Елена Кандалова
Развитие мелкой моторики в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Уже не секрет, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Публикация «Развитие мелкой моторики в домашних условиях» размещена в разделах
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движении руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Обратите внимание! :
Если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании (в этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки).
Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.
Чем же можно позаниматься с ребёнком, чтобы развить ручную моторику?
Запускать пальцами мелкие волчки.
Разминать пальцами пластилин, глину.
Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался).
Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
Двумя пальцами руки (указательным и сред ним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.
Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний, далее три, четыре, пять.
Показать отдельно только один палец - большой.
Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
Махать в воздухе только пальцами.
Кистями рук делать «фонарики».
Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались).
Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).
Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
Застегивать пуговицы, крючки, молнии, за мочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
Закручивать шурупы, гайки.
Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
Складывание матрешек.
Игра с вкладышами.
Рисование в воздухе.
Игры с песком, водой.
Мять руками поролоновые шарики, губку.
Шить, вязать на спицах.
Рисовать, раскрашивать, штриховать.
Резать ножницами.
Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.).
Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным
наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.
Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой.
Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного
возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
"Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос
диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.
Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно
поочередно каждой рукой.
Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
Игры с предметами домашнего обихода.
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами,
затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек).Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно.
Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и
изображает, как месят тесто.
Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог
перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет
горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это –
"лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги сначала одной рукой, затем другой, после одновременно двумя руками.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком
тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) :
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
(Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
Игры - шнуровки
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.