Валентина Овчинникова
Развитие певческого дыхания у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие певческого дыхания у детей
Пение – это искусство и сфера, требующая тончайшего инструмента для воплощения творческих задач. Этим инструментом является тело и голос поющего, которые в результате кропотливой работы, должны стать совершенными и выразительными.
Публикация «Развитие певческого дыхания у детей» размещена в разделах
Хорошо поставленный певческий голос создает у слушателя впечатление устойчивости звучания, спокойствия, не напряженности голосообразования, а сам певец чувствует удобство, стабильность и легкость работы голосового аппарата. Ему кажется, что голос плотно на что-то опирается. Это чувство позволяет ему хорошо управлять голосом и долгое время избегать усталости. С потерей чувства опоры голоса отмечается быстрая усталость в области гортани, звук «садится на горло».
С певческим дыханием связано понятие певческой опоры, что является результатом правильной организации дыхания, звукообразования и резонирования голоса. Опора обеспечивает наилучшие качества певческого звука, его энергичность, собранность, упругость, точность, гибкость, полетность.
Опора – важнейшее ощущение в пении, благодаря которому певец спокойно и свободно распоряжается своим голосом. Чувство опоры голоса возникает не сразу. Только по мере овладения техникой певческого голосообразования постепенно начинают выявляться те ощущения, при которых голос имеет наилучшие качества. Как правило, об «опертости» говорит ученику педагог, который фиксирует его внимание на ощущениях, сопровождающих опертое звучание голоса. Или, наоборот, педагог обращает внимание ребенка на то, что звук у него неправильный. Сопоставление этих указаний приводит к выводу о том, что называется пением «на опоре». Постепенно термин «пение на опоре» становиться синонимом правильно поставленного певческого голоса.
Итак, под чувством опоры голоса следует понимать своеобразное ощущение, сопровождающее правильное певческое голосообразование, являющееся следствием рациональной для певца координации в работе голосового аппарата. Чувство опоры субъективно и воспринимается различными певцами по-разному. Одни считают, что это своеобразное ощущение как бы столба воздуха, поддерживаемого снизу мышцами живота и упирающегося в нёбный свод. Многие понимают под чувством опоры лишь определенную степень напряжения выдыхательной мускулатуры, подающей нужное воздушное давление голосовым связкам. Другие, понимают под этим упор звука в передние зубы или нёбный свод, создающий удобство и стабильность певческого голосообразования. Все это многообразие ощущений, может быть охвачено одной формулировкой, действительно отражающей сложное чувство опоры звука.
Типы дыхания
В жизни люди используют смешанный тип дыхания, при котором участвуют и грудная клетка, и диафрагма в разном их соотношении. В пении, большинство исполнителей, приспосабливаясь к особым задачам певческого голосообразования, ищет наилучшей дыхательной поддержки.
Традиционно различаются следующие типы дыхания : ключичное, нижнее грудное, нижнерёберно-диафрагматическое, брюшное дыхание. Ключичное дыхание - очень поверхностное, соответственно звук при пении плоский, сиплый. При этом дыхании у человека поднимаются плечи, “вздергиваются” ключицы (это внешнее проявление, а воздух входит только в верхушки легких, совершенно не раздвигая грудную клетку. Такое дыхание не годится для пения. Поющий должен так брать дыхание, чтобы “раскрывалась” грудная клетка, наполняясь воздухом, а плечи были спокойными, спина прямой.
Наиболее распространенный тип дыхания, которым дышат большинство певцов – нижнерёберное-диафрагматическое (смешанный тип). При этом типе грудная клетка и диафрагма активно включены в работу, и потому при вдохе вместе с расширением нижней части грудной клетки живот также подается вперед. Это дыхание может осуществляться с преимущественным включением груди (нижегрудное дыхание) или с большим участием живота. Когда в легкие поступает воздух, грудная клетка раздвигается в стороны за счет ребер, а снизу за счет диафрагмы.
Диафрагма - это самая большая мышца в организме, и нельзя переоценить ее значение. Например, медики часто называют диафрагму венозным сердцем, так много она значит для кровообращения, она разделяет грудную и брюшную полости, охраняя сёрдце и легкие от случайных повреждений, например, если человек встанет на голову. Купол диафрагмы сокращается и опускается под давлением увеличившихся легких. В свою очередь, сократившаяся диафрагма давит сверху на содержание брюшной полости и поэтому живот выпячивается вперед – следствие вдоха. Вот и получается при вдохе: ребра в стороны, а живот вперед.
Формирование навыков певческого дыхания
Вокальные упражнения для совершенствования певческого дыхания должны быть очень простыми и в спокойном темпе. Петь их надо ровным по силе звуком. В этой работе очень важен самоконтроль слуховой и мышечный. Простые дыхательные упражнения можно чередовать с вокальными упражнениями, чтобы не утратить четкость и свежесть ощущений.
Координация дыхания со звуком должна вырабатываться постепенно, последовательно в одном направлении, что позволит выработать профессиональные качества громкости, легкой управляемости, овладения диапазоном и «неутомляемости» при длительном пении.
Во время пения дыхание у детей бывает вялое или форсированное. Вялое дыхание - это неразвитые мышцы, недостаточный вдох, вялый выдох, поэтому и в звуке нет опоры. Форсированное дыхание связано с чрезмерной активизацией дыхательных мышц, вдох шумный, с перебором дыхания, выдох с излишним напором. Шум при вдохе этот возникает от трения проходящего воздуха о недостаточно раздвинутые складки (связки) и от плохого раскрытия (расширения) русла трахеи и бронхов. Шум и некрасив, и вреден для голосовых складок, и вызывает сухость. Для устранения этого недостатка необходимо постоянно фиксировать внимание поющего на шуме, сопровождающем вдох. Добиться бесшумного вдоха помогает хороший зевок и глубокое, спокойное дыхание. Навыки, полученные в этих упражнениях, закрепляются простыми вокальными упражнениями, вернее переносятся в вокальные упражнения. Задачи вокальных упражнений и произведений на этом этапе обучения должны быть простыми, чтобы внимание ученика могло охватить все возникающие перед ним задачи и трудности.
Овладение техникой дыхания поможет в пении выдыхать спокойной, плавной, собранной струей, плотной и непрерывной, с хорошим напором, отчего и звук будет ровным и звучным. Постепенная подача воздуха обеспечит максимальное превращение его в звуковые волны. Умение расходовать дыхание так, чтобы оно все без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим выдохом. Экономичный и равномерный выдох необходим для исполнения плавных, широко распевных мелодий. Пение в нижней части диапазона требует наибольшего количества воздуха. При исполнении верхних звуков расходуется наименьшее количество дыхания. Усиление напора воздушного столба приводит к резкости и «крикливости», а также становиться причиной завышения звука. При выполнении быстрых пассажей и технических, подвижных мелодий дыхание должно быть легким, но очень активным.
Мастерство и умение приходит в результате длительной работы, а для этого надо набраться терпения и настойчивости.
Формирование навыков основано на использовании дыхательных упражнений, которые разогревают мышцы голосового аппарата, и создают своеобразную психологическую настройку всего организма:
1) будят эмоциональную сферу;
2) развивают творческую фантазию;
3) налаживают процесс звукообразования (координацию мышц голосового аппарата);
4) закрепляют условные рефлексы, вырабатываемые постоянными занятиями;
5) собирают творческое внимание.
Комплекс дыхательных упражнений для детей
дошкольного возраста
На этом этапе обучения учащиеся должны научиться брать дыхание перед началом пения, между музыкальными фразами, не поднимать плечи, удерживать дыхание до конца фразы, брать дыхание через рот и нос одновременно. В работе над певческим дыханием применяется главным образом указание: не «разрывать» слово. Систематический показ правильного исполнения, напоминание помогают детям справиться с заданием. Спокойный, но достаточно активный вдох, с последующей мгновенной задержкой обеспечит необходимые условия для дальнейшего экономного, длительного выдоха, а значит и для напевного, льющегося звука. Прерывистый, вялый звук – показатель неправильного дыхания.
1. Доречевые упражнения (Приложение) развивают смешанное дыхание, дают первые представления о певческой позиции и резонаторах.
2. Речевые упражнения (Приложение) Свободно звучащий голос необходимое условие любого выступления, обусловленное психофизиологией восприятия речи, а также психофизиологическим состоянием самого выступающего. Хорошо, свободно звучащий голос, по существующему закону обратной зависимости тонизирует всю его нервную систему, придает уверенность, вызывает творческое самочувствие.
Многие рекомендуемые упражнения носят игровой характер, которые увлекают, втягивают в работу душевную сферу детей, вызывают положительные эмоции, раскрепощают фонационные пути, помогают верно формировать свободное звучание голоса.
Для того чтобы упражнения были эффективны, нужно избегать монотонности. И с этой целью полезно использовать стихотворный материал для упражнений.
Целевая установка упражнений - это точно координированная с другими отделами голосового аппарата подача дыхания, совокупность работы резонаторов на всем диапазоне звучания голоса, сглаживание регистров. Подавать дыхание надо плавно, не ослаблять его и не напирать, чтобы не нарушить найденной координации. Главное научить детей экономному выдоху во время произношения упражнений.
Список использованной литературы
1. Алиев, Ю. Б. Музыкальное развитие учащихся в процессе занятий хоровым пением. – М., 1995.
2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000.
3. Апраксина, О. А. Методика развития детского голоса. – М., 1993.
4. Виноградов,К. Работа над дикцией в хоре. – М. : Музгиз,1988.
5. Болучевский, Ю. Н., Фомин В. И. Краткий музыкальный словарь для учащихся. – Л., 1975.
6. Дмитриев,Л. Б. Основы вокальной методики. - М. :Музыка,2000.
7. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой / Сост. Т. Ю. Амосова. – М. РИПОЛ классик,2006.
8. Емельянов, В. В. Фонопедический метод развития голоса.
9. Зданович,А. Н. Некоторые вопросы вокальной методики. – М. : Музыка, 1965.
10. Михайлова,М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
11. Морозов,В. С. Вокальный слух и голос. – Л. : Музыка, 1965.
12. Осеннева, М. С., Самарин, В. А., Уколова, Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М. : Издательский центр «Академия»,1999.
13. Пекерская, Е. М. Вокальный букварь. – М., 1996.
14. Савкова,З. В. Техника звучащего слова. – С-Пб,1997.
15. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М. : Прометей, 1992.
16. Юссон,Р. Н. Певческий голос. – М. : Музыка, 1974.