Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Анна Шпаковская
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

"Рука - это инструмент всех инструментов", - сказал еще Аристотель.

"Рука - это своего рода внешний мозг!" - писал Кант.

Вопрос который всегда волновал родителей как помочь ребёнку в всесторонем и правильном развитии ребёнка. Как правильно подготовить ребёнка к обучению грамоте и письму. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Для этого была проделанна работа по развитию мелкой моторики которая была результативной в её ходе, необходимо создавать развивающую среду. Для этого было выявленны такие аспекты которые должны включать такие компоненты как:

* Изобразительная деятельность (ИЗО) которая несёт всё необходимое для того чтобы подготовить руки ребёнка к письму (трафареты предметы для эксеперемнтальных - площадок, цветная глина пластелин штампы и другое.)

* Зона для развития мелкой моторики (где сосредоточенно разнообразный конструктор мозайка разных размеров, различные геометрические инструменты.)

* Зона Театрально - музыкальная где есть такие инструменты для развития ручного праксиса (пальчиковые игры - театр, ширма для театра - теней, куклы бибабо сделанные из различных материалов купленные или изготовленные из подручного материала) а так же инструменты развивающие интонацию тембр голоса темп речи.

Уровень развития является

– одним из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают в работе первоклассников сложности с навыком псьма, так как это очень сложный и тяжёлый процесс.

Навыки письма - это сложный процесс требующий таких сложных координированных движений рук. это сложный включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма и требует слаженной работы мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Работа по развитию мелкой моторики должна быть системотизированна только в этом случае будет достигнут наилучшии эффект от упражнений. Занятия должны приносить детям положительные эмоции, нельзя допускать переутомления что может губительно сказаться на здоровье ребёнка.

Возможные игры по развитию мелкой моторики рук :

Игры с мелким материалом

- игры с разноцветными крышками, выкладывая из которых красочные предметы и узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение;

- игры с палочками;

- игры с мозаикой, конструктором;

- игры с пуговицами, бусинами, косточками, семенами плодов;

Развитие графической моторики :

- рисование по трафарету;

- рисование по фигурным линейкам;

- штриховка;

- работа в тетрадях, выполнение графических упражнений;

В процессе игровых заданий дети получают следующие навыки:

- совершенствуют общую и мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, умение классифицировать по заданному принципу, выполнять движения рукой в заданном направлении;

- работают над темпом выполнения задания, аккуратностью и усидчивостью, над развитием устойчивого внимания и воображения;

- развивают зрительно-моторные координации, дифференциацию лево - право, вперед-назад, произвольность психических процессов, визуальное и аудиальное внимание, умение выполнять задание по схеме и по описанию на слух;

- закрепляют знания о свойствах разных материалов, о правильной ориентации элементов написания печатных букв и цифр; углубляют понятия о величине, цвете, толщине, понятия «множество» и «включение»;

- корректируют зеркальное письмо в изображениях различной конфигурации, каналы восприятия.

Широко использую в коррекционной работе различные виды массажей и упражнений.

Развивающий массаж

- самомассаж лица;

- самомассаж кистей и пальцев рук.

Комплекс упражнений для суставов пальцев с элементами сопротивления сопровождается стихотворным текстом что хорошо дополняет гимнастику.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

В ходе таких игр дети имитируют движения взрослых, тем самым у детей формируется ловкость координация движения умения управлять движения в соответствии с словами, концентрировать зрительное внимание на одном виде деятельности.

Игра "Моя семья".

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)

Игра "Не плачь, куколка моя"

Не плачь, куколка моя,

Остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки,

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок.

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко,

Натяну веревочку.

К ней одежду прикреплю,

Ветерком все посушу.

Утюгом туда-сюда

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем,

А теперь и отдохнем.

(на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. Затем загибать поочередно пальцы. Далее имитировать движения, описанные в стихотворении. На последние строчки положить ладони на стол или на колени)

Игра "Лошадки"

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок.

Скачет резвый табунок.

(Пальчики "скачут" по столу в ритме стихотворения)

Игры с предметами домашнего обихода

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.

Игры - шнуровки Марии Монтессори:

- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

- способствуют развитию речи;

- развивают творческие способности.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Познают мир «руками» не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить «игру-шнуровку» - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, «куска сыра» или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать «совсем как мама».

Пальчиковая гимнастика.

«Капуста»

Мы капусту рубим,

(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).

Мы морковку трем,

(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

Мы капусту солим,

(имитируют посыпание соли из щепотки).

Мы капусту жмем.

(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).

В кадку все утрамбовали,

(потирают кулак о кулак).

Сверху грузиком прижали.

(ставят кулак на кулак).

«Компот»

Будем мы варить компот,

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»).

«Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листья дуба соберем,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Маме осенний букет отнесем.

(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками).

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая- с большого пальца)

Вышел дождик погулять.

(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

(часто и ритмично бьют в ладоши)

-Ох!

(один хлопок)

И ушел

Газон засох.

(ритмичные хлопки по столу).

Кроме пальчиковой гимнастики,

Есть такие упражнения которые способствуют развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания,развитию памяти запоминанию счёта.

Во выше сказанном считаю важным проводить работу по развитию мелкой моторики как в садике с воспитателем и детским коллективом так и дома с родителями в данном случае будет достигнут прогресс

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Я работаю с детьми первой младшей группы. И получается так,что каждый учебный год я набираю маленьких детишек. каждый год у меня,как и у детей.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста О важности развития мелкой моторики у детей написано немало книг и статей. Известно, что очень важную роль оказывает уровень сформированности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 мая 2015 в 18:42
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД