МААМ-картинки

Развитие математических представлений на прогулке у детей дошкольного возраста.

Ольга Копылова
Развитие математических представлений на прогулке у детей дошкольного возраста.

Актуальность темы:

В процессе образовательной деятельности в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка, а основным результатом является формирование у детей основ математической культуры.

В рамках образовательной области «Познавательное развитие» закладываются основы элементарных математических представлений, развивается логическое мышление, речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т. е. осуществляется математическое образование дошкольников.

Публикация «Развитие математических представлений на прогулке у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Для лучшего усвоения математических представлений необходима интеграция математического образования дошкольников в ходе всего образовательного процесса, одним из которых является прогулка.

Цель наполнения прогулок математическим содержанием :

Развитие математических способностей дошкольников на основе интегрированного подхода.

Задачи наполнения прогулок математическим содержанием :

• Усвоение и закрепление математических знаний детей.

• Укрепление здоровья детей, развитие двигательной активность через математические задания.

• Формирование интереса к математическим понятиям.

Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира (цвет, размер, форма, величина, количество, ориентировка в пространстве и времени).

Сезонные прогулки развивают у ребенка чувство природы. Математика в природе для дошкольников, непосредственный контакт детей с природой обостряет восприятие, пробуждает воображение, творческую мысль, формирует заинтересованно - эмоциональное отношение к образовательной деятельности и к процессу их получения.

Прогулки в осенний период

Задачи – ориентиры: Развитие умений наблюдать осенние признаки и явления природы, видеть красоту осенней природы. Формирование навыков узнавания деревьев, кустарников по листьям, плодам. Расширение представлений об овощах и фруктах. Развитие интереса к красоте родной природы.

В ходе прогулок я с детьми : сравниваем листочки по форме, величине, цвету, наблюдаем за разнообразием цветов и их оттенков. Собираем шишки (сортируем, классифицируем, группируем, тренируемся в порядковом счете. Наблюдаем за деревьями, цветами, тучками.

Прогулки в зимний период

Задачи-ориентиры: Развитие умений наблюдать зимние признаки и явления природы. Различать птиц по существенным признакам, классифицировать их на перелетных и зимующих. Расширение представлений о связях между живой и неживой природой. Воспитание бережного отношения к птицам, желания помогать им выжить в зимнее время. Развитие исследовательского интереса к природе.

В ходе прогулок я с детьми : обращаем внимание на внешний вид деревьев и опушек, упражняю детей в умении ориентироваться в пространстве. Изготавливаем кормушки для птиц, ежедневно подкармливаем птиц. Наблюдаем за продолжительностью светового дня зимой. Наблюдаем за снегопадом, рассматриваем снежинки, лепим из снега комочки и рассматриваем их по величине, форме. Сравниваем деревья. Наблюдаем за следами на снегу. Проводим опыты со снегом.

Прогулки весенний период

Задачи-ориентиры: Развитие умений наблюдать весенние признаки и явления природы. Формирование способности выделять особенности весеннего состояния растений. Расширение представлений о птицах, их образе жизни весной. Развитие интереса к жизни насекомых весной. Воспитание радостного, эмоционального, заботливого отношения к пробуждающейся природе.

В ходе прогулок я с детьми : осуществляем исследование длины и ширины ручейков, сравниваем их. Измеряем длину ручейков шагами. Измеряем глубину ручейков с помощью палочки. Наблюдаем за лужами. Пускаем кораблики в лужи и ручейки. Наблюдаем за сосульками. Наблюдаем за ветром и облаками. Рассматриваем первые листочки, сравниваем их по величине.

Прогулки в летний период

Задачи-ориентиры: Развитие умений наблюдать летние признаки и явления природы, выделять простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов. Формирование представлений о жизнедеятельности растений и животных, способности выражать эмоционально-бережное отношение. Развитие наблюдательности и любознательности в процессе ознакомления с неживой природой.

В ходе прогулок я с детьми я : осуществляем наблюдения за дождем, ветром, облаками, солнцем, растениями, насекомыми, птицами. Осуществляем

игры с песком, водой, ветром, природным материалом.

На сезонных ежедневных прогулках дети наблюдают за природными объектами и явлениями, учатся анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы, занимаются различными видами детской деятельности.

Математическое развитие на прогулке осуществляется через - наблюдение, индивидуальную работу, подвижные и малоподвижные игры. Большое место на прогулках я отвожу наблюдениям за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения я провожу как с целой группой детей, так и с отдельными ребятами. В процессе наблюдения знакомлю детей с разными видами сенсорных эталонов (представление о цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине) и способами обследования предметов (погладить, надавить, прокатить). А так же формирую умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру, устанавливая тождество и различие, подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака. Предлагаю дидактические задания, которые являются одним из структурных компонентов, и выступают на прогулке в роли стимуляции детской активности. В зависимости от наблюдения дидактические задания включаю в само наблюдение, либо использую в течении всей прогулки. Дидактические задания разнообразны по своим целям: (в данном случае мы ведем речь о развитии математических представлений) – задания на прогулке предлагаю на закрепление, углубление и расширение представлений детей. Так как детям свойственно с легкостью не только запоминать материал, но и забывать его. Поэтому, я учитываю такую особенность возвращаюсь к ранее пройденному материалу в целях его закрепления. А особое внимание я уделяю индивидуальной работе с детьми, которые не могут усваивать знания наравне со всеми. Примеры дидактических заданий на прогулке :

дидактические задания на ориентировку в пространстве такие как – «Что справа?»; «Куда пойдешь и что найдешь?»; «Чей домик?»; «Что изменилось» и т. д. ;

дидактические задания на ориентировку во времени, «Что было раньше, позже, вчера, сегодня, завтра?»; «Когда это бывает?;

дидактические задания на закрепление формы, «На какую фигуру похоже?», «Составь узор»;

дидактические задания на установку размерных отношений, т. е величину, «Какого размера?», «Найди противоположное», «Кто быстрее?»;

дидактические задания на закрепление количественных представлений, «Сосчитай»,«Считалки», задачки в стихах, которые я подбираю в соответствии с видом наблюдения.

Подвижные и малоподвижные игры

Освоение задач математического развития детей осуществляю в игровых, развивающих ситуациях. Игры с песком, снегом, водой, с предметами и игрушками обогащают представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию. Я предлагаю детям подвижные игры на закрепление математических представлений по пройденным темам в соответствии с возрастными особенностями, погодными условиями:

«На одной ножке по дорожке» - предложение допрыгать на правой ноге до указателя, вернуться на левой ноге - на ориентировку.

«Два мороза»; «Третий лишний»; «Наперегонки парами», «Городки» (двое играющих становятся у черты. Перед каждым на расстоянии 1м. расставлены городки. По сигналу дети бегут, собирают их и возвращаются обратно. Пересчитывают принесенные у кого больше) - на закрепления счета.

«Называя дни недели» (с помощью считалки определяется очередность. Начинающий играть подбрасывает мяч и поочередно на каждый бросок называет день недели. Когда все дети выполняют это упражнение, подсчитывают, у кого сколько промахов. Побеждает тот, у кого не падал мяч, и соответствует порядок дней недели. «День-ночь» - на закрепление ориентировки во времени.

Не мало важно, для эффективного проведения прогулок иметь выносной дополнительный материал, который служит для закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, а так же тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. В нашей группе имеется достаточное количество выносного игрового материала, который делает прогулку насыщенной, интересной и наполняет ее математическим содержанием. Так же, для активизации двигательной активности в зимний период времени, благодаря активной работе родителей, на участке возводятся снежные постройки: горка, русская печь, «лягушка» для метания мячей и снежков, которые дополнят и разнообразят математические игры, задания и наблюдения.

И в конце своего выступления я хотела бы подвести итог своей работы!

Различные математические понятия, внедренные в организованную образовательную деятельность на прогулке, воспринимаются детьми без осознания нагрузки, где дети с удовольствием считают, размышляют, думают. Интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников, обеспечивает необходимый и достаточный уровень развития ребенка.

В ходе работы у детей происходит накопление чувственного опыта, развивается наблюдательность, внимание, память, способность анализировать и делать вывод.

Все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но при этом не тормозится развитие более способных детей. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через сказку Учителя, родители, ученики утверждают, что математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. А дошкольники?.

Дидактические игры как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста Моей темой по самообразованию является тема "Дидактические игры как средство формирования математических представлений у детей дошкольного.

Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика.

Формирование логико — математических представлений детей дошкольного возраста. (Слайд 2) Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и.

Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста средствами развивающей игры Математика играет огромную роль в жизни человека. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения; формирует настойчивость,.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста Паспорт проекта 1. Название проекта: «В стране геометрических фигур». 2. Вид проекта: познавательно-игровой. 3. Сроки реализации: 1 месяц.

Использование дидактических игр и пособий в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ? Конечно же, нет! Игра и игрушка - обязательные спутники детства. Н. К. Крупская писала,.

Лэпбук «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Лэпбук «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Данный лэпбук сформирован для проведения занятий с детьми разной возрастной группы дошкольного возраста. Его можно использовать для решения.

Развитие интереса у детей дошкольного возраста в ОД по развитию элементарных математических представлений В настоящее время математика детям нужна не столько для проведения вычислительных операций, сколько для развития логического мышления, умения.

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста при помощи дидактических игр.Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста при помощи дидактических игр. Название проекта «Мы играем в математику» Цель математического развития дошкольников • Всестороннее развитие личности ребенка. • Подготовка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических представлений на прогулке у детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 30 мая 2017 в 20:29
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД