Ирина Владимировна Егорова
Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с помощью игр. Доклад на общем родительском собрании.
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Егорова И. В., Рудченко Е. М.
Слайд 1
Умение ориентироваться в пространстве – один из необходимых компонентов общего развития ребенка, его готовности к школьному обучению.
Недостаточно развитая пространственная ориентировка ребенка приводят к отставанию в обучении письму, чтению, а также усвоению математических понятий.
Публикация «Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с помощью игр, Доклад на общем родительском собрании,» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Учителя рассчитывают на то, что пространственные представления уже сформированы у детей и сформированы на достаточно хорошем уровне. В начальной школе очень важно, чтобы ребенок видел клетку, видел движение вверх-вниз, вправо-влево, умел ориентироваться в пространстве листа бумаги.
Слайд 2
Так, в первом классе начинают обучение письму цифр. Каждая цифра пишется в своей клетке. Например, письмо цифры один.
Она начинается примерно в центре клетки, потом мы ведем в правый верхний угол линию, а потом ведем вниз примерно на середину нижней стороны клетки. И все эти понятия, которые учитель озвучивает, ребенок должен очень четко понимать
Слайд 3
Рассмотрим таблицу «Преемственность содержания начального и дошкольного образования». Мы видим, что в стандарты ДО входит задача формирования ориентировки в пространстве, в стандартах НО такой задачи уже нет, т. е. предполагается, что пространственные представления уже сформированы.
Слайд 4
В понятие пространственная ориентировка входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося”.
Слайд 5
Развитие пространственной ориентировки осуществляют в 4 этапа:
1 этап. Обучение детей ориентировке “на себе”, в схеме собственного тела.
2 этап. Обучение детей определять пространственные направления и пространственное расположение окружающих предметов, игрушек, с точкой отсчета «от себя».
3 этап. Обучение детей моделированию предметно – пространственных построений.
4 этап. Обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.
Поговорим подробнее о первых двух этапах.
Слайд 6
1 этап. Обучение детей ориентировке “на себе”, в схеме собственного тела. Первостепенная роль отводится различению «правого-левого».
Ребенок должен понимать где правая рука, где левая рука, правое ухо, левое ухо и т. д.
Ориентировке в схеме тела можно учить рано. Самая простая ориентировка - "покажи глазки, ушки" и так далее - уже в раннем возрасте. В 3-4 года с малышом можно осваивать не только схему тела, но и некоторые навыки ориентировки в пространстве. Самое простое - "вверху-внизу", "впереди-позади"и, менее очевидное, "справа-слева". Четырёх-пятилетний ребёнок осваивает ориентировку в пространстве, соотнося предметы и стороны корпуса: вверху - где голова, внизу - где ноги. Ребёнок сам и есть точка отсчёта. Поэтому полезно твёрдо выучить с ребёнком правую и левую стороны тела. Если малышу трудно запомнить это, то надо создать какие-то "якоря".
"Якоря" для ориентировки в пространстве
Часто таким "якорем" становится ведущая рука. Ребёнку говорят: "Ты держишь ложку (карандаш, ножницы, допустим, в правой руке. Значит, другая рука будет левая".
Такой способ срабатывает не у всех. Тогда на левую руку можно повязать красная шерстяная нитку. Ребёнок может носить нитку до тех пор, пока не запомнит понятия "правое и левое". Девочке вместо нитки можно надеть браслетик.
Ещё одним "якорем" для детей дошкольного возраста может стать сердце. Мы говорим малышу: "Положи ладошку на грудь и найди, где стучит сердце. Запомни, сердце всегда слева. Рядом с ним левая рука, левая сторона тела"
Можно и целесообразно организовывать разнообразные игры на развитие пространственных представлений.
Слайд 7
Игра «Влево-вправо».
Предложите ребенку встать в середине комнаты и выполнить команды: «Вытяни левую руку перед собой. Повернись налево. Опусти левую руку. Расскажи, что сейчас находится перед тобой. Подними правую руку. Повернись направо. Опусти правую руку. Сделай шаг влево, шаг вперед, шаг вправо и шаг назад. Шаги можно заменить прыжками.
Игра «В какой руке игрушка?»
Прячем игрушку, ребенок угадывает, в какой она руке.
Слайд 8
Игра "Дотронься до. "
Ведущий даёт такие задания:
1. дотянись правой рукой через голову до левого уха,
2. погладь левой рукой правое колено,
3. почеши левой рукой левую ногу,
4. надуй правую щёку и т. д.
Слайд 9
Игра "Поставь игрушки, как я скажу"
Удобнее всего использовать небольшие игрушки. Инструкция: "Поставь игрушки так, как я тебе скажу". Примеры заданий.
1. Поставь на столе перед собой собачку.
2. Справа от себя поставь мишку.
3. Позади себя поставь машинку и т. д.
Слайд 10
2 этап. Обучение детей определять пространственные направления и пространственное расположение окружающих предметов, игрушек, с точкой отсчета «от себя».
. С этой целью могут быть использованы упражнения на определение ребенком пространственных соотношений в заданиях типа: «встань так, чтобы стул был впереди (сзади, справа или слева) тебя; встань позади или впереди другого ребенка» и т. п. Интересна для детей игра «Крутись-вертись»
Игра "Крутись-вертись"
1. Начинаем крутиться-вертеться. Диалоги такие. "Повернись лицом к окну. Что у справа от тебя, что слева. А теперь повернись спиной к окну и тоже что слева, что справа. Где стол по отношению к тебе. А где он по отношению ко мне и прочее".
2. Дети любят учить взрослых. Этим тоже можно пользоваться время от времени. Поменявшись с малышом ролями ориентируйтесь, допуская ошибки. Будет здорово, если ребёнок ваши ошибки заметит и объяснит, как будет правильно.
3. Войдя во вкус, дети начинают предлагать собственные варианты игры на ориентировку в пространстве.
• Крутись, вертись.
• Куда хочешь повернись.
• Стоп! Остановись!
Крутишься-вертишься с закрытыми глазами. Стоп! Смотри и скажи быстро: что слева, что справа.
Слайд 11
Ситуация: семья сидит на диване. Предложите ребенку сесть слева от папы, справа от мамы, в центре и т. д.
Игровое упражнение “Куда показывает флажок?”. Ребенок должен отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад).
Интересна детям игра
Слайд 12
Игра «Куда пойдешь, что найдешь?».
В отсутствии ребенка нужно спрятать игрушки в разных местах комнаты. Например: справа от предполагаемого местоположения по ходу игры – мишку; слева за шкафом – матрешку; впереди под ковром – корзиночку с грибами; сзади за картиной – флажок.
Варианты расположения игрушек, так же как и сами игрушки, могут быть различные. Перед началом игры сказать ребенку, что он будет отыскивать спрятанные в комнате игрушки. Говорим ребенку:
Направо пойдешь – Мишку найдешь
Налево пойдешь – матрешку найдешь.
Вперед пойдешь – грибок найдешь,
Назад пойдешь – флажок найдешь. Куда же ты хочешь пойти?»
Ребенок выбирает какое-либо направление, называет его. При этом можно поинтересоваться, помнит ли ребенок, какую игрушку он там может найти.
Слайд 13
Игра "Доброе животное"
Детям надо стать "змейкой". Ведущий даёт команды, а "доброе животное" их выполняет: идет в указанном направлении, поднимает левую (правую) руку, наклоняется и т. д.
Слайд 14
Ориентировка на листе бумаги - важный этап в подготовке ребенка к школе. Здесь вводятся понятия: посредине, в центре, верхняя и нижняя стороны, правая и левая стороны, верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол. Трудности формирования пространственных понятий можно облегчить с помощью игры. Нужно взять чистый лист плотной белой бумаги и нарисовать на нем следующее, сопровождая действия речью: “Сейчас мы рисуем дом. Он большой и находится в центре. Скажи, где находится дом? Правильно, он находится в центре. В левом верхнем углу нарисуем солнышко. Где нарисовали солнышко? Правильно, в левом верхнем углу”. Далее таким же образом ребенка знакомят и с другими понятиями. “ Слева от дома нарисуем ель., а справа цветок. ” Затем у ребенка можно спросить, где находится тот или иной предмет, изображенный на рисунке. Закрепить усвоенные представления можно с помощью различных заданий. Например: ребенка просят расположить в центре листа круг, вверху квадрат, внизу овал, справа треугольник, слева прямоугольник. Родители не должны забывать о речевом оформлении задания.
Слайд 15
Далее следует обучить детей строчному размещению на листе знаков, геометрических фигур, элементов рисунка. Для этого также берется чистый лист белой бумаги, лучше альбомной. На листе маркируется левый верхний угол. Это точка отсчета. Там может быть нарисовано солнышко или любой другой предмет. Важно, чтобы ребенок запомнил, где находится точка отсчета, откуда нужно начинать раскладывать элементы узоров, орнаментов, геометрических фигур (а затем и букв или цифр).
Можно предложить обвести по трафаретам или нарисовать геометрические фигурки. Так же вводятся понятия: вокруг, выше, ниже, правее, левее.
Слайд 16
Графические диктанты (Рисование по клеточкам)
Графический диктант - это не совсем обычный диктант. Это больше игра для ребенка, чем обучение. В нём дети под диктовку взрослого ведут линию на клеточной бумаге. Взрослый говорит, например: проведи линию вправо на 2 клеточки, теперь вверх на 1 клетку и вниз на 5 и т. д. Если ребенок точно выполняет задание я, у него должен получиться определенный рисунок или узор, что и служит в итоге показателем выигрыша. В таких упражнениях совершенствуются не только пространственные ориентировки, но и активизируется употребление различных пространственных терминов.
Слайд 17
В заключение хотелось бы порекомендовать пособие Е. Э. Кочуровой «Учимся ориентироваться в пространстве» Обучение по пособию способствует формированию у старших дошкольников пространственных отношений (внутри, вне, на, под, спереди, сзади, слева, справа, развитию мыслительных операций (классификация, анализ, сравнение, умозаключение, речи, внимания, памяти, а также навыков самопроверки и самоконтроля.
Слайд 18
Также хочу отметить, что группой педагогов разработана и внедрена в практическую деятельность детского сада программа "Психомоторное развитие дошкольников". Эта программа – лауреат VIII Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы». Большой раздел в ней занимает ориентировка в пространстве. Инструктор по физкультуре и воспитатели старших возрастных групп используют эту программу в своей работе с детьми.