Ирина Тараканова
Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с нарушением зрения зачастую имеют не один, а несколько нарушений. Одним из них является низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Из-за отсутствия или снижения остроты зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей.
Публикация «Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Развитие осязательного восприятия является эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в различных видах предметно-практической деятельности, благодаря которой вырабатываются тонкие дифференцировки восприятия. Органом осязания является рука.
Механизм компенсации недостаточности зрительной информации об окружающем мире у детей с нарушением зрения формируется значительно медленнее. Поэтому необходима специальная коррекционно-компенсаторная работа, направленная на развитие полисенсорных способов восприятия, обеспечивающих более качественное предметно-практическое действие, которое способствует лучшему и четкому узнаванию окружающего мира, используя свои руки и другие сохранные анализаторы. Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки является общая неготовность большинства детей к письму или проблем с речевым развитием.
Коррекционно-развивающая работа включает следующие виды деятельности:
• Приемы обследования предметов
• Практическая деятельность (общее развитие мелкой моторики)
• Моторная координация
и осуществляется на основе дифференцированного подхода к детям с учетом степени нарушения зрения, уровня развития осязания и мелкой моторики, состоит из нескольких частей:
• Подготовительная часть( 3-5 мин.) – самомассаж или упражнения для рук. Они необходимы для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развивать их подвижность и гибкость.
• Основная часть – ознакомление детей с приемами выполнения различных видов предметно-практических действий, развивающих тактильную чувствительность (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, рельефных изображений, различных видов поверхностей по фактуре и материалу) и зрительно-моторную координацию и мелкую моторику кистей и пальцев рук, ручную умелость в различных видах предметно – практической деятельности.
• Заключительная часть( 3-5 мин.) – гимнастика для снятия зрительного напряжения.
При условии успешного овладения детьми навыков осязательного восприятия или приемов конкретной предметно-практической деятельности время на изучение разделов программы может изменяться.
Для развития тактильной чувствительности кистей рук можно использовать следующие дидактические игры и упражнения:
1. Игры с крупой или песком. Сюда входит: опознание предмета в крупе, рисование различных форм, предметов, поиск предметов в мелкой и крупной крупе.
2. Игры с пуговицами и различными видами косточек от фруктов (сортировка по величине, выкладывание по контуру и др.)
3. Игры с решеткой для раковины или пельменницей. Н/р. «Соберем мед» (Ребенку предлагается одеть пчелку на указательный палец и пролететь по сотам, собрать мед, «Тревога» (Пельменница удерживается вертикально. Ребенок просовывает карандаш в отверстие, вращая его там и издает звук, «На свой этаж» (Пельменница – вертикально. Ребенок просовывает в отверстия большой и указательный пальцы cоединяет их, образуя кольцо. так передвигается до заданного этажа, пальцы можно менять).
4. Игры с пробками. Н/ р. «Лыжники» Двигаемся на «лыжах» (пробки одеты на средний и указательный пальцы рук, делая по шагу на ударный слог стихотворения. «Составь узор» - закручивание пробок разного цвета по образцу или словесной инструкции и др.
5. Игры с бельевой прищепкой. Н/р. «Лучики солнышку», «Иголки для ежика», «Подбери по цвету» и др.
6. Игры-лабиринты. Н/р. «Прокати шарик» (2куска ткани прострочены в виде лабиринта по которому проталкивается крупная бусина, «Пройди по дорожке и расскажи» (дорожка из бархатной или наждачной бумаги).
7. Игры с мукосолкой, глиной. Н/ р. «Вылепи на ощупь» и др.
8. Игры- шнуровки. Н/р «Волшебные веревочки», «Шнуровка по образцу», «Завяжем узелок» и др.
9. Игры со счетными палочками. Н/р. «Переложим палочки»(пальцы чередуются в паре с большим, одной рукой, затем двумя руками).
10. Работа в тетрадях в клетку. Н/р. «Продолжи ряд», «Дорисуй вторую половинку», «Срисуй также», «Графические диктанты», «Печатаем цифры» и др.
11. Пальчиковые игры (игры с движениями пальцев в стихотворной форме).
12. Игры с мозаикой, конструкторами.
Вся работа сопровождается забавными стихами для того, чтобы заинтересовать детей и оживить однообразную работу.
Игры используются как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе.
Таким образом, под влиянием специально направленной. систематической коррекционной работы у детей с нарушением зрения улучшается функциональное состояние зрения. развитие осязательного восприятия и мелкой моторики достигает высокого уровня, что способствует полноценному познанию окружающего мира.
Материал подготовила учитель - лефектолог: Тараканова И. В.