ТАТЬЯНА ДОВГАЛЁВА
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико — математических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Довгалёва Татьяна Николаевна- воспитатель
Организация: МДОУ № 34 «Фиалка»
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.
Публикация «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико — математических игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее. А для детей с задержкой психического развития это наиболее важный из аспектов развития.
Повышенная познавательная активность дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников является актуальной в настоящее время. В современных условиях значение компьютерной грамотности возрастает, одной из теоретических основ которой является логика. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, недостаточность развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.
Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В качестве принципов дошкольного образования выступают:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
3) признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
На данный момент остаётся открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения детей, позволяющих решить проблему формирования элементов логического мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по ФЭМП. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Понятие «задержка психического развития» (далее ЗПР) употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью ЦНС – органической или функциональной.
Мышление старших дошкольников с ЗПР отличает слабое развитие мыслительных операций; большую их продуктивность на предметно-чувственном уровне, чем на вербальном; недоразвитие процессов обобщения и абстрагирования; трудности в установлении причинно-следственных связей; замедленность, инертность, стремление к шаблону.
Выявлены противоречия: между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала развивающей игры и поиску условий её использования в формировании элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с другой стороны.
Проведенный анализ литературы, изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ свидетельствует о том, что проблема условий и средств интеллектуального развития дошкольников остается во многом нерешенной и выявляет ряд противоречий. Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы
Поэтому, на данный момент остаётся открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения детей, позволяющих решить проблему формирования элементов логического мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
В педагогической практике современного детского сада необходимо введение систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в образовательных ситуациях, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Исходя из этого, определилась цель работы: развитие элементов логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи:
1. Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП;
2. Учить способам практической деятельности в области математики;
3. Развивать познавательные процессы: восприятие, память логическое мышление, внимание, воображение, волю;
4. Развивать творческие способности детей;
5. Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
А также теоретическое обоснование, разработка и апробация технологии по развитию логического мышления у старших дошкольников с ЗПР.
Перед началом работы проводилось краткое диагностическое исследование состояния развития мышления детей. Для этого были использован диагностический комплекс (приложение 1, который включает в себя следующие задания на:
• классификацию геометрических фигур, множеств, предметов;
• сопоставление по величине, массе, объему, размещению в пространстве, времени;
• исчисление и измерение количества, расстояния, длины, ширины, высоты, объема, массы, времени;
По успешности выполнения диагностических заданий ребята разделились на три группы:
• Дети, приближающиеся по своим показателям к нормально развивающимся сверстникам (3 ребенка - 21%);
• Дети, которые испытывали трудности при выполнении заданий, но проявили хорошую обучаемость и выполнили самостоятельно большую часть заданий (7детей – 50%);
• Дети, которые показали результаты значительно ниже возрастной нормы (4 ребенка – 29%).
Средства обучения: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Квадрат Воскобовича», «Прозрачный квадрат», «Колумбово яйцо», «Сложи узор», «Математический планшет».
В связи с этим работу по развитию логического мышления нужно было структурировать по степени сложности и составляющим компонентам. Работу провожу совместно с дефектологом группы, которая работает по развитию познавательных действий детей. Используя в своей работе игры на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках; формирование умений выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения; игры-упражнения на развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию; игры-упражнения на развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию; игры-упражнения на развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию; игровые упражнения на формирование понимания скрытого смысла, развития адекватных реакций на юмор.
Для систематизации работы по теме был составлен перспективный план работы с детьми (приложение 2).
Работа была разделена на несколько этапов:
1. Разработать систему по формированию операций логического мышления.
2. Преобразовать предметно – развивающую среду, создающей ребенку условия для познавательной активности, самоорганизации и контакта со сверстниками;
3. Подобрать и разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать серию конспектов; логических задач, проблемных ситуаций, с использованием развивающих игр, построенных на технологии сотрудничества и позволяющих осуществить цель исследования;
5. Привлечь родителей по выработке единых подходов к проблеме развития познавательных способностей детей.
На третьем (заключительном этапе) проведенная диагностика доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.
При разработке данной технологии опирались на следующие принципы:
- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников) ;
- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры) ;
- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные) ;
- Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой) ;
- Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил) .
В своей работе, для реализации поставленных задач, я привлекаю всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов, а также использую различные формы работы с детьми. (рис. 1 см. в файле)
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
1. Словесные: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала, разъяснение;
2. Наглядные: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца;
3. Практические: игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.
Также необходимым является соблюдение требований к методическому обеспечению:
1. Оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
2. Осуществлять грамотное педагогическое руководство развивающими играми в соответствии с этапами их освоения.
3. Использовать различные виды развивающих игр (авторские, настольно-печатные, с использованием предметов, пособий, словесные) .
4. Обеспечить взаимосвязь учебной, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
5. В процессе совместной игровой деятельности формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.
6. Учет зоны ближайшего развития при взаимодействии с ребенком.
Для привлечения родителей к этим играм использую различные формы: беседы, консультации, круглые столы, открытые занятия родительские собрания и другие.
Были разработаны рекомендации для родителей по формированию познавательного интереса к предметному миру:
1. Предоставляйте ребенку возможность самостоятельного поиска ответов - это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы;
2. Отвечайте на все детские вопросы точно и доступно;
3. Учите ребенка не только задать вопрос, но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на него;
4. Поощряйте любознательность ребенка. Потребность узнавать новое - важное и ценное качество;
5. Хвалите ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию;
6. Умейте показать вашему ребенку, что бояться задавать вопросы не нужно, ведь не знать что-то не стыдно, стыдно не узнать, когда можно это сделать;
7. Не смейтесь над ребенком, задавшим слабый вопрос: он имеет право на ошибку.
Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.
Оказывать детям поддержку необходимо в случае затруднений, которая заключается в различных видах помощи.
Стимулирующая - используется в условиях низкого познавательного интереса ребенка, недостаточной произвольности поведения.
Направляющая - предъявляется в связи с несовершенством владения средствами и способами деятельности ребенка, сниженной способности планировать. последовательность выполняемых действий.
Обучающая - применяется в ситуациях, когда предыдущие виды помощи не оказались достаточными.
Где стимулирующая помощь является наименьшей дозой помощи ребенку, а обучающая – наибольшей.
На сегодняшний день к решению проблемы надо подходить, повседневно решая задачи: приобщение к этой области познания в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, логические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через логико - математические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
В результате:
• Появилась динамика мониторинга формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
• Началось формирование операций логического мышления и формирование представлений о математических понятиях
• Получили математические знания о пропорции, симметрии;
• Овладели умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое
• Началось формирование конструкторских умений и навыков у детей
Дети самостоятельно обобщают свой собственный опыт и, в большинстве случаев, могут использовать его при решении новых задач, т. е. способны ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они стремятся анализировать эти условия. Кроме того, дети научились включать речь в процесс решения мыслительных задач, что позволяет планировать свои действия, учитывая заданную систему условий.
Большое значение имеет и профессиональное мастерство педагога, который должен знать, что до тех пор, пока побудитель деятельности будет исходить от него (педагога, а не будет опираться на «внутреннюю» среду ребенка, развитие познавательного интереса будет ситуативным. Только те знания ценны, которые добыты своим трудом! Педагог не должен давать готовых знаний, образцов, определений. Он должен:
• стимулировать каждого ребенка на их поиск,
• создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы использовать свой прошлый опыт,
• организовывать поисковую деятельность,
• ставить простейшие опыты,
• формировать умение спрашивать, наблюдать.
Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.
Список используемой литературы:
1. «Логика и математика для дошкольников». Е. А. Носова, Г. Л. Непомнящая.
2. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е. Н. Панова.
3. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б. П. Никитин.
4. «Дидактические игры в детском саду». А. И. Сорокина.
5. «Давайте поиграем». А. А. Столяр.
6. «Игровые задачи для дошкольников». З. А. Михай.
7. «Методика обучения математике в детском саду». Е. И. Щербакова.
8. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.