Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики рук с применением воскотерапии как один из способов развития речи дошкольников (5 фото)

Синицына Ольга
Развитие мелкой моторики рук с применением воскотерапии как один из способов развития речи дошкольников

Синицына Ольга Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Россия, г. Челябинск

Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей полноценного развития ребенка, особенно развития его речи. Об этом писали и пишут до сих пор, основываясь в своих рассуждениях на труды множества авторов. Основополагающие тезисы сформулировала М. М. Кольцова, доктор медицинских наук, профессор физиологии. Автор считает, что «есть все основания рассматривать кисти рук как орган речи такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция рук есть еще одна речевая зона мозга».

Публикация «Развитие мелкой моторики рук с применением воскотерапии как один из способов развития речи дошкольников» размещена в разделах

В головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, которые расположены очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Специальная тренировка мелких движений пальцев рук может существенно ускорить процесс созревания речевых областей коры на 2 – 2,5 месяца.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по развитию речи и мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста можно выделить следующие закономерности:

- ярко выраженная взаимосвязь развития мелкой моторики и развития речи, в особенности у детей с ТНР;

- систематичность в работе по развитию мелкой моторики способствует наибольшей эффективности развития речи детей дошкольного возраста;

- целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по формированию мелкой моторики, использование нетрадиционных методов и приемов способствует не только развитию мелкой моторики пальцев рук и речевых процессов, но также и познавательной активности дошкольников.

Исходя из данных закономерностей, мы выделили основные задачи:

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук как традиционными, так и нестандартными методами;

- развивать точность и скоординированность движений руки и глаза;

- совершенствовать движение рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

- формировать умение действовать по словесной инструкции;

- формировать умение самостоятельно продолжать выполнять работу.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

Не стоит забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

В детских садах, как правило, уделяется достаточное внимание развитию мелкой моторики. Это дидактические игры, рисование, конструирование, лепка из пластилина, глины, теста, песочная терапия – все эти методы стали традиционными и неизменными.

Такими незаменимыми методами развития мелкой моторики стали:

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Использование приспособлений: массажные мячи, орехи, шишки и так далее;

3) Игры с мелкими предметами: косточками, бусинами, семенами, спичками, пуговицами и так далее;

4) Завязывание шнурков, застегивание пуговиц, замков;

5) Игры с нитками, выкладывание узоров по образцу и так далее;

6) Работа с бумагой: складывание, обрывание, сминание и так далее;

7) Работа с карандашами: обводка, штриховка, выполнение графических заданий и так далее;

8) Игры в сухом бассейне;

9) Рисование красками с применением нестандартного оборудования: рисование пальчиками, зубными щетками, ватными палочками и др. ;

10) Лепка с использованием различных материалов (тесто, мягкий пластилин, песочная масса, глина и др.);

11) Аппликация;

12) Конструирование с применением конструктора Лего, спичек, счетных палочек, пластиковых крышек от бутылок и др. ;

13) Пальчиковый театр;

14) Ручной труд: шитье, вышивание, плетение, нанизывание бус, ягод рябины, семян и др. ;

15) Рисование пальчиками на песке, на манке, на муке и др.

16) Воскотерапия.

Остановимся подробнее на последнем пункте. Детям хочется творить, познавать, открывать что-то новое и неизведанное. В этом поможет применение новых материалов, техник работы. Воск и воскотерапия, в таком случает, подойдет как нельзя кстати.

ЧТО ТАКОЕ ВОСКОТЕРАПИЯ?

Воскотерапия – это одно из направлений арттерапии, которое способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, формированию всех психических процессов, развитию художественно-творческих способностей и положительно–эмоциональному восприятию окружающего мира.

Данный метод работы позаимствован из трудов учителя-логопеда К. В. Федорковской, которая использует для развития мелкой моторики детей воск. К. В. Федоркова апробировала воскотерапию в виде дополнения к образовательной программе «Радуга». Большой отклик и обширное применение воскотерапия на данный момент нашла в вальдорфской педагогике, в группах вальдорфской направленности, где уделяется значительное внимание применению природных материалов. Работа с природными материалами, и с воском в том числе, способствует не только развитию мелкой моторики, но и оказывает терапевтическое воздействие. Лепка из воска благоприятно влияет на психику, успокаивает, способствует повышению концентрации. Лепка из воска рекомендуется для детей всех возрастов.

КАК ПОДГОТОВИТЬ ВОСК К ЛЕПКЕ?

Воск готовят заранее. Растапливают на водяной бане, сливают в эмалированную миску, оставляя осевший на дно мусор в кастрюле. В растопленный воск добавляется 100 грамм ланолина, который можно приобрести в аптеке, из расчета 50 грамм ланолина на 500 грамм воска.

Настоящий воск твердый, поэтому перед занятием его необходимо прогреть. Это можно сделать на батарее в течение 15-20 минут непосредственно перед началом работы. Когда дети берут из горшочка воск в руки, он теплый, мягкий и ароматный, что благоприятно воздействует на тактильную и тепловую чувствительность, а также на обоняние. Детям очень нравится лепить из такого материала, его приятно даже просто держать в руках.

Для работы можно использовать как неокрашенный натурального цвета воск, так и окрашенные кусочки. Покрасить воск можно гуашью, акварелью. Кусочек воска разминают в руках, в этот момент добавляют краситель и продолжают вымешивать кусочек, чтобы краска равномерно вмешалась.

На данном этапе возможно проведение:

- занятие-игра с воском;

- занятие-опыт с применением воска;

- занятие-беседа;

КАК ЛЕПИТЬ ИЗ ВОСКА?

Особенности организации:

- Для работы рекомендуется использовать для подложки деревянные дощечки, смазанные маслом или тем же воском. Это не позволит изделиям прилипать к дощечке.

- Обязательно перед началом работы вымыть руки;

- Перед началом работы полезно выполнять пальчиковую гимнастику и разогревать кисти рук;

- Очень полезно выработать некий ритуал, который подскажет ребятам, что сейчас они будут работать с воском и побуждать присоединиться к работе. Это может быть одна и та же песенка, которую взрослый начинает напевать, стихотворение, присказка, звуковой сигнал (например, запись жужжания пчелы) и так далее. Пример стихотворения:

Маленький комочек, солнышка кусочек,

Что в тебе запрятано ты нам покажи,

Моим деткам сказку, сказку расскажи!

- Обязательно научите ребят убирать за собой рабочее место, аккуратно до последнего кусочка складывать остатки воска в мисочку, бережно размещать работы на выставке;

- Рекомендуется использовать в работе с воском художественное слово, рассказывать о пользе воска, описывать материал и так далее;

- После окончания работы с воском рекомендуется не мыть руки в течение 30 минут для продления терапевтического эффекта.

Этапы работы:

1 этап работы. Длится несколько занятий для формирования устойчивых навыков. В работе с воском применяются все приемы, что и в работе с пластилином: раскатывание, скатывание, растягивание, прищипывание, сплющивание и др. Начинают работать с неокрашенным воском, чтобы дети не отвлекались на цвет, а могли насладиться всеми терапевтическими свойствами материала. Дети учатся мять кусочек воска, отщипывать, раскатывать жгутики, катать шар, соединять детали, вытягивать элементы из цельного куска. На данном этапе отрабатываются основные приемы работы. Взрослый находится рядом, выполняет работу, озвучивая свои действия. Дети имитируют движения взрослого. Для работы на данном этапе достаточно небольшого кусочка такого размера, который может уместиться в середине детской полусобранной в форме «лодочки» ладошки.

На начальном этапе полезно будет организовать детей на написание совместно с родителями рефератов, докладов о воске, пчелах и так далее, чтобы узнать как можно больше информации об этом материале.

2 этап работы. Воск используется в качестве соединительного материала. Он прекрасно скрепляет между собой ракушки, шишки, камушки. Дети совместно с родителями и самостоятельно во время прогулки собирают коллекцию природного материала для выполнения поделок из воска и природного бросового материала. Воск в такой работе используется как соединительный материал. А так же, из него выполняются элементы и детали поделки. Длится данный этап столько, сколько задумок решает воплотить взрослый и дети. Рекомендуется провести не менее 7-8 занятий.

3 этап работы. Все работы выполняются из воска. Используются приемы: вытягивание, прищипывание, примазывание и другие. На данном этапе дети могут лепить как по заданию взрослого, так и на свободные темы по желанию. Здесь можно применять окрашенный воск, выполнять из него детали, элементы и целые поделки. Варианты работ:

- выкладывать из жгутиков геометрические фигуры, буквы и цифры;

- выполнять работы по содержанию лексических тем в организованных видах деятельности (лепить птичек, животных, деревья, человечков и так далее, заменяя пластилин воском;

- делать отпечатки на куске воска (следы животных, листьев, шишек и др.);

- выполнять открытки и подарки с элементами из воска;

- организовывать мастер-классы для соседних групп, с целью научить сверстников работать воском;

- организовывать импровизированный кукольный спектакль из слепленных фигурок.

Подводя итог, хочется отметить, что все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.

Целенаправленная организованная педагогическая работа по формированию мелкой моторики на занятиях воскотерапией способствует не только развитию моторики пальцев рук и речевых процессов, но и познавательной деятельности дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большакова СЕ. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М: ТЦ Сфера, 2008.;

2. Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству //С. М. Вайнерман. – М., Владос, 2006г. – С. 93.;

3. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Л. С. Выготский – М. : Педагогика, 1986. – С. 533. 3. Г. Н. Година, Е. Г. Пилюгина – Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада. // Г. Н. Година, Е. Г. Пилюгина – М. : Просвещение, 1987. – С. 56.;

4. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка // М. М. Кольцова. – М. : Педагогика, 1973. – С. 144.;

5. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М. : «Сов. Россия», 1973.- 160 с. ;

6. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М. : «Олма-Пресс», 2001;

7. Соковых С. В. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики. //Логопед. Научно-методический журнал. – 2009. – № 3. – С. 63-67.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

1. Воскотерапия - как уникальное средство развития дошкольников/Сайт: «Мультиурок»:https://multiurok.ru/files/master-klass-voskoterapiia-kak-unikalnoe-sredstvo.html

2. Педагогическая технология для развития мелкой моторики с использованием воскотерапии/ Сайт: «Педсовет»: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2011/12/26/pedagogicheskaya-tekhnologiya-dlya-razvitiya-melkoy-motoriki-s

3. Методическая разработка «Лепим из пчелиного воска»/ Сайт «Maam/ru»: https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-lepim-iz-pchelinogo-voska.html

Развитие мелкой моторики рук с применением воскотерапии как один из способов развития речи дошкольников
Синицына Ольга Владимировна воспитатель высшей квалификационной категории Россия г Челябинск Уровень Развитие ребенка Материалы для педагогов развития мелкой моторики является одним из показателей полноценного
Публикации по теме:

Речевой центр группы и пособие для развития речи и мелкой моторикиРечевой центр группы и пособие для развития речи и мелкой моторики «Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для развития речи и мелкой моторики.» В ноябре месяце стартует конкурс на лучший речевой.

Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей»Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей» 6 января День пальчиков на маам, вот я и решила вспомнить, что же мы с детьми делали для развития мелкой моторики пальцев рук, и вот что.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр с прищепкамиРазвитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр с прищепками «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр на прищепках». «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Дидактическая игра для развития мелкой моторики и речи «Веселые фруто-крышки»Дидактическая игра для развития мелкой моторики и речи «Веселые фруто-крышки» Многофункциональная дидактические игра "Веселые фрутокрышки". Практически все родители балуют своих детей вкусными фруктовыми пюре. А вот.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук с применением воскотерапии как один из способов развития речи дошкольников
Опубликовано: 8 января 2024 в 17:43
+248Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД