Юлия Тарасенко
Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики руки у детей с ОВЗ средствами пластилинографии
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на стеклянной (пленочной)основе.
Существуют следующие приемы работы в технике пластилинографии :
Прямая пластилинография- изображение лепной картины
на горизонтальной поверхности.
Обратная пластилинография (витражная) изображение
лепной
картины с обратной стороны горизонтальной поверхности
(с обозначением контура)
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами пластилинографии» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Контурная пластилинография - изображение объекта
по контуру, с использованием «жгутиков».
Многослойная пластилинография – объемное изображение
лепной картины на горизонтальной поверхности,
с последовательным нанесением слоев
Модульная пластилинография –изображение лепной
картины на горизонтальной поверхности с использованием
валиков, шариков, косичек, многослойных дисков
Мозаичная пластилинография - изображение лепной
картины на горизонтальной поверхности с помощью
шариков из пластилина или шарикового пластилина
Сграффито (выцарапывание)При помощи стеки или валика
открывается нижний слой, отличающийся по цвету
Основные приемы:
Раскатывание – кусок пластилина раскатывается прямолинейными движениями рук (вперед – назад, колбаской.
Скатывание – кусок пластилина скатывается в шарик кругообразными
движениями, «колобок».
Сглаживание – выполняется кончиками пальцев для создания плавного
перехода от одной детали к другой.
Сплющивание – шарик сдавливается ладонями или пальцами в форме
лепешки.
В процессе работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, решаются следующие задачи
1 блок
Изобразительные:
1. Познакомить детей с техникой рисования по стеклу. С детьми дошкольного возраста использую пленку или орг. стекло в целях безопасности.
2. Совершенствовать технику налепа: расплющивать и видоизменять пластилиновую форму, заполнять изображение пластилиновыми налепами соответствующей формы, прочно соединять их между собой, заглаживать места скрепления.
3. Познакомить с разными способами оформления работы (изготовление рамки, подбор цветного фона).
2 блок
Развивающие задачи :
1. Развивать сенсомоторные навыки : мелкую моторику, синхронность работы обеих рук, согласованность работы системы «глаз- рука».
2. Развивать пространственную ориентацию (чувство границы
рисунка). При необходимости использовать стеку корректируя границы
работы.
3. Поддерживать и мотивировать стремления детей к самостоятельному
варьированию и комбинированию разных способов лепки, к видоизменению
исходной формы пластилина для получения выразительной картинки.
3 блок задачи
Формирующие предпосылки к учебной деятельности:
1. Формировать умения планировать свою работу: задумывать образ,
находить способы лепки, последовательность выполнения, следовать им,
доводить начатое дело до конца.
2. Формировать навыки контроля и самоконтроля.
3. Воспитывать усидчивость, аккуратность.
На 1 этапе начинаю работу с более простых форм предметов - «огурец» Здесь использую готовый цветной фон.
На 2 этапе учу детей сочетанию нескольких цветов пластилина - «Яблоко» «Груша» «Томаты».Начинать выполнять картинку нужно с мелких деталей одного цвета, поверх которого накладывается основной цвет.
В дальнейшем учу оформлять рамку разными способами (из скрученных салфеток) «Листья» «Аквариум».
Для придания работе выразительности можно использовать готовый фон и готовую рамку («Цветики – цветочки»)
На следующем этапе учу многослойности изображения предметов –сначала наносятся мелкие предметы, затем заполняется все изображение пластилином. («Бабочки»).
В дальнейшем дети выполняют работу используя различные цвета и более объемные изображения на готовом фоне, «под фон» подбирают изображение («Петушок», «Смешарики»).
В конечном итоге дети создают сюжетные изображения самостоятельно подбирая фон и рамку к своей работе («Иллюстрации к сказкам»).
Оборудование и материалы:
- Стекло или прозрачная пленка
- Маркер черного цвета
- Эскиз рисунка
- Пластилин
- Дощечка для пластилина
- Салфетка для рук
- Стека
- Ватные тампоны
Так как я работаю воспитателем в коррекционной группе, тематика работ обычно определяется лексической темой недели, а также календарными событиями и желаниями детей.
Занятия пластилинографией могут проходить как в форме кружка, так и в условиях совместной деятельности во 2-ю половину дня не реже 1 раза в 2 недели до достижения результата. При выполнении более сложных сюжетных картинок работа может быть продолжена в течение нескольких дней до ее полного завершения при условии интереса ребенка.
Последовательность работы:
1. Выбор рисунка.
Выберите рисунок.
2. Очистить поверхность пленки влажным тампоном. Возьмитеватный диск и очистите поверхность пленки.
3. Обрисовать контур маркером и просушить.
Под пленку положите эскиз рисунка, закрепите и обведите контур маркером. Просушите. Пока сохнет, приготовьте дощечку, пластилин нужного цвета и положите перед собой.
4. Создание картины.
Нанесите тонким слоем пластилин нужного цвета,в соответствии с эскизом. Пластилин наносите с верхнего края используя технику налепа.
Старайтесь сглаживать налепы между собой. Разглаживайте, растягивайте пластилин, чтобы получился тонкий слой. Если пластилин «вышел» за контур рисунка излишки уберите стекой.
5. Оформление картины
Подберите нужный фон, сделайте рамку. Работа готова. Молодцы!
Техника выполнения работы:
1. Перенести рисунок на стекло (пленку).
2. Начинать выполнять работу с верхнего края рисунка,чтобы руки не касались готовой работы.
3. Начинать выполнять картинку с мелких деталей, поверх которых накладывается основная картинка.
4. Заполнять изображение пластилином (налепом, колбаской) соответствующей формы, прочно соединяя между собой сглаживая места скрепления.
5. Размазывать пластилин пальцем или стекой,тщательно придавливая его к поверхности,чтобы получился тонкий слой.
6. Излишки пластилина удалить стекой.
7. Наложить на пластилиновую основу фон.
8. Оформить рамку.
Таким образом, дети учатся:
1. Наносить рисунок на стекло
2. Выделять элементы рисунка, заполнять рисунок пластилином соответствующего цвета, не оставляя пустого пространства.
3. Оформлять работу различными способами (рамка из пластилина, из бумаги, из ткани)
4. Самостоятельно изображать рисунок и заполнять пластилином в свободной форме для предания выразительного образа.
5. У детей должна быть сформирована мелкая моторика рук, движения рук скоординированы.
Таким образом, пластилинография является современной интегративной детской деятельностью, в рамках которой развиваются различные способности детей. Так, пластилинография способствует социализации детей, развитию навыков планирования работы по реализации замысла, умению предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; способствует развитию фантазии, воображения, психических процессов, пространственной ориентации; развитию навыков самоконтроля.