Наталья Колмакова
Комплекс упражнений для развитие моторной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной (двигательной) сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита моторика, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.
Публикация «Комплекс упражнений для развитие моторной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
Двигательная система выполняет важную роль в развитии ребенка. В отличие от иных анализаторных систем двигательная имеет «вкрапления» во все другие. Движения, мышечные импульсы, сопутствуя любому другому ощущению, составляют своего рода компонент ощущения, которое существенно усиливается действием двигательных импульсов. Двигательный акт есть сложное многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем (смысловой структурой) и рядом фоновых уровней (технические компоненты движений). Эта концепция дает возможность по-иному подойти к оценке двигательных проявлений у дошкольников, страдающих нарушениями речи (Бернштейн Н. А., 1947, Лопатина, 1992).
Исследованиями многих учёных показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, прежде всего в формировании координации движений, особенно мелкой моторики (Выготский Л. С., 1982; Горская И. Ю., 2000; Дворкин П. С., 2002; Карпова Н. В., 1997).
Не вызывает разногласий в научной среде тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулом много дающим для общего развития ребенка и, особенно, для развития речи (Венгер Л. А., 1994; Жукова Н. С., 1994;Колпаковская И. К., 1961; Узорова О. В., 2002 и др.).
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Розой Евгеньевной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики.
Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте [7].
Для решения данных задач был составлен комплекс упражнений для развитие моторной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР. Рассмотрим часть упражнений, которые вошли в данный комплекс.
I .Развитие общей моторики.
Под общей моторикой подразумеваются разнообразные движения тела, рук и ног.
Цель работы: совершенствование двигательной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, учить ориентироваться в пространстве, регулировать свой мышечный тонус, закрепление понятия правостороннего и левостороннего движения, развитие глазомера.
Упражнения на повышение уровня активации.
Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность.
1. Самомассаж ушных раковин. Мочка уха зажимается большим и указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно.
2. Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук.
3. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь.
4. Самомассаж головы. Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке.
5. Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от запястья и обратно, затем - от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.
В этот блок упражнений можно включать различные виды общих и точечных массажей, упражнения по развитию мелкой моторики, хождение босиком по поверхностям различной фактуры и т. п.
Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.
Общий принцип этих упражнений - сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.
1. "Лодочка". Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.
2. Исходное положение - лежа на спине, ноги вместе, руки по швам. Голова приподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживается максимально долго.
3. Исходное положение - лежа на животе, руки за головой, локти разведены в стороны. Приподнимается верхняя часть туловища, ноги лежат на полу.
4. "Снеговик". Исходное положение - стоя. Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант "растаять", начиная с ног [2].
Упражнения для развитие крупной моторики, формирования ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.
1. "Бревнышко". Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.
2. "Колобок". Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться
несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.
3. "Письмо в воздухе". И. п. - лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе "прописывают" буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма - при пропуске букв, их заменах, "зеркальном" написании и других ошибках. При этом вначале педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои. Этот прием также помогает снять у ребенка страх перед школьной доской или тетрадью.
4. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.
Упражнения для развития пространственных представлений
1. "38 попугаев". Ребенку предлагается вспомнить мультфильм про слоненка, мартышку и удава. Затем предлагается измерить несколько предметов или расстояний при помощи различных частей своего тела. Вслед за этим ребенку дают мелкие предметы (буквы, цифры) и просят разложить их так, чтобы между ними было расстояние в его ладонь, а от каждого из них до края стола - его указательный палец. Рекомендуется предложить как можно большее количество вариантов расположения предметов (на расстоянии стопы, от колена до пятки, от локтя до кисти и т. д.).
2. "Зеркало". Упражнение выполняется либо в паре с ведущим, либо двумя детьми. На первом этапе упражнение выполняется в положении сидя на коленях и на пятках. Сначала ведущий совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя и подключать движения всего тела.
3. "Телевизор". Это упражнение аналогично предыдущему, только движения повторяются той же рукой, какой показывает ведущий (если ведущий берется правой рукой за левое ухо, ребенок тоже берется правой рукой за левое ухо) [2].
Пассивная гимнастика (массаж)
Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.
1. Поглаживание: совершается в разных направлениях.
2. Растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).
3. Вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер).
4. Массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться, тогда возможно сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец По-очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику [2].
II. Развитие мимической моторики
Цель работы: развитие умения передавать мимикой разные чувства.
Мимическая гимнастика.
1. Растянуть углы рта в стороны (в улыбку) и расслабить.
Улыбаться с закрытым и открытым ртом.
2. Нахмурить брови, расслабить.
3. Поднять брови, расслабить.
4. Прищурить один глаз, затем другой.
5. Зажмурить глаза, расслабить.
6. Надуть щеки, втянуть щеки, перекачивать воздух из одной щеки в другую, как при полоскании.
7. Набрать воздух под нижнюю губу, под верхнюю губу.
8. Воспроизвести свист.
9. Максимально оскалить зубы.
10. Опустить верхнюю губу на нижнюю.
Упражнения для развития мимической моторики.
Упражнение № 1.
Для этого упражнения вам понадобится специальный мимический кубик. Сделать его очень просто. Возьмите обычный кубик и заклейте его
стороны чистыми белыми листиками бумаги. На каждой грани нарисуйте мимическое состояние человека: радость, удивление, испуг, покой, тревога и хитрость. Состояния вы можете выбрать сами. Это будут своеобразные смайлики. Тренажер готов. Можно приступать к тренировкам. Вы по очереди с ребенком бросаете кубик и изображаете лицом то состояние, которое выпало на кубике. Чудесное упражнение.
Упражнение № 2.
Возьмите в руки детскую книгу и начинайте читать стихи. После каждого стихотворения ребенок должен найти соответствующе стихотворению (или стихотворной строчке) мимическое выражение лица. Сначала можно найти на кубике, а потом сотворить это выражение лицом.
Упражнение № 3.
Придумайте простое предложение и предложите ребенку произнести его с том мимической интонацией, которая выпадет на кубике[3].
III. Развитие артикуляционной моторики
Цель работы: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Упражнения для губ.
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик – Бублик. Улыбка – Хоботок.
Чередование положений губ [4].
Упражнения для развития подвижности губ.
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
Упражнения для губ и щек.
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка.
1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится).
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
Динамические упражнения для языка.
1. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2. Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
3. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5. Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
6. Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
7. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
8. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.
1. Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок - "птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
2. Акулы.
На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт, на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
4. Обезьяна.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
5. Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков [6].
Тренировка мышц глотки и мягкого неба.
1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая
кулаки. Покашливать с высунутым языком.
3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).
4. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.
5. Надувать щеки с зажатым носом.
Сказочные истории из жизни Язычка.
История 1. «Домик для Язычка».
Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашел себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери: первая дверь губы, вторая дверь зубы. В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щеки. А потолок был твердым и назывался нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол. Передняя часть потолка-нёба заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы. Они расположены за верхними зубами. Сзади потолок переходил в занавеску с маленьким язычком - увуля.
Несмотря на некоторые неудобства, Язычку очень понравилось его новое жилище. Правда, в нем всегда было сыро, даже спать приходилось в мокрой постели, зато было тепло и уютно, а главное не было сквозняков.
История 2. «Язычок делает ремонт».
Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего он проветривал свой дом, для чего открывал сначала первую дверь губы, затем вторую дверь зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны. (Дети выполняют соответствующие движения языком.)
Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-нёбо. Красить надо было тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку. (Широко открыв рот, ребенок двигает языком 5-10 раз вперед-назад и из стороны в сторону по нёбу упражнение «Маляр».)
Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен-щек обоями. Делал он это очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой. (Движения языка сверху вниз по внутренней стороне обеих щек.)
После ремонта Язычок мыл полы. (Движения кончиком языка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов; рот открыт.) Чинил Язычок и двери-зубы. (Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые верхние и нижние зубы упражнение «Забор».) [8,5].
IV. Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Цель работы: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.
2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.
3. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.
4. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
Пальчиковые игры.
Предлагаемая далее пальчиковая гимнастика состоит из пяти комплексов упражнений. Каждый комплекс разучивается в течении недели (пять комплексов – пять недель).
Затем начинается повторение. Предварительно с детьми заучиваются названия пальцев. Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети производят соответствующие движения, постепенно заучивая текст.
Комплекс 1 :
1.«Флажок». Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.
2. «Птички». Поочередно большой палец соединяется с остальными.
3. «Гнездо». Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.
4. «Цветок». То же, но пальцы разъединить.
Комплекс 2 :
1.«Двое разговаривают». Сжать обе руки в кулаки,
2. Большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу.
3.«Стол». Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.
4.«Кресло». Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально.
Комплекс 3 :
1.«Ромашка». Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.
2.«Тюльпан». Полусогнутые пальцы обеих рук, образуя чашечку цветка, соединить.
3. Сжимание-разжимание кистей рук на счет «раз-два».
Комплекс 4 :
1. «Улитка с усиками». Положит, правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.
2. «Раковина улитки». Правая рука на столе, левую руку положить сверху.
3. «Ежик». Ладони соединены, прямые пальцы выставить вверх.
4. «Кот». Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх [1].
V. Развитие чувства ритма.
Условные обозначения:
I .Один удар
I I. Два быстрых удара
I I I. Три быстрых удара
1.«Мы похлопаем в ладошки».
Цель: развитие чувства ритма, умения передавать в движении простой ритмический рисунок.
Оборудование: стульчики по количеству детей.
Описание:
1. Дети сидят на стульчиках, руки лежат на коленях. Сначала дети прослушивают ритмический рисунок III. Затем поднимают руки на уровне груди и при повторении ритма синхронно производят три хлопка в ладоши.
2. Дети сидят на стульчиках, руки на коленях.
На первую четверть дети хлопают правой рукой по правому колену, на вторую четверть – левой рукой по левому колену.
На половинную ноту дети поднимают руки и делают хлопок над головой.
Упражнение повторяется несколько раз подряд.
Упражнение можно провести под мелодию русской народной песни «Василек».
2.«Поклоны».
Цель: развитие чувства ритма, умения передать в движении простой ритмический рисунок.
Описание:
Дети стоят в шеренге. На первую четверть дети ставят на пояс правую руку, на вторую четверть – левую руку, а на половинную ноту кланяются. При повторении дети убирают с пояса сначала правую руку, затем левую и вновь кланяются. Упражнение повторяется несколько раз подряд.
Ритмический рисунок может быть продемонстрирован детям с помощью любого ударного инструмента.
Сначала упражнение выполняется под заданный музыкальным инструментом ритм, а затем по памяти.
Упражнение может быть проведено под счет : на «раз» - правая рука на пояс, «два» - левая рука на пояс, «три»-поклон, «четыре»-выпрямиться [14].
Литература
1. Алифанова, Е. А. Логопедические рифмовки и миниатюры: пособие для логопедов и воспитателей логогрупп /Е. А. Елифанова, Н. Е. Егорова. - М. : ГНОМ-ПРЕСС, 1999. - 80 с.
2. Богомолова, А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми: логопедическое пособие /А. И. Богомолова - СПб. : ТОО «Издательство «Библиополис», 1994. - 208 с.
3. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие /Т. В. Буденная - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001. - 64 с.
4. Воспитание у детей правильного произношения: под ред. Н. Ф. Фомичевой. - Практикум по логопедии. - М. : Просвещение, 1989. - 123с.
5. Гаркуша, Е. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи : Е. Ф. Гаркуша. - М. : ВЛАДОС, 1992. - 84 с.
6. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 2001.
7. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - 2-е изд., перераб. - М., 1990.
8. Синицына, И. Ю. Буду чисто говорить: логопедическое пособие в стихах /И. Ю. Синицына - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 56 с.