Получи документы

Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников средствами детского коллекционирования

Татьяна Голубева
Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников средствами детского коллекционирования
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательно - исследовательской активности дошкольников средствами детского коллекционирования

Коллекционирование – это школа воли, рефлекс цели,

имеющий огромное жизненное значение.

Академик И. П. Павлов

Публикация «Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников средствами детского коллекционирования» размещена в разделах

Актуальность Модернизация современного дошкольного образования дает нам - воспитателям свободу в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста. В ФГОС ДО заложены целевые ориентиры на этапе завершения уровня дошкольного образования : одним из которых, является развитие любознательности, познавательной активности. Главным результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности.

Опыт работы в детском саду у меня небольшой, но я уже успела заметить, что есть дети активные, любознательные, стремящиеся все узнать. А есть и малообщительные и застенчивые, с неровным поведением, другие - заторможенные, тревожные.

Я задалась вопросом: как развить в детях познавательную активность, которая, по мнению известных педагогов и психологов Захаревич П. Ф., Постниковой П. К., Сорокиной А. И., Щукиной Г. И., характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них. Как же их заинтересовать, найти общее дело, которое бы увлекло всех детей независимо от уровня их индивидуального развития и темперамента?

И тут я вспомнила о своем давнем увлечении, начало которому было положено еще в раннем возрасте, и которое живет во мне и по сей день - это способность к коллекционированию. Именно этим я и решила заняться с моими воспитанниками, так как считаю, что коллекционирование - одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников,средство развития познавательных и исследовательских способностей.

Цель моей работы: развитие познавательно-исследовательских способностей и интересов, социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование.

Для достижения поставленной цели выделила ряд задач:

• Изучить научно-методическую литературу, разработать содержание детских коллекций;

создать условия для развития детского коллекционирования;

развивать любознательность и познавательную активность детей;

• способствовать развитию творческих навыков у детей дошкольного возраста;

• учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.

• Заинтересовать детей и родителей собиранием коллекций;

• Закреплять полученные навыки в других видах деятельности.

Коллекционирование – это процесс, включающих в себя четыре последовательных этапа:

1. Осознание идеи коллекционирования детьми и их родителями

2. Организация совместной с родителями или воспитателями детской деятельности

3. Продуктивная деятельность дома или детском саду

4. Презентация выставки собранных предметов.

В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами :

1. Принцип доступности. Учитываю особенности психического и физического развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Принцип систематичности и последовательности. Разработала перспективный план непосредственной деятельности с детьми, перспективный план тематических выставок.

3. Принцип научности. Руководствуюсь в своей работе только проверенными методиками и разработками, преподношу детям научно обоснованные данные.

4. Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Использую в своей работе методы и приемы, направленные на всестороннее развитие личности ребенка.

5. Принцип творческой активности. Использую приемы активизации творческой, познавательной, исследовательской активности в непосредственной деятельности с детьми.

6. Принцип наглядности. В своей работе с детьми применяю информационно коммуникативные и аудиовизуальные средства обучения, подбираю материал эстетично оформленный.

7. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с детьми. В непосредственной деятельности с детьми использую разнообразные формы работы.

Коллекционирование - одно из древнейших увлечений человека, деятельность в основе которой, лежит собирание каких – либо объектов, объединенных общностью темы.

В Китае говорят: «Кто имеет увлечение, проживает две жизни».

Тяга к собирательству заложена в детях самой природой. Что только не хранится в карманах наших детей. Познавая мир, они приносят домой, в детский сад все, что их заинтересовало: листики, камушки, стеклышки, ракушки, крышечки, фантики от конфет и прочие всякие вещи, также нужные с точки зрения ребенка. Родители же, как правило, не очень разделяют детскую страсть и просят малыша приносить с улицы поменьше мусора, не осознавая, что с такого невинного собирательства начинается полезное во всех отношениях дело– коллекционирование.

Чем же оно полезно?

Во – первых, собирая коллекцию, ребенок занимается познавательно- исследовательской деятельностью, У него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.

Во – вторых, таким способом тренируется детская память, внимание, интеллект, развивается аккуратность и бережливость. В– третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, малыш учится общению.

Дошкольники, как правило, еще не способны коллекционировать что – нибудь целенаправленно. Самый верный способ заинтересовать детей- это самому увлечься этой идеей. И моя задача была не только увлечь их идеей создания коллекции, но и всячески помогать им вэтом. Выбирали темы, исходя из интересов самих детей. Нельзя заставлять ребенка заниматься тем, что ему не нравится.

Понимаю дошкольников, доступны самые разные коллекции.

Можно выделить домашние и коллективные группы коллекций.

Домашние коллекции очень привлекают детей: различные статуэтки, коллекция слоников, часы, монеты, почтовые марки. Эти экспонаты отличаются хрупкостью и больше пригодны для любования, с ними желательно не играть. Они привлекательны еще и тем, что ребенок испытывает чувство гордости за свою семью, родителей.

Коллективные коллекции собираются группой детей и воспитателем. Это временные и длительные коллекции.

Временные-это тематические коллекции, собранные на ограниченный промежуток времени. Например, дети собирают коллекции из осенних листочков, что помогает им запомнить, что свойственно этому времени года; семена различных растений. Главное в этого рода коллекциях– чувство эстетики и развития вкуса. Эти коллекции недолговечны.

Очень важно не просто расстаться с такой коллекцией, выбросив ее, а выполнить какую – то коллективную работу : панно из осених листьев, семян, сухоцветов.

Длительные коллекции – коллекции из камней, игрушек, ракушек, фантиков, открыток, бус, магнитиков, пуговиц. Эти предметы всегда можно потрогать, рассмотреть, понюхать. Также их удобно использовать для игры.

Особо хочется сделать акцент на том, что коллекционирование, проводимое с детьми, имеет свои особенности, исходящие из мышления дошкольников.

Преобладающим мышлением этого возраста является наглядно-образное и наглядно-действенное.

Из этого следует, что коллекции должны быть визуальными и поддающимися манипуляциям. Если предметы коллекции нельзя взять в руки, поменять местами и провести с ними иные манипуляции, то такая коллекция перестает быть интересной. Коллекци из машинок можно использовать для игры. Игрушки из киндер–сюрпризов хорошо подходят для сюжетной игры. Камни и ракушки дети могут брать, рассматривать, трогать, показывать другим людям. Моя задача была научить детей замечать во всех этих предметах что–то особенное, необычное, относится к экспонатам бережно, складывать все на свои места.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность с

1) занятием по формированию элементарных математических представлений: дети с удовольствием пересчитывают экспонаты, расставляют их по величине, сравнивают по цвету и т. д.

2) с экологическим воспитанием: многие коллекции объединяет экологическая тематика.

3) сенсорным развитием : при исследовании коллекций становится возможным развитие всех органов чувств, рецепторов: зрительный, тактильный, обонятельныйи т. д.

Начало нашим коллекциям положила коллекция «Природного материала», благодаря которой в группе появилось множество интересных поделок, композиций, аппликаций.

Следующую коллекцию предложили собирать дети– «Морская коллекция», подключились родители, друзья, воспитатели всего детского сада. Коллекционирование ракушек – один из примеров того, как можно собирать с малышами коллекцию, практически не затрачивая на это средств. Помимо всех положительных моментов любого коллекционирования, такое собирательство имеет дополнительный плюс: оно делает ребёнка более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учит его любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор: (Д/игра «Что лишнее». (Классификация по величине). Конструирование по замыслу из ракушек: «На дне». Моделирование из ракушек с использованием материалов других коллекций : «Чудеса, да и только…»).

У нас в группе живет коллекция «Музей пуговиц», особенно поддержали эту идею бабушки, они помогали подбирать материал и оформляли коллекцию дома и в саду. Этот материал я использую в игровой деятельности:Дидактические игры : «На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Сосчитай-ка», «Подбери по цвету». Интересно провести экспериментально-поисковую деятельность: дети рассматривают пуговицы под лупой, знакомятся с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы (прозрачность, вес, прочность, фактура).

У нас в группе есть мальчик, который замечает на прогулке все, что лежит под ногами: камни, палочки, стеклышки. Так пришла идея собирать коллекцию камней. Остальные дети тоже стали искать камешки на участке детского сада, по дороге домой,из дома. Дети стали мне говорить о необычности этих камешков (по цвету, форме) просили взять в нашу коллекцию. Мы вместе обсуждали, где был найден тот или иной камень, чем он их заинтересовал, на что похож.

В нашей группе появились дети, которые уже самостоятельно занимаются коллекционированием и провели презентацию своих домашних коллекций. Мама Полины рассказала, как они стали собирать коллекцию магнитов. На дверце холодильника, появилась мелкая царапина, а симпатичный магнитик удачно помог закрыть царапину. Получилось очень симпатично. А потом дочка, захотела повесить на холодильник свой рисунок, пришлось воспользоваться снова магнитиками. Папа предложил вешать магниты с изображением видов разных городов (это были и воспоминания о местах, где побывали всей семьей). Холодильник, говорит мама, стал центром наших общих интересов и увлечений. Ребёнок очень гордится, что вместе с родителями собирает коллекцию магнитов.

Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того как относятся к нему родители: равнодушно или заинтересовано. Для выяснения позиции родителей я провела анкетирование, результаты которого показали, что в 35 % семей родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календарики, стекляшки, солдатиков, кукол, фоторграфии актеров, открытки, фантики, вкладыши от жевательных резинок).15% и сейчас занимаются коллекционированием. В 26% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют ребенка к собиранию каких- либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, покупают энциклопедии, раскраски, изготавливают коробки для коллекций.) Но есть семьи 68 %, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка, занимая позицию «чем бы дитя не тешилось…» и 6 % семей - считают занятие коллекционирование бесполезным занятием, собранные детьми предметы - мусором. Такие родители рады, когда дети несут «свои сокровища» в детский сад - это тоже положительный момент.

Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование дело необычно увлекательное, но в то же время серьезное, кропотливое я организую свою работу так, чтобы результаты ее были видны и очевидны: мы устраиваем выставки, где дети – экскурсоводы с увлечением и гордостью показывали экспонаты выставки коллекций, в глазах родителей был виден неподдельный интерес, чувство радости за своих детей.

Результативность работы. Перед началом работы по теме «Развитие познавательно- исследовательской активности дошкольников средствами детского коллекционирования» -, я провела предварительную диагностику и выявила следующие результаты: дети 5-6 лет – высокий уровень познавательного развития был у 11 детей из 26, что составляло 42%, средний уровень – 9 детей, соответственно 35%, низкий уровень был у 6 детей – 23%. Итоговая диагностика помогла определить эффективность систематичной и планомерной работы по этой же теме и выявила следующие результаты: высокий уровень развития познавательных способностей – 23 ребенка (88%, средний –2 ребенка (8%, низкий уровень был у 1 ребенка (4%, наблюдается положительная динамика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование.

Мой, пока еще небольшой опыт по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно познавательным, доступным, интересным, результативным направлением деятельностис детьми дошкольного возраста. Конечно, то что мы собираем с детьми только условно можно назвать колекциями, ни материальной, ни общественной ценности они, конечно, не имеют, но очень важны как средство и форма воспитания. И не следует забывать, что наша задача- помогать малышу, проявлять заинтересованность и оказывать всяческое содействие его начинаниям, иначе интерес может легко угаснуть. Такой уж это возраст…

Для себя я сделала вывод: метод коллекционирования - это удивительное умение, видеть необычное в обычном, встрече с «чудом», поэтому в дальнейшем буду поддерживать интерес детей к коллекционированию

Публикации по теме:

«Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ» Современное общество предъяляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к его первой ступени – дошкольному.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством проектной деятельности. Проект о воде Участники проекта: родители, воспитатели и дети младшей группы. Продолжительность проекта: 1,5 месяца Сухомлинский В. А. говорил: "Оставляйте.

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования» По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «. в деятельности.

Работа в рамках проекта на тему «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности»Работа в рамках проекта на тему «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности» В рамках данного проекта проводилась работа по следующим подпроектам. Работа в рамках проекта на тему: рассказывание из личного опыта «Новый.

Работа в рамках проекта на тему «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности»Работа в рамках проекта на тему «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности» Продолжение. Работа в рамках проекта на тему: рассказывание о своих родственниках по семейным фотографиям «Наша Армия» Срок : февраль Задачи:.

Развитие познавательно-исследовательской активности старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем Подготовила.

Развитие познавательно-исследовательской активности ребенка дошкольного возраста посредством инновационной развивающей среды .

Развитие познавательной активности дошкольников средствами ИКТ МДОБУ «Руэмский детский сад «Родничок» Развитие познавательной активности дошкольников средствами ИКТ. Слайд 1. Мы живем в 21 веке, веке.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников старшего возраста через организацию детского экспериментирования. Самоценность.

Статья «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой средствами познавательно-исследовательской деятельности» Ознакомление детей с природой начинается с первых шагов. С большим интересом дети участвуют в самой разной исследовательской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников средствами детского коллекционирования
Опубликовано: 7 сентября 2017 в 15:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников средствами детского коллекционирования» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Голубева (УИ 1191773) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД