Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Маргарита Тимощук
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Цель: создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи

• Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

• Увеличение объема внимания и памяти.

• Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

• Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

• Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

• Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

• Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.

Этапы интеллектуального развития:

1 этап. Наглядно-действенное мышление.

2 этап. Наглядно-образное мышление.

3 этап. Словесно-логическое мышление.

• 1 этап. Наглядно-действенное мышление. Ребенок на практике решает примитивные задачи - вертит, тянет, открывает, нажимает. Мысль неотъемлема от действия. Выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Проявляется у детей от 1 до 3 лет.

• 2 этап. Наглядно-образное (конкретно-предметное) мышление. На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие. Формируется с 3 лет.

• 3 этап. Словесно-логическое (абстрактно-логическое) мышление. Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Появляется с 7 лет и полностью развивается к 15-16 годам.

Основные мыслительные операции:

• анализ– позволяет выделять из объекта определённые части, объединять предметы в группы;

• синтез– способность воссоздавать объект из его частей;

• сравнение– умение находить схожесть и отличие у окружающих объектов;

• классификация– способность группировать предметы по признакам;

• обобщение— умение объединять предметы по общим существенным признакам;

• абстрагирование— способность выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета с игнорированием других.

Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствуют становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

«Логические блоки Дьенеша»

Задачи:

• знакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

• учить анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

«Числовые домики»

Задачи:

• закреплять состав числа первого десятка;

• учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее;

• учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

«Цифры»

Задачи:

• учить решать арифметические задачи на сложение в пределах 10;

• закреплять знание цифр от 1 до 10;

• закреплять состав числа первого десятка.

«Домино»

Задачи:

• формировать у детей количественные представления, умение считать;

развивать внимание, память, мышление и мелкую моторику.

«Геометрическое домино»

Задачи:

• формировать понятия «форма" и «цвет»;

• развивать умение различать геометрические фигуры, анализировать положение предметов в пространстве;

развивать мышление, зрительное восприятие, быстроту реакции.

«Сложи узор» (по методике Никитина Б. П.)

Задачи:

• развивать пространственное воображение, образное мышление, способность комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет;

• способствовать развитию цветоощущения, усвоения соотношения целого и части.

Игры и упражнения с палочками Кюизенера

Задачи:

• формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше»;

• развивать познавательную активность, мелкую моторику, наглядно-действенное мышление, внимание, пространственное ориентирование.

«Мозаика»

Задачи:

• развивать воображение, умение из множества мелких деталей создавать единый образ;

• совершенствовать мелкую моторику.

«Выложи из счетных палочек»

Задачи:

• развивать пространственные представления, воображение, зрительную память и внимание;

• совершенствовать мелкую моторику.

«Сложи квадрат» (по методике Никитина Б. П.)

Задачи:

• знакомить с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, трапеция;

• способствовать развитию цветоощущения, усвоения соотношения целого и части;

• развивать логическое и пространственное мышление, внимательность, усидчивость, аккуратность, мелкую моторику рук, сенсорное восприятие и память.

«Радужная паутинка. Треугольник»

Задачи:

• знакомить с понятиями: цвет, форма, размер предмета;

• способствовать развитию цветоощущения;

• развивать логическое и пространственное мышление, внимательность, усидчивость, аккуратность, мелкую моторику рук, сенсорное восприятие и память.

«Математический планшет»

Задачи:

• развивать пространственное воображение, внимание, память;

• закреплять умение детей ориентироваться на плоскости;

• совершенствовать мелкую моторику.

«Шашки»

Задачи:

• активизировать мыслительную деятельность: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;

• развивать умственные способности: умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

• обучать умению ориентироваться на плоскости.

Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации, воспитывают настойчивость, целеустремленность, уверенность и волю к победе. Именно систематическое, планомерное, целенаправленное использование в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста специальных игровых заданий способствует развитию логического мышления детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игрРазвитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр Программа самообразования 2 младшая группа Методологическое обоснование программы Дошкольное детство - период рождения личности, первоначального.

Педагогический опыт работы «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» Видео Педагогический опыт работы Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр 1. Условия возникновения, становления опыта. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного.

Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр Взаимозависимость математического развития и формирования логических приемов умственных действий- одна из основных методических проблем.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с нестандартным дидактическим материалом Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения информации в мире происходили раньше менее стремительно, чем сегодня. Сегодня.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр… Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр АктуальностьРечь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры». Родной язык играет уникальную роль в становлении.

Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Воспитатель Волкова Ольга Евгеньевна.

Творческая презентация «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» (СЛАЙД 2)Хочу представить вашему вниманию творческую презентацию на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 19:35
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Звездопад на МААМ

Международный образовательный портал МААМ всегда рад не только авторам публикаций, но и постоянным читателям. Ежедневно в блогах участников нашего сообщества появляются что-то интересное, оригинальное,...

Вербное воскресенье

Вербным называется шестое воскресенье Великого Поста, последнее перед Пасхой Христовой. Это день большого христианского праздника, смысл которого – воспоминание о торжественном входе Иисуса в Иерусалим, в...

Фотоотчет «Субботник» (средняя группа)
"Субботник" группа Домисольки 20 апреля в МАДОУ ЦРР №19 прошел субботник. Цель субботника понятна каждому –сделать наш детский сад...
Лэпбук по ФЭМП «Геометрические фигуры и тела»
Лэпбук по математике "Геометрические фигуры и тела" предназначен как для самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста, так и совместной...
«Весна — красна в гости к нам пришла!»
«Весна – красна в гости к нам пришла! » Непрерывная образовательная деятельность с детьми 6 – 7 лет. ОО «Художественно-эстетическое развитие»...