Марина Сопина
Развитие логического мышления ребенка на занятиях интеллектуального клуба «Лабиринт знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предоставляется доклад по теме: Развитие логического мышления ребенка на занятиях интеллектуального клуба "Лабиринт знаний".
В соответствии с современными тенденциями развития дошкольного образования наши воспитанники растут в постоянном потоке информации, их нужно научить легко и быстро воспринимать эту информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. Развитие интеллекта ребенка заявляет о себе все отчетливее.
Публикация «Развитие логического мышления ребенка на занятиях интеллектуального клуба „Лабиринт знаний“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Исходя из выше сказанного у нас возникла идея о создании в нашем детском саду интеллектуального кружка "Лабиринт знаний", целью которого является развитие логического мышления, как основы интеллектуального развития дошкольников.
2 слайд. Задачи: представлены на слайде.
- развивать мотивацию к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- формировать и развивать простейшие логические структуры мышления и математические представления;
- развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
- развивать коммуникативные способности детей.
Программа кружка разработана на основе методического пособия «Формирование познавательной активности дошкольника посредством развития логического мышления в математическом образовании» и ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Кружок проходит 2 раза в неделю во вторую половину дня. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в игровой форме.
На занятиях кружка используются развивающие игры логико-математического содержания :
3 слайд. Игры с блоками Дьенеша направленные на развитие умения детей классифицировать фигуры по двум, трем признакам; а тк же на умение составлять фигуры, с использованием знаков-символов. Игры с блоками проводятся много раз, правила варьируются.
4 слайд. д/и "Что лишнее?" - из пяти или четырех предложенных предметов или фигур дети выбирают лишнюю фигуру;
5 слайд. д/и "Найди закономерность" (детям предлагается найти закономерность и продолжить ряд или дорисовать недостающие предметы);
6 слайд. Для развития у детей умения составлять число из двух меньших чисел использую д/и "Засели числа в домик" (детям предлагается вставить в пустые клетки соответствующие цифры). 7 слайд. А так же для этой цели использую палочки Кюизенера;
8 слайд. Развитию находчивости, сообразительности, умению рассуждать логически способствую ребусы и кроссворды;
9 слайд. Используются головоломки "Танграм", "Колумбово яйцо" (из деталей головоломок детям предлагается выложить определенную фигуру);
10 слайд. Игровые проблемные ситуации. Например: "Как Белоснежка гномов считала". В ходе решения этой проблемной ситуации дети пришли к выводу, что количество предметов не зависит от направления счета.
11 слайд. Игры со счетными палочками. Например: переложить две палочки так, чтобы фигура похожая на корову, "смотрела" в другую сторону.
12 слайд. Использую словесно-логические упражнения :
- Шуточные логические задачи. Например: "Какого цвета волосы у колобка?", "Три мышки грызли корку сыра. Подкралась кошка и схватила одну мышку. Сколько мышек осталось?", "Что нужно делать, когда видишь зеленого человечка?".
13 слайд. Словесные игры. Например:
"Назови лишнее" - развивает у детей мышление, слуховое восприятие, внимание.
Света, Марина, Коля, Кристина, Вера.
Среда, пятница, август, воскресенье, понедельник;
Евгений, Алексей, Нестеров, Иван, Николай и др.
14 слайд. "Назови соседей" :
Числа 5, числа 8, понедельника, среды и т. д.
15 слайд. Рассматривание и беседа по картинке. Например: "Что перепутал художник?" - развивает у детей зрительное восприятие, мышление, внимание.
16 слайд. Игры - экспериментирования. Например: «В каком сосуде больше воды?». В ходе экспериментирования дети пришли к выводу, что количество воды сохраняется независимо от формы сосуда.
17 слайд. Детям предлагаются задания на печатной основе для самостоятельной работы;
18 слайд. Интеллектуальные викторины и турниры проводятся для закрепления пройденного материала.
19 слайд. Эффективность занятий кружка достигается посредством использования современных образовательных технологий :
здоровьесберегающие технологии : учитывается смена динамических поз, используются физкультминутки во время занятия;
технологии личностно-ориентированного подхода: дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию;
ИКТ: использование развивающих слайдовых презентаций, получение информации посредством сети интернет.
20 слайд. В конце и в начале учебного года проводится сравнительный анализ развития логического мышления по следующим критериям: (представлены на слайде).
умение обобщать предметы и выделять лишний;
умение видеть закономерность и составлять ряд закономерно чередующихся фигур или предметов;
умение воссоздавать сложную форму из частей;
умение нестандартно видеть и решать логические задачи, рассуждать доказывать правильное решение;
умение составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой;
умение "читать" знаки-символы и выбирать необходимый блок из нескольких;
умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа расположения фигур;
умение классифицировать предметы по общим признакам;
умение составлять число из двух меньших чисел.
Таким образом содержание программы кружка позволяет не только выявить в детях задатки одаренности, но и способствует развитию интеллекта ребенка и его практической подготовке к обучению в начальной школе. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических (поисковых) методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, умение рассуждать о ней, объективно оценивать ее результаты.
21 слайд. Спасибо за внимание!