Светлана Перминова
Развитие личности ребенка в игре
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Публикация «Развитие личности ребенка в игре» размещена в разделах
Об одной из форм проведения образовательной деятельности я хочу рассказать. Это игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, творческие сюжетно-ролевые, театрализованные.
Данные формы групповой работы наделены исследовательским смыслом: в них ребенок беззаботен, психологически раскован и потому более, чем когда-либо, способен на полное выражение своего индивидуального «я».
Эпиграф
- Поговорим?
-О чем?
-О разном и о прочем.
-О том, что хорошо
-И хорошо не очень.
-Чего-то знаешь ты.
-А что-то мне известно.
-Поговорим?
-Поговорим. Вдруг будет интересно.
• Игра «Магазин одной покупки»
Цель: учить ребенка сопоставлять свое «Я» с интересами близких людей из семейного окружения; учить осознавать правомерности собственного выбора.
Ход деятельности: один из детей в роли покупателя входит в «зал покупок», где демонстрируются «товары» различные предметы : фотоаппарат, велосипед, куклы…
Ребенок берет товар и проходит в «зал раздумий», нужна ли ему эта покупка? н/п футбольный мяч.
Проблема: цена покупки - мама хотела купить сестре новые туфельки, старые совсем разносились (при этом сестренка маленькая, она не понимает в каких туфельках она ходит, купим потом.)
Планируемый результат: делает выбор перейти в «зал возврата» или «зал покупки». Возможен возврат покупки, учитывается правомерность собственного выбора.
Материалы и оборудование: картинки.
• Театр-экспромт «Зимовье зверей»
Театральные спектакли, в которых принимают участие абсолютно все дети группы и делают все легко, весело, успешно, - это представления-экспромты. Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, позволяет не быть актером.
Цель: развивать у детей театральное мастерство, учить детей рассказыванию, воспитывать уважение и любовь к близким, учить добру.
Ход деятельности: Лесные звери просятся к мышке в теремок, на зимовье, рассказывают, чем они могут быть полезны.
Проблема: Мышка их не пускает, объясняя, что она сама все умеет.
Планируемый результат: рассказывают, что они умеют делать, убеждают мышку впустить их.
Материалы и оборудование: маски зверей, домик.
• Игра «Волшебный стул»
Эпиграф
«Давайте говорить друг другу комплименты».
Каждый из нас знает, как от комплиментов улучшается настроение, повышается жизненный и творческий тонус, приобретается уверенность в собственных силах.
Цель: учить детей замечать положительные стороны личности.
Ход деятельности: На «волшебный стул» приглашается один из участников игры: как только он садится, «высвечиваются» все его достоинства; предполагается, что при этом ни один недостаток не способен высветить «волшебный стул»
Педагог предлагает в тишине проверить свои впечатления, а потом произнести вслух все, что видят глаза.
Планируемые результаты: называет качества (умный, нежный, добрый) или указывает на поведенческие характеристики (он всегда помогает, у него можно попросить что-то, он дает, выделяет характерологические черты (веселый, общительный, иногда сообщает о случаях, во время которых проявилась личность (когда я болел, он …
Материалы и оборудование: стул, классическая музыка.
• Игра «Амфора»
Эпиграф
Случайно амфору я взял
И приоткрыл сосуд.
Он силой страшной обладал,
И джинн мне крикнул вдруг:
“Что хочешь повелитель мой?
Исполню приговор любой.
Лишь пожелай - я сотворю,
Изменим вмиг судьбу твою!”
Цель: вызвать у детей желание изменить, улучшить мир, учить выявлять круг значимых для ребенка объектов, развивать мышление детей.
Ход деятельности: дети садятся напротив источника волшебной силы-амфоры, произносят свои желания.
Педагог делится своими опасениями по поводу того, что амфора может оказаться в руках дурного человека. Дети поочередно продолжают своими высказываниями разговор и излагают свои желания.
Материалы и оборудование: амфора, классическая музыка.
• Методика «Тест-рисунок»
Цель: определить способ смыслового отражения мира ребенком.
Критерии:
1-способ отражения прагматических ценностей и смыслов;
2-способ отражения непрагматических ценностей и смыслов.
Каждому ребенку предлагаются изображения трех предметов: перчатка, яблоко и цветок. Детям поочередно предлагается назвать действия, которые можно осуществить с каждым предметом с учетом того, что значит этот предмет в жизни человека.
Примеры
Перчатка (кинуть, надеть, снять, положить, портить.)
Яблоко (съесть, разрезать, кинуть, положить.)
Цветок (вырвать, подарить, выкинуть.) только в желании подарить, видна забота по отношении к объекту.
Материалы и оборудование: рисунок-тест.
• Игра «Я тебе дарю»
Цель: формировать у детей умения в символической форме выражать доброжелательное отношение к близким людям.
Ход деятельности: Детям предлагается в знак доброго расположения к человеку сделать символический подарок.
Воспитатель заранее готовится к этому дню, опрашивает ребят.
Материалы и оборудование: красивая мелодия, интерактивная доска.
• Игра «Три желания»
Эпиграф
Её чешуя, словно тысяча блесток,
И златом сверкает корона с наперсток.
Цель: учить ребенка быть сопричастным к членам семьи, друзьям, человечеству в целом.
Ход деятельности: детям предлагается представить себя в волшебной ситуации: Приплыла к тебе золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?»
Материалы и оборудование: изображение золотой рыбки,музыкальное сопровождение.