Галина Евгеньевна Курицына
Развитие познавательного интереса дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ
.
Имея высшее педагогическое образование и большой стаж педагогической деятельности, могу с уверенностью сказать, что дело воспитания подрастающего поколения не только важно, но и очень ответственно.
Публикация «Развитие познавательного интереса дошкольников» размещена в разделах
Концепция модернизации основной упор делает не только на доступность образовательных услуг, но и на качество воспитания и образования детей. И здесь большая роль отводится формированию и развитию таких качеств личности как: инициативность, активность, развитая интеллектуальная культура, высокий познавательный интерес. Цель современного личностно-ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания.
Мне лично очень интересно познавательное развитие дошкольников. Именно в нем я могу проявить свое профессиональное мастерство, поделиться опытом с коллегами. Изучая, наблюдая, проводя обследования своих воспитанников, я увидела, что у детей моей группы достаточно высокий познавательный интерес, выражающийся в большом количестве вопросов, в желании узнавать новое. Я стараюсь развивать данный интерес. В этом мне помогают логические блоки Дьенеша – уникальный дидактический материал. Они являются эффективным средством познавательного развития воспитанников, особенно в рамках программы «Детство». Блоки помогают развивать логико-математические представления детей, также помогают овладеть мыслительными операциями и действиями – выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, решение творческих задач. Они ориентированы на индивидуальный подход к каждому ребенку, учет их способностей и особенностей.
Что же представляют собой логические блоки Дьенеша (ЛБД? Это набор объемных фигур – 48 штук, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Кроме того, для работы с логическими блоками необходимы карточки – символы, с помощью которых можно описать любую фигуру. Использование таких карточек позволяет развить у детей способность к замещению и моделированию свойств логических блоков; выкладывая карточки, дети «рассказывают» о свойствах блока, создают его своеобразную модель.
На мой взгляд ЛБД являются эффективным средством для активизации вербальных форм познания – умения рассуждать, обосновывать правильность или ошибочность действий, давать характеристику группам.
Давно применяя на практике ЛБД, я разработала систему игр и упражнений. Она включает в себя пять этапов.
1этап – первичное знакомство с логическими блоками. Здесь используются две серии игр.
1серия – игры с ЛБД как с геометрическим лото. Можно предложить игры: «Сюрприз для малышей», «Мы – фантазеры», «Угадай-ка».
2серия – игры типа «Фигура, как тебя зовут?». Детям предлагается словесно обозначить признаки блоков, то есть назвать их «полное имя». Целесообразно использовать игры: «Давайте познакомимся», «Чудесный мешочек».
2этап – знакомство со знаками-символами. Здесь также берется две серии игр.
1серия – игры: «Волшебные карточки», «Загадки без слов», «Загадай и прочитай». Дети учатся составлять «портрет фигуры».
2серия – написание писем о фигуре. Игры: «Назови и нарисуй», «Соседи», «Отгадай-ка», «Какая фигура».
3этап – формирование операции классификации по одному и двум признакам.
Реализации этой цели помогут такие игры, как «Найди свой домик», «Спрячь мышку», «Игры с одним обручем». Дети учатся видеть общие признаки группы, комментируют свои действия. С целью формирования представления о последовательности выполнения действий предлагается игра «Фабрика». Когда дети освоят умение классифицировать предметы по одному признаку, им предлагаются игры на формирование навыка образования двух множеств. Это игры с двумя непересекающимися обручами, упражнения: «Засели домик», «Дружные пары».
Новой игрой становится игра «Волшебное дерево». Ее цель – формирование классифицирующей деятельности по различным признакам геометрических фигур, развитие умения работать со схемой, сравнивать и рассуждать.
Далее получает усложнение игра с двумя обручами. Здесь важно выяснить, где находятся четыре области:
• внутри обоих обручей
• внутри красного, но вне синего
• внутри синего, но вне красного
• вне обоих обручей
Очень важно обращать внимание детей на то, что фигуры надо назвать с помощью двух свойств – цвета и формы.
4этап – формирование операции классификации по трем признакам.
На этом этапе используются игры «Волшебное дерево» и «Фабрика» - усложнение заключается в описании фигур по трем свойствам. Также используются игры с тремя пересекающимися обручами, типа «Садовники».
5этап – формирование операции классификации по четырем признакам.
На этом этапе закрепляются знания, полученные ребенком ранее. Основное внимание уделяется развитию у детей умения самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать предметы. Основные игры – это усложненные варианты игр «Фабрика» и «Волшебное дерево».
В результате проделанной работы у моих детей развивались не только познавательные способности. Положительную динамику получили такие стороны личности ребенка, как нравственная, коммуникативная, речевая.
Работу с ЛБД целесообразно начинать с младшего дошкольного возраста и поэтапно решать задачи познавательного развития – это позволит добиться более высоких результатов, а значит и намного успешнее будет обучение в школе.
Курицына Г. Е.
воспитатель МБДОУ №38