Папки-передвижки

Развитие логического мышления у старших дошкольников

Эльвира Дорохова
Развитие логического мышления у старших дошкольников

Консультация для родителей

Развиваем логическое мышление у детей

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Человеку по своей природе свойственно обрабатывать информацию путём мозгового штурма. Проще говоря, все люди думают, это вполне естественный процесс. Мышление позволяет выстроить цепочку личностного поведения, сделать правильные выводы в той или иной ситуации, предпринять меры.

Публикация «Развитие логического мышления у старших дошкольников» размещена в разделах

Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

До 6-7 лет мышление ребенка наглядно-образное. Он уже может опираться на прошлый опыт – горы вдалеке не кажутся ему плоскими, чтобы понять, что большой камень - тяжелый, ему необязательно взять его в руки – его мозг накопил много сведений от различных каналов восприятия. Дети постепенно переходят от действий с самими предметами к действию их образами. В игре ребенку уже необязательно использовать предмет-заместитель, он может представить себе «игровой материал» - например, «поесть» из воображаемой тарелки воображаемой ложкой. В этот период ребенок активно оперирует образами – не только воображаемыми в игре, когда вместо кубика представляется машинка, а в пустой руке "оказывается" ложка, но и в творчестве.

Многие думают, что фантазия – это пустая трата времени. Однако от того, насколько полно развивается образное мышление, зависит его работа и на следующем, логическом, этапе. Поэтому не стоит волноваться, если ребенок в 5 лет не умеет считать и писать. Гораздо хуже, если он не умеет играть без игрушек (с песком, палочками, камушками и т. п.) и не любит заниматься творчеством! В творческой деятельности ребенок пытается изображать свои придуманные образы, ищет ассоциации с известными предметами.

Затем происходит осмысление накопленного материала, переработка поступившей информации. К концу дошкольного периода у ребенка хорошо развита речь, он уже владеет абстрактными понятиями и может самостоятельно обобщать.

Так постепенно (примерно с 7 лет) происходит переход на следующую ступеньку развития мышления – оно становится словесно-логическим. Речь позволяет мыслить не образами, а понятиями, структурировать и обозначать информацию, полученную с помощью органов чувств.

По умению думать, анализировать, делать обоснованные умозаключения судят об уровне развития человека. И хотя ребенок развивается, учится мыслить в повседневной жизни, в общении со взрослыми и сверстниками, в играх и т. д., но для успешной работе в школе нужны другие, системные и более глубокие навыки мышления. Эти умения ребенок не может приобрести самостоятельно, в этом ему должны помочь взрослые, подготовить его к новому жизненному этапу – учебе в школе.

Мышление всегда начинается с вопроса, причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью каких-то умственных операций.

Наиболее актуальными способами достижения желаемого считаются головоломки, направленные на проявление логики. Также действенными являются игры, комплекс упражнений на объективное мышление, чтение научной и художественной литературы.

Способ №1. Чтение

1. Многим известно, что книги позволяют обрести мудрость, стать разносторонней и начитанной личностью. Однако добиться успеха можно только посредством художественной или научной литературы. Именно в таких изданиях знаний больше, чем в многочисленных справочниках.

2. Чтобы развить логическое мышление читайте ежедневно. При этом важно анализировать прочитанные строки, постепенно накапливая информацию в голове. Мозг обладает избирательными свойствами, поэтому в определённый момент ребенок сможет вызволить нужные сведения.

3. В процессе чтения анализируйте главы. Делайте ставки на то, каким будет окончание книги, как поступит тот или иной персонаж в конкретной ситуации.

Способ №2. Упражнения

1. Математические задачи и логические цепочки помогут развить логику достаточно быстро.

Способ №3. Игры

1. Самыми распространёнными играми, направленными на развитие логического мышления, считаются шашки и шахматы. В процессе соперничества оппоненты просчитывают свои действия на много шагов вперёд. Именно такой ход позволяет одержать победу, никак иначе.

2. Следующей по популярности считается игра «Эрудит». Лингвистический тренажёр для людей, которые обладают небольшим словарным запасом и замедленной логикой. В результате манипуляций вы с ребенком научитесь составлять слова из имеющихся букв, выкладывая их в определённой последовательности. Помимо развития логики развивается концентрация и внимание.

3. Для улучшения логического мышления можно поиграть в слова. Существует несколько вариаций подобной авантюры, рассмотрим их по порядку. Некоторые предпочитают называть одно длинное слово (количество букв от 10, после чего задача других участников составить из «главного слова» другие слова. Выиграет тот, чьё количество будет самым большим. Второй вариант заключается в следующем: человек называет слово, следующий за ним произносит другое слово, начинающееся с последней буквы предыдущего. К примеру, вы сказали «моряк», оппонент ответил «квартира».

4. Также популярными играми считаются кроссворды, судоку, ребусы, Присмотритесь к играм наподобие «кубик-Рубик» или нарды, собирайте пазлы. Благодаря усиленной концентрации развивается память и логическое мышление.

Главное в любом деле — регулярность. Выполняйте нехитрые манипуляции ежедневно, чтобы добиться максимального результата.

Несколько практических советов

1. Если ребенок с успехом решил все задания, то отложите материал на время и вернитесь к нему, скажем, через год, задачки опять будут как новые. В руках будет надежный тест для проверки того, как развивается ваш ребенок, совершенствует ли он свои способности мыслить и анализировать.

2. Ребенок должен не только найти верный результат, но, и это самое главное, объяснить свои решения, рассказать, как и почему он предлагает такой вариант ответа.

Нужно, чтобы решения были найдены осознанно, были бы результатом самостоятельных рассуждений, а не подбора или интуиции. Так он быстрее будет учиться думать по правилам, системно, а потом применять этот навык в учебе.

3. Если ребенку не дается решение задачи, отложите ее на время, можно предложить другие, которые он готов решить. К «сложному» заданию нужно обязательно вернуться позже. Похвалите его за правильное решение.

4. Пожалуй, самым важным условием, которое собственно и будет определять успешность занятий, является интерес ребенка к этим занятиям.

Поэтому продолжительность занятий, обстановка, доверительность отношений должны создавать комфортные условия, доброжелательную атмосферу, которые будут способствовать хорошим результатам. На это нужно обращать особое внимание. Научить ребенка думать вопреки его желанию вряд ли удастся.

Важно, чтобы понимание взрослых о том, что «НУЖНО» делать ребенку, как можно чаще совпадало с его желанием «ХОЧУ» делать то или это.

Практический материал.

Логические задачи.

Цель: развивать внимание, логическое мышление.

1. На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)

2. Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах.)

3. Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек. (Надо положить палочки на углу стола.)

4. Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?

5. Что дольше длится: год или 12 месяцев?

6. Марина и Таня пили разные соки : виноградный и яблочный. Марина не пила яблочный сок. Какой сок пила Таня?

7. Костя и Артем были одеты в куртки разного цвета: синюю и зеленую. Костя был одет не в синюю куртку. В куртку какого цвета был одет Артем?

8. Кто быстрее доплывет до берега - утята или цыплята?

9. Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?

10. У мамы есть кот Пушок,дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?

11. Четыре яйца варятся четыре минуты. Сколько минут варится одно яйцо?

12. Кто громче замычит,петух или корова?

13. Сколько грибов можно вырастить из семян ели?

14. Сели на воду три воробья,один улетел. Сколько осталось?

15. Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

Игры на развитие логического мышления :

1. Игра «Я загадал.».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: Родитель загадывает какой-либо предмет. Предложить ребенку с помощью уточняющих вопросов выяснить название объекта.

- Этот предмет летает? (Да.)

- У него есть крылья? (Да.)

- Он высоко летает? (Да.)

- Он одушевленный? (Нет.)

- Он сделан из пластмассы? (Нет.)

- Из железа? (Да.)

- У него есть пропеллер? (Да.)

- Это вертолет? (Да.)

2. Игра «Я беру с собой в дорогу».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображениями одиночных предметов.

Описание: выложить изображения вниз картинкой. Предложить ребенку отправиться в морское плавание. Но, для того чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым. Попросить ребенка брать по одной картинке и рассказывать о том, как может пригодиться этот предмет. Предметы на картинках должны быть самыми разными. Например, ребенок достает изображение мяча: «В мяч можно играть во время отдыха, мяч можно использовать вместо спасательного круга, потому что он не тонет и т. п.». Можно обыграть различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.

3. Игра «Придумай предложение».

Цели: развивать логическое мышление, речевую активность; формировать чувство языка.

Описание: Родитель говорит какие-либо слова, а дети придумывают с этим словом предложение. Например: родитель называет слово «близко». Ребенок быстро отвечает: «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и родитель придумывает быстро свое предложение.

4. Игра в слова, противоположные по смыслу:

«Мышка пищит тихо, а собака лает – (громко)»;

«Кот сытый, а волк – ….;

«Один сапог чистый, а другой ….;

«Для каши тарелка мелкая, а для супа – …;

«Лимон – кислый, а апельсин ….

5. Найди закономерность и подбери пару к слову.

Птица - перья. Рыба -. (чешуя)

Огурец - овощ. Ромашка.

Учитель -школа. Врач.

Стол -скатерть. Пол.

Утро -завтрак. Вечер.

Человек -руки. Кошка.

Рыба -вода. Птица.

Красный -стоять. Зеленый -.

Осень -дождь. Зима.

6. Ответь на вопросы. Назови разные профессии.

Кто варит обед?

Кто строит дома?

Кто пишет стихи?

Кто поет песни?

Кто лечит детей?

Кто шьет одежду?

Кто пишет картины?

Кто красит стены?

Кто летает в космос?

Кто водит машину?

Послушай рассказы и ответь на вопросы.

1) Вова проснулся утром, подбежал к окну и удивленно воскликнул: "Мама, на улице ночью шел дождь!" Как Вова догадался, что шел дождь, ведь он в это время крепко спал?

2) Выглянув в окно, Вера сказала маме: "Мама, одеваться надо теплее, на улице такой сильный ветер!" Как Вера догадалась, что на улице сильный ветер?

3) Спускается муравей с горы, а на встречу ему - осел. Осел спрашивает муравья: "Скажи, пожалуйста, муравей, какая на горе трава?" "Такая высокая, густая,- ответил муравей. Обрадовался осел, поднялся на гору, но как ни пытался щипать траву губами - никак не мог. "Обманул меня муравей", - подумал осел. А вы как думаете, обманул ли муравей осла?

4) Сидят в лодке кот Васька и его хозяин. Хозяин закидывает удочку и приговаривает:

-Ловись, рыбка, большая-пребольшая!

А Васька потихоньку бормочет:

- Маленькая ловись, маленькая!

Почему он так говорит?

Прочитай веселые стихи.

Всем ребятам нужно знать:

Два плюс два,конечно,. (пять)

Всем известно в целом мире :

Пальцев на руке. (четыре)

Все ребята точно знают :

Кошки очень громко. (лают)

Скачет наш котенок ловко,

Очень любит он. (морковку)

Наш Сережа очень шустрый,

Он всегда смеется. (грустно)

У кота забрали рыбу,

Должен он сказать. (спасибо)

Публикации по теме:

Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика.

Формирование логического мышления у дошкольников Дошкольное детство - первый период технологического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы психологических.

Конспект НОД «Развитие нестандартного мышления старших дошкольников» Цель: развитие творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста Программные задачи: 1. формировать у детей мотивацию,.

Консультация для родителей «Вместе играем — вместе развиваемся. Развитие логического мышления у дошкольников» Консультация для родителей "Вместе играем-вместе развиваемся. Развития логического мышления у дошкольников" Одна из важнейших задач воспитания.

Развитие дивергентного и конвергентного мышления у старших дошкольников Развитие дивергентного и конвергентного мышления у старших дошкольников. В условиях современного времени все чаще слышим о том, что у детей.

Развитие логического мышления у дошкольников посредством тико-моделирования Развитие логического мышления у дошкольников. Через ТИКО-моделирование. 2слайд. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и.

Развитие логического мышления у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Министерством образования и науки Российской.

Развитие логического мышления у старших дошкольников Одной из важных задач при подготовке ребенка к школе является развитие логического мышления. Что необходимо знать взрослым (педагогам, родителям).

Развитие творческого мышления старших дошкольников средствами арт-терапии Развитие творческого мышления старших дошкольников средствами арт-терапии Современная ситуация развития диктует необходимость проявления.

Семинар для педагогов ДОУ Тема: Развитие логического мышления старших дошкольников с помощью элементов инновационных технол Семинар для педагогов ДОУ Тема: «Развитие логического мышления старших дошкольников с помощью элементов инновационных технологий обучения».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления у старших дошкольников
Опубликовано: 5 октября 2017 в 17:21
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД