Наталья Герасимова
Развитие мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики, или путь к преодолению речевых нарушений.
Многие родители крайне сильно удивляются, когда учитель-логопед интересуется состоянием моторики ребенка, пришедшего к нему на консультацию. Родители задаются вопросом: «При чем тут моторика, когда мой ребенок плохо говорит?» На самом же деле эти линии развития очень важны.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Поэтому родителям необходимо не только для преодоления уже имеющихся речевых нарушений, но и для профилактики их возникновения активно заниматься развитием мелкой моторики рук ребенка. Ведь Вам, родители, важно помнить, что общая моторная неловкость ребенка неизбежно приведет при поступлении в школу к трудностям в письме, изобразительной деятельности. А в самом худшем случае у Вашего ребенка может и вовсе сформироваться негативное отношение к обучению в стенах образовательного учреждения.
Что же нужно делать?
Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения детей как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга.
Чтобы заниматься с Вашим ребенком вовсе не нужно покупать какие-либо дорогостоящие тренажеры. Для этого можно использовать даже подручные средства. Но нужно помнить: для того, чтобы у ребенка возник интерес к данному действию, необходимо обыгрывать предлагаемые задания, делать используемый материал ярким и красочным.
Еще одно важное правило для Вас, родители, состоит в том, что если ребенок не может правильно выполнить упражнение, не стоит его ругать. Необходимо, наоборот, поощрять и одобрять любые попытки детей к выполнению задания.
Итак, благоприятно воздействуют на развитие мелкой моторики следующие действия :
1) Нанизывание бусин, пуговиц, макаронных изделий на нитки;
2) Лепка, конструирование, вырезание;
3) Штриховка, рисование, обводка предметов по контуру, рисование по точкам;
4) Игра с тенью (определенное положение пальцев рук дает изображение-тень на поверхности);
5) Завязывание узлов, шнуровка;
6) Застегивание/расстегивание молний, липучек, пуговиц;
7) Вышивание, вязание (для детей старшего возраста);
8) Пальчиковая гимнастика;
9) Развитие тактильной чувствительности ( ощупывание разных по структуре предметов: шероховатые, гладкие, мягкие и т. д.);
10) Катание каждым пальцем мелких бусин, шариков, мячей Су-джок;
11) Фасование разных по структуре материалов (горох, фасоль и т. д.);
12) Занятия на снарядах, требующих различного положения (захвата) рук;
13) Сборка пазлов.
Важно научить ребенка выполнять упражнения аккуратно, не торопясь. Для эффективности занятий нужно проводить их систематически, каждый день. Только тогда родители смогут увидеть результат проделанной совместно с ребенком работы.
Руки – инструмент тонкий, и «настраиваются» в течение долгого времени. Но их движения стоит отрабатывать, чтобы подарить ребенку величайшее богатство в жизни – «дар» речи.
Задумайтесь над этим, родители.