Получи документы

Развитие мелкой моторики рук у детей старшей группы средствами декоративной лепки

Арина Наумова
Развитие мелкой моторики рук у детей старшей группы средствами декоративной лепки

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте имеет огромное значение, поскольку необходимость точных, координированных кистей и пальцев рук являются необходимым условием при выполнении многих учебных и бытовых действий. Однако в современном мире существуют проблемы из-за которых мелкая моторика может не так активно участвует в жизни ребёнка. В данной статье мы рассмотрим эту проблему и предложим способ её решения.

Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей старшей группы средствами декоративной лепки» размещена в разделах

Ключевые слова: ребёнок, дети, мелкая моторика, декоративная лепка.

Актуальность: В настоящее время существует много профессий, в которых важна точность, гибкость пальцев рук. Без достаточно развитой мелкой моторики люди не смогут создавать надёжные и красивые вещи, что очень важно в нашем мире. Не принимая во внимание, умение владеть своими пальцами в совершенстве, человек может отставать в развитии по таким свойствам сознания, как мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь, так как они непосредственно связаны между собой.

Сегодня уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. В результате то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребёнка возможности больше работать руками. В результате из жизни ребёнка максимально исключаются мелкие движения пальцев.

Чтобы устранить эту проблему педагоги дошкольного образования осуществляют целенаправленную развивающую работу. Средства лепки в развитии мелкой моторики используются в образовательном процессе детских дошкольных организаций уже с давнего времени. Однако стоит выделить в отдельную категорию средства декоративной лепки, поскольку в ней дети знакомятся с разнообразными способами и приёмами детального лепного декора, развивая мелкую моторику рук. Для детей лепка один из самых интересных видов деятельности. Умение хорошо и точно применять способы лепки поможет им создавать красивые и аккуратные изделия, доставляя ребёнку удовольствие постоянными успехами.

Не смотря на широкую разработанность проблемы средства декоративной лепки не используются в полной мере. Зачастую воспитатели уделяют внимание проблеме схожести лепных образов, а не их детализации, которая была бы более эффективной в развитии мелкой моторики.

Новизна: Новизна исследования в том, что исследование развития моторики у детей, проведение занятий по декоративной лепке, осуществление анализа эффективности педагогической работы будет для автора исследования первым личным практическим опытом.

Цель исследования: теоретическое обоснование и проверка в ходе практики условий использования разнообразных средств декоративной лепки в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели была выдвинута гипотеза: развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста средствами декоративной лепки будет осуществляться эффективно, если:

-в образовательном процессе осуществляется знакомство с богатством изобразительных приемов и способов декоративной лепки;

- используется разнообразие пластических материалов для лепки (пластилин, глина, солёное тесто, пластическая масса и другие современные материалы)

- воспитатель обращает внимание детей на детализацию, точечные движения пальцев во время показа и объяснения способа изготовления и во время самостоятельной лепки детей, независимо от конкретного художественного образа;

- в процессе самостоятельной лепки детей воспитатель использует разнообразные методы и приемы, способствующие развитию мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, использование алгоритмов и схем с изображением разных видов детализации в лепке, объяснение и показ способов изобразительных действий и пр.);

Основная часть

1.1 Проблема развития мелкой моторики старших дошкольников в психолого-педагогической литературе

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с младенческого возраста, немаловажную роль в успешности интеллектуального и физического развития играет сформированная мелкая моторика.

Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли, так считал В. А. Сухомлинский и отмечал, чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Говоря о моторике человека, стоит разобрать два определения: Моторика общая, и одно из ответвлений - мелкая моторика.

На данный момент существует общепринятое обозначение “моторики”. Звучит оно так: Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку

А. В. Акименко в своей статье выделила следующую формулировку термина “мелкая моторика”. “Мелкая моторика представляет собой совокупность скоординированных действий мышечной, нервной, зрительной и костной систем организма и проявляется в процессе выполнения тонких и точных движений руками и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики принято ссылаться на довольно широкий спектр движений: от простейших движений, таких как захват объектов пальцами, до очень маленьких движений, таких как написание текста рукой. На текущем этапе, согласно последним данным физиологических исследований, было установлено, что развитие мелкой моторики детерминирует ряд функций человеческих способностей. Например, возникает связь между двигательными навыками пальцев и речевым декором ребенка. Мелкая моторика рук приводит к развитию речи и может влиять на такие процессы, как внимание, координация, мышление, воображение, наблюдение, зрительная и моторная память, речь через развитие мелкой моторики. “

Смотря на детей старшего дошкольного возраста, можно заметить, что у них улучшаются ранее усвоенные навыки, приобретаются новые увлечения. Ручные же умения воспитывают у ребёнка желание преодолевать трудности, совершенствуют его волю и познавательные интересы. В этом возрасте руку ребенка готовят к школе. Если развитием ребенка занимались с рождения, то на этом этапе улучшается «ручная умелость» ребенка.

Рука – это то, что даёт начало для развития мышления. В процессе действия мышцы рук выполняют три функции: орган движения, орган познания, аккумуляторов энергии. Если ребёнок что-то трогает, то мышцы и кожа рук «учат» глаза видеть, осязать, различать и запоминать.

М. М. Кольцова в своей книге утверждала, что в результате изучения уровней с разных сторон, исследования показывают, что высокий уровень сильных и тонких моторных навыков способствует эмпатии. Развитие тонких и крупных моторных навыков ребенка обычно зависит от тактильных ощущений (осязания, массажа ладоней и т. д., это учит ребёнка чувствовать рядом другого человека, его настроение и ощущения, понимать личное пространство. Это может улучшить коммуникативные отношения в будущем. Кроме того, некоторые авторы иллюстрируют взаимосвязь между уровнем развития мелкой моторики в дошкольном возрасте и успехом в школе. Во многом развитие мелкой моторики предопределяет уровень развития талантов для высокотехнологичных профессий в будущем, например: инженера, хирурга, ИТ-специалиста и т. д. профессии. Такие профессии требуют большей работы с мелкими деталями, поэтому такие работники обладают высоким уровнем мелкой моторики.

1.2. Декоративная лепка вид продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Лепка имеет огромное значение для обучения и образования детей дошкольного возраста. Он способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, прививанию ловкости и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка, среди других визуальных действий, формирует эстетические вкусы, развивает чувство красоты, способность понимать красоту во всем разнообразии.

«…В семье изобразительных искусств, отмечал скульптор И. Я. Гинцбург, лепка играет ту же роль, что и арифметика в математических науках. Это алфавит представления предмета, это первое чтение предмета.

В рисовании предмет показано относительно. Из-за перспективы он часто уменьшается, а иногда суть свойств объекта полностью теряется, его основной смысл… Правильное соотношение частей, отличие основного от второстепенного тела от приставных частей всё это ясно выражается при изображении объекта посредством лепки».

Виды лепки:

1. Предметная – вид лепки, который направлен на воспитание у ребенка умения лепить предметы, передавая особенности формы, пропорцию и динамику.

2. Сюжетная – вид лепки, когда от изображения однородных предметов переходят к созданию различных образов, связанных с общим содержанием.

3. Декоративная – вид лепки, который направлен на обучение детей изображению птиц, животных, человека по типу народных игрушек.

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем в рисовании. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. В результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного, хотя при лепке этих предметов они придают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной.

В связи с этим перед детским садом встает задача обучить детей умению изображать в лепке основанную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.

Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее дополнить лепку деталями.

Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

В данной работе, будет важным по подробнее разобрать декоративную лепку как вид продуктивной деятельности

Всё чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведётся работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.

Декоративная лепка в дошкольном учреждении – это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Кроме того, детям доступно выполнять небольшие украшения (бусы, броши для кукол, сувениры мамам, бабушкам, сёстрам ко дню рождения, к празднику 8 Марта. Навыки, полученные детьми во время занятий декоративной лепкой, могут использоваться ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными.

Немаловажное место отводится и занятиям декоративной лепкой. Воспитатель рассказывает детям о предметах народного искусства, обучает приёмам декоративной лепки.

Для того, чтобы передать ребёнку эстетическое чувство через декоративную лепку, нужно ознакомить его со скульптурой и его значении в нашем мире.

Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с её образовательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, её выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребёнок постигает социальный опыт, полученный человеком.

Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют детские представления и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок, кашпо и других изделий.

Наблюдая мелкую декоративную пластику народных мастеров, старшие дошкольники могут сами создавать интересные изделия, которые в дальнейшем можно применить для игр, для украшения комнаты, как сувениры. Хорошо и охотно ребята лепят бусы и подвески для кукол, создают декоративные сосуды: солонки, подставки для яиц и вазы для мелких весенних цветов, стаканы и подносы для карандашей. Эти изделия могут иметь форму листьев, цветов, зверей, их можно интересно расписать ангобами и гуашью. К этому виду лепки следует отнести и создание декоративных птиц с расписными крыльями и хвостами.

Современные исследования и практика работы детского сада говорят о том, что в результате обучения дети дошкольного возраста могут создать выразительный образ, так как во время лепки они используют многие выразительные и технические приёмы, которыми владеет скульптор (передают объём, движение, обогащают замысел дополнительными деталями, но используют их своеобразно, что зависит от степени знаний и умений детей.

Своеобразным является и содержание детской декоративной лепки. Если содержанием работы скульптора являются в основном живые существа, то дети лепят почти все окружающие их предметы. Объясняется это тем, что дошкольникам часто непонятен смысл изображения предмета в пластике, они ещё не чувствуют красоты пластических форм, часто для них во время лепки существует одна цель создать предмет, с которым можно играть.

Декоративная лепка по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой – сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Считается, что ведущем в познании предметов реального мира, является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета. И. М. Сеченов отмечал, что форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют её полнее, благодаря тому что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно не доступны.

В декоративной лепке ребёнок должен отразить материальные свойства тел – их объём, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребёнка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение этих качеств предмета в отличие от осязательного опосредованно. Подробное зрительное представление о механических качествах вещей возникает у человека путём многократности повторения видения предмета и его ощупывания.

Старшей группе воспитатель предоставляет детям больше самостоятельности в выборе темы, в возможности обдумать ее заранее и выполнить. Учить детей планировать свою работу можно во время наблюдений, перед чтением литературных произведений. Для этого необходимо их предупредить, что они будут лепить тот предмет, который рассматривают на картинке или о котором им читают. Это дает возможность заранее настроить детей на предстоящее занятие, четко воспринять особенности предмета и в какой-то степени обдумать его изображение. Если ребенок будет твердо знать, над чем он должен работать, то это даст ему возможность более целенаправленно и уверенно заниматься лепкой.

Важно, чтобы дети научились понимать и передавать в лепке характер изображаемого. Для этого воспитатель должен подбирать для изображения предметы с ярко выраженными чертами.

1.3. Методические особенности организации декоративной лепки с целью развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Изобразительная деятельность детей 5—6 лет имеет свои особенности. В этом возрасте дети уже окрепли физически, укрепились мелкие и крупные мышцы рук. Дети стали более внимательными, повысилась их способность к запоминанию; кроме того, они научились во время лепки контролировать действия рук, а это в свою очередь привело к изменению характера изображения. Они самостоятельно могут определять форму предмета, его строение, выделять мелкие детали и элементы декоративного оформления, более творчески подходят к своим изображениям.

Начиная со старшей группы, занятия декоративной лепкой занимают вполне определенное место в системе занятий по изобразительной деятельности. Планируя эти занятия, необходимо учитывать связь их с народным искусством, так как декоративная скульптура, выполненная народными мастерами, художественная посуда, декоративные пластины, не только благотворно влияют на развитие художественного вкуса детей, но и являются хорошим наглядным пособием во время лепки. Умелое их использование взрослыми расширяет кругозор детей, благотворно влияет на их умственное развитие.

В старшей группе воспитатель применяет методы и приемы, которые определяются конкретной темой и общими задачами. С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как все время приходится сравнивать с образцом свое изделие.

Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа требуют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встречались.

Важно, чтобы дети не просто рассматривали предметы, иллюстрации, а учились выделять свойства, качества предметов, необходимые для изображения.

Для работы с детьми данной группы можно использовать художественно выполненную посуду, декоративные пластины, дымковские, каргопольские, филимоновские и глиняные игрушки.

Кроме глиняных, можно проводить занятия с деревянными игрушками. Воспитатель выбирает из того, чем располагает детский сад. Однако детей надо познакомить хотя бы с двумя игрушками каждого вида.

Мы уже говорили о том, что все предметы народного прикладного искусства основаны на определенных традициях и особенностях, которые желательно знать воспитателю. Так, планируя знакомство детей с декоративной посудой, а затем и лепку по этим образцам, нужно отобрать те предметы, которые помогут развить воображение у детей. Это могут быть расписные керамические тарелки, миски, гжельская посуда и т. д.

Чтобы заинтересовать детей, воспитатель в начале занятия может прочитать четверостишие, загадать загадку.

Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы.

Добавляются способы лепки: вытягивание деталей из целого куска; ленточный способ, скульптурный способ изображения, лепка из целого куска (пластический).

Приёмы лепки: закругление и заострение, вдавливание, загибание краёв, соединение частей, деление пластилина на части и соединение их прикладыванием, прижиманием, примазыванием.

Вывод

В итоге можно понять, что декоративная лепка является эффективным способом развития мелкой моторики у старших дошкольников. Более точный выбор занятий, качественное проведение приведёт к нужному результату. Чтобы более точно убедиться в этом, следует проверить запланированную работу на практике.

Список используемых источников:

1. Акименко, В. М. Психофизиологические аспекты пространственно-временной организации мелкой моторики / Акименко В. М., Барбазюк, К. Ю. - Текст : электронный // Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2020. - №3. - С. 5. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/psihofiziologicheskie-aspekty-prostranstvenno-vremennoy-organizatsii-melkoy-motoriki/viewer (дата обращения : 10.11.21г)

2. Арькова, Е., Лепка как средство развития творческих способностей дошкольников / Е. Арькова. - Текст : электронный // МААМ. РУ : [сайт] – URL : https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-lepka-kak-sredstvo-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-doshkolnikov.html (дата обращения 10.11.21 г)

3. Бехтерев, В. М., и современная психология личности : сборник статей VI / Попов Л. М. ; Всероссийской научно-практической конференции. 2–4 октября 2020 г. – Казань: НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», 2020. – 226 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 978-5-6044599-3-5

4. Большакова, С. Е., Формирование мелкой моторики рук : игры упражнения / А. С. Лебедева. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. - C. 64. - Текст : непосредственный. - ISBN 978-5-9949-0891-4

5. Выготский, Л. С., Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 281 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07290-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437740 (дата обращения: 14.11.2021).

6. Дарвиш, О. В., Возрастная психология : учебное пособие / О. Б. Дарвиш; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования "Алтайский гос. педагогический ун-т". - 3-е изд., перераб. и доп. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. - 185 с. ISBN 978-5-3050-0110-5. – Текст: непосредственный.

7. Запорожец, А. В., Развитие произвольных движений / А. В. - Москва. : Астрель, 1990. - C. 320. – Текст : Непосредственный

8. Косминская, В. Б., Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов педагогических институтовтов / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова и др. –– Москва: Просвещение, 1977. - 253с. – URL : http://pedlib.ru/Books/5/0035/5_0035-169.shtml#book_page_top (время посещения : 10.11.21г). – Текст : электронный

9. Кольцова, М. М., Ребенок учится говорить; Пальчиковый игротренинг / Кольцова, М. М., Рузина, М. С., — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 224 с. - ISBN 5-9757-0003-5. – Текст : Непосредственный

10. Комарова, Т. С., Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности 03. 08. «Дошкольное. воспитание» / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др. ; Под ред. Т. С. Комаровой. – 3-е изд., дораб. – Москва. : Просвещение, 1991. – 256 с. - Текст : электронный // sheba.spb.ru : [сайт]. – URL : https://sheba.spb.ru/shkola/metodika-izo-1991.htm (дата обращения : 10.11.21г). - ISBN 5-09-001621-6. – Текст : Электронный

11. Кусмарцева, Т. А., Развитие мелкой моторики ребёнка, как одна из проблем современного образования / Кусмарцева Т. А. – Текст : электронный // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2017. C. 33-35. – URL : https://e-koncept.ru/2017/770961.htm (дата обращения : 10.11.21г)

12. Микляева, Н. В., Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева [и др.) ; под редакцией Н. В. Микляевой. - дд. 2-е изд. Москва: Издательство Юрайт, 2021. 450 с. (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534 -13324-0. – URL : https://vk.com/doc520168393_613214794?hash=940585b9499f3a1f61&dl=51b5eacc1812de1a50 (дата обращения : 10.11.21г). - Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт ; для зарегистрир. пользователей ДПК. - Текст : электронный

13. Нугаева, Р. Р., Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника / Р. Р. Нугаева. - Текст : электронный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 401-404. — URL : https://moluch.ru/archive/54/7413/ (дата обращения: 12.11.2021).

14. Немов, Р. С., Психология Книга. 1. Общие основы психологии – 4-е

изд. / Р. С. Немов. – Текст : Электронный. – Москва : ВЛАДОС, 2003г. – 218 с. ISBN 5-691-00553-7(1) URL : http://www.nicevt.ru/wp-content/uploads/2019/10/nemov_r__s__psihologiya__kniga_1.pdf (дата обращения : 10.11.21г).

15. Светлова, И. Е., Развиваем мелкую моторику и координацию рук / Светлова И. Е., Е. Смирнов. - Москва : Эскмо, 2005. – 72 c. – Текст : Непосредственный. – ISBN 5-04-006827-1

Публикации по теме:

Фотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группеФотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группе Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут.

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей» Фотоотчет развитие мелкой моторики у детей. Елена Владимирова. Зачем нужно развивать моторику? Дело в том, что развитие мелкой моторики.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие мелкой моторики детей. Часть 2Развитие мелкой моторики детей. Часть 2 Продолжаем развивать мелкую моторику детей! Мешочки для массажаИз плотной ткани сшила мешочки и наполнила крупой (греча, пшено, манка,.

Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС до) Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС ДО) Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А.

Развитие мелкой моторики средствами игрового материала «Послушные ладошки»Развитие мелкой моторики средствами игрового материала «Послушные ладошки» Развитие мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, и в целом уровень развития тонкой моторики.

Развитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаикаРазвитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаика Автор: Карцева Екатерина Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Колосок» Цель: дать теоретическое обоснование.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс по лепке из глиныРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс по лепке из глины Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помошью лепки из глины. Мастер — класс лепка по мотивам сказки «Курочка Ряба».

Развитие мелкой моторики у малышей с помощью тестопластики — лепки из соленого тестаРазвитие мелкой моторики у малышей с помощью тестопластики — лепки из соленого теста Младший дошкольный возраст - важнейший период в развитии ребенка. Известно, что формирование мелкой моторики влияет на умственное развитие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук у детей старшей группы средствами декоративной лепки
Опубликовано: 9 апреля 2022 в 11:02
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД