Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики у дошкольников

коржова татьяна
Развитие мелкой моторики у дошкольников

Слайд№1

Уважаемые родители! Сегодня я хочу рассказать вам о развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Слайд №2

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, ребенок получает необходимый стимул для развития.

Публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников» размещена в разделах

Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

Слайд №3

Выдающиеся ученые Л. СВыготский, Л. С. Волкова, М. И. Кольцова считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, а неумение ребенком распознать пальцы – прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом.

Развитие познавательных интересов у дошкольников, является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Ни для кого не секрет, что около трети всей площади двигательной проекции головного мозга, это проекция кисти руки. Поэтому можно сделать вывод: развитию познавательной функции восприятия поступающей информации способствует развитие мелкой моторики рук.

Мелкая моторика неразрывно связана со всеми образовательными областями, так как в процессе её развития формируются у детей все психические процессы (внимание, память, воображение, речь, что является предпосылкой для становления всех видов детской деятельности - игровой, продуктивной, трудовой, предметной.

Слайд№4

Для развития мелкой моторики рук я применяю традиционные и нетрадиционные формы работы.

Традиционные:

• Самомассаж кистей и пальцев рук;

• Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

• Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, песком, рисование мелками;

Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамидки, волчок и т. д.

• Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

• Самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок», упражнения с «Шарами здоровья», грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

• Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В данной презентации представлены наиболее любимые детьми упражнения и игры для развития мелкой моторики пальцев рук. Они будут способствовать развитию умения красиво писать и улучшат речь ребенка.

Слайд№5

Пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры)

Включение пальчиковых игр и упражнений в любое занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

Смысл пальчиковых игр и гимнастики не только в развитии мелкой моторики. Они позволяют ребенку ощутить радость телесного контакта; осознать себя в системе «телесных координат», научиться управлять своим телом.

Оказывается, у большинства современных детей, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т. д. Сейчас мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность, вырабатывают у детей формирование адекватной самооценки, повышению самоуверенности, нормализации отношений со сверстниками, а так же способность сосредотачиваться и расслабляться.

Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Регулярные занятия способствуют поддержанию хорошего тонуса.

Слайд№6

Игры с прищепками

Игры с прищепками развивают не только мелкую моторику рук, а также развивают воображение и коммуникативную функцию речи, закрепляют сенсорные навыки и пространственные представления. Кроме того, учат детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную. Способствуют расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления.

Цветные прищепки не только ориентируют ребёнка по цветам, но так же развивают мелкую моторику! С их помощью легко можно обучить ребёнка счёту ( например: на цветах может быть различное количество лепестков, сравнению количества прищепок (больше/меньше). По возможности из каждой игры нужно получать максимум пользы для развития малыша. А чтобы игра не надоедала, дополнять её разными заданиями.

Слайд№7

Упражнения с массажным шариком, мячом, грецкими орехами, карандашами.

Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр. Любой ребёнок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества. Как правило, ребёнка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, лёгкие.

Значение игр с мячом для развития речи.

1. Отвлекают внимание детей от речевого дефекта и побуждают к общению.

2. Освобождают от утомительной неподвижности на занятиях.

3. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

4. Регулируют силу и точность движений.

5. Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

6. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

7. Развивая мышечную силу.

Всё это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых движений.

Рекомендуются следующие игры с мячом:

" Мяч бросай и животных называй", "Кто, как разговаривает", "Кто, где живёт", "Скажи ласково", "Кто, как передвигается", "Скажи наоборот" (слова-антонимы, "Один - много" и т. д.

Собираем коллекцию мячей разного размера и сделанных из разного материала. Катаем мячик, перекладываем, ощупываем, отмечаем, чем они отличаются и играем в различные игры.

Слайд№8

Массаж и самомассаж рук

Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс различных упражнений, способствуют нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

В своей логопедической работе использую следующие виды развивающего массажа :

- массаж и самомассаж лицевых мышц;

- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

- массаж ушных раковин;

- массаж язычной мускулатуры.

Самомассаж активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые я ему показываю.

В своей практике я применяю су-джок массажеры, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно - логопедических занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.

Игры с бигуди:

- использовать как массажёр, катая их между ладошками;

- липучие бигуди цепляем друг за друга – получается конструктор;

- из мягких, гнущихся бигуди можно выложить буквы, цифры, фигуры.

Слайд№9

Игры с пуговицами

Игры с пуговицами, бусинами:

- можно нанизывать на леску чередуя бусины и пуговицы;

- «Лыжники» - вставать в углубление больших пуговиц указательным и средними пальцами, двигаться по столу имитируя ходьбу лыжника.

- создаём коллекцию бусинок

- собираем бусы

Пуговичный массаж:

• Заполните просторную коробку пуговицами.

• Опустите руки в коробку;

• Поводите ладонями по поверхности;

• Перетирайте пуговицы между ладонями;

• Пересыпайте их из ладошки в ладошку;

Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и т. д.

Слайд№10

Игры с сыпучими материалами, сухой бассейн

Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Изготовить сухой бассейн можно из крупы, фасоли, гороха, бобов, макаронных изделий, пластиковых пробок, киндер-сюрпризов, мячиков, колпачков от фломастеров и т. д. Наполняем большую емкость, и ребенок опускает руки. Попросите малыша найти в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.

Почаще предлагайте детям эти занятия!

Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребенка не столь утомительными.

Слайд№11

Игры-шнуровки

Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры-шнуровки. Уже давно доказано, что шнуровка идеальная игрушка для развития детей в возрасте от 2 до 6 лет. Именно этот возраст является наиболее удачным для природного развития моторики рук. Поэтому с 2-х лет детям так нужны игры с веревочками, бусами, игрушками-проталкивателями. Самое интересное, что малыши сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, поэтому оно незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.

Шнурование это совместная игра. Маленькому ребенку еще не понятен сам процесс игры-шнурования. Необходимо, чтобы малыш заинтересовался и научился такому нелегкому процессу, сначала с помощью взрослого, а затем – самостоятельно. У каждого ребенка существует свой темп развития, поэтому нельзя сказать, как и когда он научится этому.

Эти игрушки выдаются только на момент занятий с ними, в остальное время их желательно прятать.

Когда ребенок будет протаскивать шнурок в дырки, обратите внимание на расположение шнурочка на игрушке сверху или снизу, справа или слева, по центру. А вот когда малыш хорошо научится шнуровать отверстия, вы можете показать ему, как рисовать на игрушке узоры шнурком. Для начала можно нарисовать простые линии, крестики и простые фигуры.

Следующим этапом будут задания на повторение рисунка. Покажите ребенку, что ему нужно изобразить шнурочком, и пусть он повторит это на игрушке. А может быть он уже сам сможет украсить узором свой куклу или зверушку?

Для детей постарше, уже можно усложнить варианты игр и предложить узоры из разноцветных шнурков. Это могут быть просто узоры или сюжетные картинки.

Такие игры хорошо подготовят вашего кроху к школе!

Слайд№12

При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, встречающиеся в тексте, непременно объясните. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.

Помните, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. И не забывайте всегда хвалить своего ребенка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе изодеятельности Детство – уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируются основы психофизического здоровья, происходит становление личности.

План самообразования «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников посредством развития мелкой моторики руки» на 2015–2020 г. Тема: «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через развитие мелкой моторики руки». ФИО: Галеева Эльмира Рафкатовна.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики дошкольников» Детская рука. Как ее развивать? «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский В течение дошкольного.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики дошкольников» Актуальность опыта. Статистики свидетельствуют,что в последнее время увеличилось количество детей с нарушением речи. Известно,что развитие.

Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников» Актуальность темы: Работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников». Начата работа над темой: сентябрь 2015 г. Предполагаемые сроки окончания работы над темой:.

Проект «Влияние развития мелкой моторики в различных видах деятельности на развитие речи дошкольников»Проект «Влияние развития мелкой моторики в различных видах деятельности на развитие речи дошкольников» Тема проекта: «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи дошкольников через различные виды деятельности». Выполнила: Воспитатель.

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у дошкольников»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у дошкольников» "Наша речь находится на кончиках пальцев" Это выражение является крылатым в работе учителя-логопеда при развитии мелкой моторики. Современные.

Развитие мелкой моторики у дошкольников Развитие мелкой моторики у дошкольников. Как обеспечить полноценное развитие ребёнка? Этот вопрос волнует в равной мере и родителей, и педагогов.

Развитие мелкой моторики у дошкольников-условие успешной их подготовки к письму 2.2. ПУТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В дошкольном возрасте необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики и координации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у дошкольников
Опубликовано: 25 апреля 2016 в 00:03
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД