. Логопед просит детей подобрать слово, похожее на им сказанное, но отвечающее на вопрос,: какой? Предлагаемые логопедом слова начинаются на звук У.

Лексико-грамматический материал: ум — умный, уют — уютный, утка — утиный, ухо — ушной, уголь — угольный, ус — усатый.

3. Тема: Звук У

Цель: закрепить у детей навык образования формы множественного числа имени существительных.

Ход выполнения задания. Логопед играет вместе с детьми в игру «Один — много». Произносимые логопедом слова в ходе игры начинаются на звук У.

Лексико-грамматический материал: ученик — ученики, ухо — уши, учитель — учителя, утка — утки, ученица — ученицы, утенок — утята, ус — усы, участок — участки, улитка — улитки, улица — улицы, укол — уколы.

4. Тема: Звук Л'

Цель: упражнять детей в различении на практическом уровне лексико-семантических категорий рода и числа существительных и в использовании притяжательных местоимений в речи.

Ход выполнения задания. Логопед раздает детям картинки с изображениями различных предметов (в названиях предметов есть звук Л')- Затем предлагает детям назвать предметы, изображенные на картинках, добавив одно из слов — мой, моя, мое, мои.

Лексико-грамматический материал: лента, ленты,- лейка, лейки, липа, липы, лекарство, лекарства, лебедь, лебеди, линейка, линейки, линь, леска.

5. Тема: Звуки П — П'

Цель: обратить внимание детей на различие в значении различных частей речи; продолжить работу по развитию логического мышления детей.

Ход выполнения задания. Логопед напоминает детям, что бывают «слова-предметы», «слова — признаки предмета», «слова-действия». Затем предлагает выполнить задание «выдели лишнее слово» (выделяемые детьми слова включают звуки П — П').

Лексико-грамматический материал: а) пугает, пальто, павлины, паук; б) пыль, плита, пьет, петух; в) поет, панама, падает, пылает; г) пуховый, пыльный, питьевой, поле.

6. Тема: Звук Т

Цель: закрепить навык детей в образовании формы винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных.

Ход выполнения задания. Логопед выкладывает предметные картинки (в названиях картинок есть звук Т) на наборном полотне и предлагает детям сказать, что (или. кого) видит каждый из них.

Лексико-грамматический материал: танк, табуретка, тарелка, бегемот, тополь, нота, ветка, вата.

7. Тема: Звук Л'

Цель: тренировать детей в правильном использовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям поиграть в игру «Большой — маленький». В ходе игры дети употребляют в речи субстантивные словосочетания с прилагательным большой (маленький).

Лексико-грамматический материал: (большой — маленький) дом — домик, пень — пенек, конфета — конфетка, конь — конек, панама — панамка, кнут — кнутик, туфли — туфельки.

8. Тема: Звук К'

Цель: упражнять детей в образовании прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям изменить данные им слова так, чтобы они звучали «ласково».

Лексико-грамматический материал: тонкий — тоненький, полный — полненький, толстый —' толстенький, мокрый — мокренький, добрый — добренький, худой — худенький, седой — седенький.

9. Тема: Звуки К, X

Цель: упражнять детей в образовании глаголов с приставками.

Ход выполнения задания. В начале занятия логопед предлагает детям: «Сядет тот, кто сможет изменить слова копает, ходит, едет, прибавив к ним в начале один или несколько звуков». При необходимости логопед приводит пример: копает — накопает.

Лексико-грамматический материал: перекопает, выкопает, накопает, откопает; входит, выходит, переходит, сходит, уходит; съедет, наедет, поедет, переедет, объедет, отъедет, уедет.

10. Тема: Звуки Г, К, X

Цель: закрепить у детей навык подбора к заданным существительным однокоренных прилагательных.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям подобрать слово, похожее на сказанное им, но отвечающее на вопрос какой? (какая) Логопед называет слова, включающие изучаемые звуки Г, К, X.

Лексико-грамматический материал: конь — конный, танк — танковый, мак — маковый, охотник — охотничий, кухня — кухонный, пух — пуховый, хлеб — хлебный.

11. Тема: Звук Л'

Цель: упражнять детей в использовании в речи существительных, обозначающих детенышей животных.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям поиграть в игру «у акуленка друзья». В процессе игры дети выполняют поручения «акуленка» — приглашают к нему в гости детенышей животных, в названиях которых есть звук Л'.

Лексико-грамматический материал: олененок, бельчонок, тюлененок, львенок, крольчонок, теленок, лисенок.

12. Тема: Звук Л'

Цель: упражнять детей в образовании формы родительного падежа множественного числа существительного; тренировать детей в подборе однокоренных относительных прилагательных к заданным существительным.

Ход выполнения задания. 1. Логопед предлагает изменить названное им слово так, чтобы можно было закончить предложение «Я вижу много.». 2. Логопед просит детей подобрать к названному им слову другое, отвечающее на вопрос какой?

В упражнениях используются слова со звуком Л'.

Лексико-грамматический материал: лебедь — лебедей, поляна — полян, ель — елей, лифт — лифтов, олень — оленей, лев — львов; липа — липовый, ель — еловый, калина — калиновый, клюква — клюквенный, пыль — пыльный, малина — малиновый.

13. Тема: Звук Л'

Цель: привлечь внимание детей к семантике сложных слов и возможным способам их образования (на практическом уровне).

Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям назвать слово, которое получится, если объединить два названных им слова.

Лексико-грамматический материал: пыль «сосет» — пылесос, лес рубит — лесоруб, книги любит — книголюб, поле «водит» — полевод, лес «водит» — лесовод.

14. Тема: Звук Ы

Цель: тренировать детей в составлении предложения по образцу с включением в его состав формы родительного падежа существительного с предлогом.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям составить предложения по образцу, предложенному им, заменив одно из слов («Скажи то же, но про папу /про маму, про Вову/ про Тату.»). При этом дети тренируются в правильном произнесении звука Ы в окончаниях существительных. С учетом речевых возможностей детей можно предложить детям сделать предложение «длиннее» (распространить его за счет новых членов предложения).

Лексико-грамматический материал: У Наты дыни. У папы дыни (У мамы дыни. У Вовы дыни). У моей сестры Наты большие спелые дыни. У Люды тыква. У мамы оранжевая спелая дыня и т. п.

15. Тема: Звук Ы

Цель: тренировать детей в подборе однокоренных относительных прилагательных к заданным существительным.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям подобрать к заданному слову другое, отвечающее на вопрос: какой? В процессе выполнения задания логопед стимулирует детей к четкому произнесению окончаний прилагательных (-ый).

Лексико-грамматический материал: дым — дымный, осина — осиновый, ива — ивовый, клен — кленовый, дуб — дубовый, береза — березовый, стекло — стеклянный, железо — железный, бумага — бумажный и т. д.

Публикации по теме:

«Игры на логопедических занятиях» Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.

Игры на развитие фонематического слуха.Игры на развитие фонематического слуха. Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие лексико-грамматических средств речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Опубликовано: 28 января 2012 в 12:46
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие лексико-грамматических средств речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Дедловская (УИ 1016) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД