Ионова Ольга Юрьевна
Консультация логопеда «Развитие мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» (В. М. Бехтерев). Именно поэтому логопед заинтересован в развитии мелкой (тонкой) моторики рук.
Развитие моторики рук должно быть направленно на
- развитие умения использовать действия тогда, когда нужно совместить две части одного предмета либо два предмета (конструктор, матрешка.);
Публикация «Консультация логопеда „Развитие мелкой моторики“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- развитие умения захватывать предмет, действуя целенаправленно; при этом хватать предметы можно по-разному: кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами;
- развитие координированных движений кистей и пальцев рук.
С маленькими детьми и детьми, у которых значительно снижен мышечный тонус, следует начинать с массажа и самомассажа.
Пассивное выполнение упражнений: сжимать пальцы в кулак и разгибать; сгибать и разгибать каждый палец по отдельности (взрослый помогает ребёнку).
Например. «Семья». Сжать пальчики в кулак, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. На последнюю строчку сжимать и разжимать пальцы.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Это вся моя семья!
Массаж кистей рук и пальцев : поглаживать и растирать ладони вверх-вниз; разминать и растирать каждый палец вдоль и поперек. Можно сопровождать массаж рассказыванием коротких стихотворений, проговариванием фраз.
Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга, которое отвечает за языковые навыки, мышление и последовательное выполнение задач. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария, которое отвечает за абстрактное мышление, многозадачность, эмоции.
Упражнения с использованием различных предметов
Это могут быть различные шнуровки, трафареты и шаблоны.
Интересно перекладывать мелкие предметы (бусины, пуговицы и т. д., удерживая их двумя пальцами, а также открывать и закрывать разные коробочки, откручивать и закручивать крышки.
Предложите катать между ладошками и пальцами массажные мячики, шарики разного размера, карандаши.
Можно рвать бумагу, а потом сделать аппликацию или отщипывать кусочки пластилина для поделки.
Давайте ребёнку игрушки (антистресс, наполненные мелкими шариками. Такие игрушки можно сделать и самим, заполнив основу крупой или горохом.
Играйте с мелкими игрушками, играйте в пальчиковый театр, театр теней…
«Сухой бассейн» Насыпьте в глубокую миску горох, спрячьте в нем мелкие игрушки (буквы магнитной азбуки) и предложите ребенку их найти.
Игра «Золушка». Насыпьте на стол фасоль и горох, перемешайте. Предложите ребенку помочь Золушке разделить. Важно брать большим и указательным пальцем.
«Выложи фигуру» Предложите раскладывать счетные палочки, строить из них домики и другие фигуры.
Игры с мозаиками и пазлами, конструктором. Подбирайте их индивидуально по возрасту и возможностям ребенка.
Моторику развивают и другие занятия : заплетание косичек, расчесывание кукол, застегивание и расстегивание пуговиц на одежде; завязывание шнурков и многое другое.
Обратите внимание на то, как ребенок держит ложку. Правильный захват ложки важен для формирования навыка удерживания ручки.
Рисование — отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Для начала возьмите восковые мелки или короткие фломастеры. Это облегчит формирование навыка правильного захвата. Учите обводить рисунки и предметы по контуру. Сейчас для этого существуют специальные раскраски.
Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых: прямоугольник, квадрат или треугольник. Делайте потом аппликацию.
Попросите ребенка помочь вам по хозяйству: замесить тесто, лепить пельмени, шить. На прогулке стройте из песка или камешков замки и другие постройки.
Ребёнку исполнилось пять лет? Покажите, как можно пользоваться швейной иглой.
Попросите бабушку научить вязать спицами и (или) крючком. Детям это очень нравится. Сначала спицы, крючок и нитки должны быть достаточно толстыми, чтобы было легко осваивать технику вязания.
Занимайтесь с ребёнком и у вас всё получится.