МААМ-картинки

Развитие познавательно — исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Оксана
Развитие познавательно — исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие познавательных способностей детей является одним из основных направлений работы педагога.

В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания. Целью познавательно-исследовательской деятельности в детском саду является развитие исследовательского типа мышления у дошкольников. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но самостоятельно сделанное открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания.

Публикация «Развитие познавательно — исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально практическим путем. Каждый ребенок - маленький исследователь, с радостью и удивлением он открывает для себя окружающий мир.

Расширение кругозора, формирование знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться в соответствии с психологическими особенностями воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста характерны :

1. Любознательность. Малыши активно изучают новые предметы и с интересом расширяют знания о явлениях и объектах.

2. Образность и непроизвольность памяти. Дети лучше всего запоминают то, что вызвало наибольший интерес.

3. Формирование образного мышления.

4. Высокая эмоциональность. Ребёнку важно получать одобрение и похвалу.

5. Активное развитие речевой деятельности. Во время исследования

предметов и наблюдений проводится работа по расширению речевых навыков детей и пополнению словарного запаса.

Малыши очень любят экспериментировать, и делают они это, играя с песком, снегом, водой, с предметами и игрушками. Эти игры обогащают представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию. Все это происходит не осознано, потому что действия их основаны не на полученных знаниях, действия эти инстинктивны.

Для организации исследовательской деятельности детей используются приемы :

1. Наблюдение. Дети 3–4 лет активно накапливают в памяти зрительные образы. Проводить наблюдения можно в помещении группы, уголке природы, игровом уголке, на свежем воздухе во время прогулки.

2. Решение игровых проблемных ситуаций.

3. Беседы и чтение художественной литературы способствуют возникновению интереса к предстоящей познавательно – исследовательской деятельности.

4. Опыты и эксперименты развивают любознательность.

Младшие дошкольники с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства. ("Лепим колобки", "Делаем фигурки", "Делаем дорожки и узоры из песка" и др.) Плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики ("Веселые кораблики", "Игры с самолетиками").

Дети с большим интересом делают пену и пробуют ее рисовать, надувать мыльные пузыри. Зимой малышам очень нравится вместе с взрослыми делать цветные льдинки, снег. От экспериментирования они получают огромное удовольствие, обогащаются эмоционально и интеллектуально.

Дети увлеченно рассказывают о своих открытиях родителям. И им очень хочется повторить свои эксперименты дома, вместе с папой и мамой.

Малышей всегда интересует человек: строение его тела, как расположены части тела, для чего они нужны. Взрослым можно предложить поиграть с ребенком в игру "Нарисуй Себя". Игру лучше проводить перед большим зеркалом. Ребенок рассматривает себя в зеркале, запоминает

цвет глаз, волос, обводит маркером контуры своего тела и его части, лицо и его части, рисует себя в зеркале. И пусть рисунок получился не таким, как у взрослого, для ребенка он самый красивый. Он убедился, что у него, как и у другого человека, есть руки, ноги, голова.

Познакомиться младшим дошкольникам со своими органами чувств помогает игра-экспериментирование "Наши помощники" (коробочка с дырочками, чтобы уловить запах, в которой находится лимон; коробочка с бубном; чудесный мешочек с сахаром, непрозрачный чайник с водой).

Дети могут экспериментировать с объектами природы, а могут и с игрушками. Важно, чтобы ребенка окружали игрушки, которые стимулируют его к их обследованию, многовариантной деятельности с ними. Разнообразные конструкторы - одни из таких игрушек.

Эксперименты можно проводить разные, главное, чтобы был учтен возраст ребенка, его возможности, а еще должны быть созданы условия для экспериментирования. Очень хорошо, если дома для ребенка родители сделают мини-лабораторию. Где будут находиться необходимые предметы: пластиковые стаканчики, различные пластиковые формочки, трубочки, ложечки, совочки, ведерки, ванночки для воды, деревянные брусочки, кусочки ткани предметы – заместители и др. Экспериментирование помогает малышам ответить на их важный вопрос "Почему?". Успешно развивает творческие и интеллектуальные способности.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения» - Выготский Л. С.

Литература

1. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.

2. Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.

3. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – М. : Академия, 2011. – 256 с.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. СавенковаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова Цель: создание условий для развития познавательной активности детей с помощью экспериментирования. Задачи: 1. Познакомить детей с этапами.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно — исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 августа 2022 в 23:52
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательно — исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Оксана (УИ 1871856) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД