Приложение МААМ

Развитие мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста

Татьяна Клещевникова
Развитие мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста.

Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мыслительные операции разнообразны. Это – анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация.

Публикация «Развитие мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Поэтому развивать логическое мышление детей необходимо уже с раннего возраста.

Рассмотрим возрастные особенности детей раннего возраста.

От 1 года до 3-х лет

Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста является возникновение речи и наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В этот период происходит формирование активной речи ребенка и понимание речи взрослого в процессе совместной деятельности.

Внимание, восприятие и память детей раннего возраста носят непроизвольный характер. Развитие восприятия происходит на основе внешне - ориентированного действия (по форме, величине, цвету, при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Узнать и запомнить ребенок может только то, что ему понравилось или заинтересовало.

Основной способ познания ребенком окружающего мира в данном возрасте - это метод проб и ошибок.

Рассмотрим особенности развития детей 3-4-х лет.

В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования. На основе наглядно-действенного мышления к 4 - м годам у детей формируется наглядно-образное мышление т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. Постепенно происходит отрыв действий ребенка от конкретного предмета. Речь становится связной, словарный запас обогащен прилагательными. Преобладает воссоздающее воображение. Память носит непроизвольный характер, и характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается то, что интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, все, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен долго удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

Способ познания – экспериментирование, конструирование.

Многие педагоги и родители знают что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.

Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.

В 2-3 года сенсорное развитие становится базой для развития интеллекта ребенка. Поэтому нужно целенаправленно развивать восприятие ребенка, формируя верные представления о предметах и их свойствах. Все больше и больше узнавая о форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве разных вещей, о времени, ребенок не только расширяет круг знаний об окружающем мире, но и приобретает уверенность в своих силах. Это очень важно для психологического развития малыша.

Сохраняет важность развитие мелкой моторики, так как ребенок уже должен уметь хорошо справляться со множеством нужных дел. Например, с самообслуживанием: одеваться и раздеваться без помощи взрослых, пользоваться вилкой и ложкой и т. п.

Для развития умственных способностей детей старше 2 лет рекомендуется играть в Монтессори-игры с природными материалами, водой, крупами, камешками, пуговицами, тканями и другое. Но приоритеты по сравнению со вторым годом жизни меняются. Главная задача таких игр с подросшим малышом – активизация познавательного интереса ребенка, иначе говоря, стимулирование интереса к получению новых знаний и умений, то есть к обучению. Так мы готовим ребенка к систематическим занятиям в детском саду.

В связи с актуальностью проблемы развития логического мышления у дошкольников необходимо систематизировать дидактические игры математического содержания, способствующие эффективному развитию детей.

Игровой материал способствует развитию личностных качеств ребёнка. Он учится правильно себя вести в различных бытовых ситуациях, узнаёт нормы поведения в них. В процессе использования разного вида игр развивается речь, расширяется кругозор, воспитывается интерес и уважение к труду, закрепляются знания, полученные на занятиях, появляется интерес к элементарной математики. Развивающие игры влияют на формирование произвольности психических процессов: развитие памяти и внимания, посредством игры ведется работа по развитию мелкой моторики.

Примерные игры-занятия по развитию математического мышления

и логики для детей второй младшей группы

Структура занятий:

Перед играми – занятиями педагог проводит предварительную работу по знакомству детей со сказками, мультфильмами, которые используются в работе, дикими и домашними животными, их детенышами, овощами, фруктами, что в дальнейшем способствует более успешному усвоению материала.

Каждая игра – занятие составлена из трех игр разной степени подвижности и насыщенности познавательным содержанием. Среди них обязательно игра на развитие мыслительной деятельности : умение анализировать, сравнивать, обобщать; освоение практических способов уравнивания, группировки, воссоздания и др.

Во время занятия необходимо создавать и поддерживать у детей радостное настроение, чтобы у каждого ребенка создавалось ощущение своей значимости, необходимости, возможности участия в игровых действиях. На занятиях часто предлагается похлопать в ладоши, эмоционально и искренне радоваться малейшему успеху.

Несколько игр, для развития логики, которые мы проводим со своими детьми. После того, как дети уже запомнили основные цвета, можно поиграть в игру

«Найди нужный цвет». Рисуем три предмета разного цвета, например: красный, синий, желтый. Это могут быть те же шарики, цветы, флажки, мячи и т. д. Просим ребёнка найти не красный и не синий предмет. Эта игра не только развивает логику, но и закрепляет знания цветов, которые мы уже изучали.

«Чего боится шарик?»

Рисуем воздушный шар. Рядом с ним располагаем различные предметы, которых он боится: ножницы, игла, кактус, ежик. А также любые другие объекты, никак не относящиеся к шарику, к примеру: цветок, кукла, любая еда и т. д. Спрашиваем у ребенка, чего боится воздушный шар.

«Куда едут машинки?»

Рисуем два дерева, например, ель и березу, с двух противоположных сторон. Между ними помещаем 3-4 машинки, которые едут в одну или в другую сторону. Спрашиваем у ребёнка, какие машинки едут к березе, а какие к елочке.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта (Слайд 1) Мышление является высшей ступенью познания человеком окружающей действительности. Так, при помощи мышления человек познаёт различные.

Развитие речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста Дошкольный возраст - это период формирования базовых составляющих психического развития, которые обогащаются личностными и индивидуальными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 января 2015 в 20:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Клещевникова (УИ 178374) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД