Татьяна Сосновская
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко, что свидетельствует о музыкальности детей, у других же способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.
Публикация «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей
Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
Однако чтобы превратиться в способности любые задатки должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей, в том числе и музыкальных, это развитие начинается с первых дней жизни. Поскольку деятельность регулируется совокупностью психических процессов, образований и состояний, формирование способностей определяется общим уровнем психического развития и является частью становления личности в целом, во многом зависящим от характера деятельности. Если человек будет продолжать заниматься теми видами деятельности, которые стимулируют развитие соответствующих способностей, то этот процесс не прекратится до конца. Способности, как правило, развиваются постепенно. Развитие конкретных способностей начинается с пробуждения и укрепления устойчивых специальных интересов, т. е. заинтересованности содержанием какой-либо области знаний или деятельности. В дальнейшем интересы переходят в склонность к определенным занятиям, наконец, в насущную потребность в соответствующей деятельности. Пробудить потребность—это значит «завести» механизм формирования способностей.
Лейтес Н. С. отмечает, что, чем сильнее привлекает ребенка какая-нибудь деятельность, тем больше он занимается ею, а это, несомненно, способствует развитию у него нужных способностей. В свою очередь, склонность к той или иной деятельности поддерживается успешностью ее выполнения; большее удовлетворение дает та деятельность, к которой ребенок более способен. Итак, способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в бездействии же способности утрачиваются. Психолог Юркевич В. С., посвятивший много лет работе с одаренными детьми, опираясь на собственный опыт, используя отечественную и зарубежную литературу, указывает, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции, которые вызывают собственную познавательную потребность. Она характеризуется выраженным чувством удовольствия от работы. Есть радость от работы - задатки развиваются, нет радости - способностей не будет.
Итак, каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности.
Музыкальная деятельность – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности : мышление, эмоции, творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных.
Выделяют следующие виды музыкальной деятельности, каждый из которых служит средством развития какой–либо музыкальной способности : восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность.
Рассмотрим, в каких же видах деятельности развиваются конкретные музыкальные способности.
Виды музыкальной деятельности, способствующие развитию конкретной музыкальной способности.
Музыкальная способность
Виды музыкальной деятельности, способствующие развитию данной способности.
Эмоциональная отзывчивость на музыку
Все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - ритмические движения и др.).
Музыкально–слуховые представления
Два вида исполнительства: пение; игра на музыкальных инструментах по слуху; восприятие музыки
Музыкально ритмическое чувство
Музыкально– ритмические движения; воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах; пение.
Ладовое чувство
Восприятие музыки, различение эмоциональной окраски; пение.
Творческие способности
Сочинение, импровизация попевок, мелодий на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.
Таким образом, музыкальные способности развиваются в соответствующих видах музыкальной деятельности. И первая задача педагога в процессе развития музыкальных способностей состоит в том, что бы вызвать у дошкольника интерес, а далее и пробудить потребность к занятию музыкальной деятельностью.
Пути развития музыкальных способностей.
Развитие музыкальных способностей происходит следующим образом:
• в области эмоций - от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям;
• в области ощущения, восприятия и слуха – от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;
• в области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;
• в области исполнительской деятельности – от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально – ритмическом движении.
Для более успешного развития музыкальности у детей дошкольного возраста в процессе музыкального воспитания необходимо решать следующие задачи:
• воспитывать любовь и интерес к музыке;
• обогащать музыкальные впечатления детей;
• знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями, развивать навыки в области слушания музыки, пения, музыкально – ритмического движения, игры на музыкальных инструментах;
• развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений;
• содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям;
• развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.
Исходя из специфики перечисленных задач в педагогической практике, используется ряд педагогических методов и приемов, которые определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей направленные на развитие музыкальных способностей.
Выделяют – наглядный, словесный и практический методы с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно – иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие, создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).
Ветлугина Н. А. описывает ряд методов обучения для развития музыкальных способностей.
Методы обучения, содействующие развитию музыкальности.
Музыкальная способность
Методы обучения
Эмоциональная отзывчивость на музыку
Выразительное исполнение произведений различного жанра и тематики; сопоставление музыкальных произведений с произведениями литературы и изобразительного искусства; образные характеристики музыкальных произведений.
Ладовысотный слух
Упражнения в определении двух различных по высоте музыкальных звуков, движения мелодии; ознакомление с графическим изображением мелодической линии; систематическое исполнение певческих упражнений; пение без сопровождения после настройки в данной тональности.
Музыкально ритмическое чувство
Упражнения в исполнении метро-ритмических заданий в процессе движения; упражнения в определении различных ритмических рисунков; ознакомление с графическим изображением ритма (четверти и восьмые)
Музыкально - творческие способности
Упражнения, по приобретению навыков самостоятельной действий в музыкальной деятельности; упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; обучение поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; задания на развитие песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества.
Так как игра основной вид деятельности дошкольника, то и для развития музыкальных способностей используются музыкально – дидактические игры.
Музыкально – дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей.
Цель игры
Задачи, решаемые в процессе игры
Виды игр
Развитие ладового чувства
Узнавание знакомых мелодий; определение характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения; различение жанра; оценка правильности звучания мелодии.
Настольные,
Подвижные,
Хороводные.
Развитие музыкально-слуховых представлений
Различение и воспроизведение звуковысотного движения, моделирование отношения звуков по высоте, направление движения мелодии; воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте
Настольные,
Хороводные.
Развитие чувства ритма
Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах, передача смены характера музыки с помощью движений.
Настольные,
Подвижные,
Хороводные,
Творческие.
Развитие способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.
Итак, развитие у детей дошкольного возраста музыкальных способностей : ладового чувства, музыкально – слуховых представлений, чувства ритма и др. – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально – дидактических игр.
Заключение.
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Способности по определению психологов это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Для успешного осуществления музыкальной деятельности необходимы музыкальные способности, которые объединяются в понятие "музыкальность". Музыкальность, по Теплову Б. М., это тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и при том необходим для любого вида музыкальной деятельности.
Музыкальность имеет свою структуру, включая в себя основные музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма) и другие, где: выступает фактор владения исполнительскими средствами (инструмент, голос, движение тела, помогающий выразить содержание, настроение музыки; приобретают большое значение волевые процессы, инициатива, творческие замыслы, а также так называемые технические способности (чистота певческих интонаций, качество звукообразования в пении, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритмике, согласованность движении рук в игре на инструменте и т. д.); творческие музыкальные способности.
Между всеми компонентами музыкальности устанавливаются тесные взаимосвязи, поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной недостаточного развития других.
Средством развития музыкальных способностей являются следующие виды музыкальной деятельности : восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность.
Развитие музыкальных способностей следует начинать с раннего дошкольного возраста, учитывая изменения возрастных ступеней. Данное развитие обусловлено целенаправленным процессом воспитания и обучения. Для развития музыкальности используются разнообразные педагогические методы, которые предполагают убеждение и систематическое упражнение во всех видах музыкальной деятельности.
При развитии музыкальности необходимо учитывать склонности, интересы, индивидуальность ребенка. Занятие музыкой способствует не только развитию музыкальных способностей, но и общему развитию личности ребенка.