Приложение МААМ

Развитие познавательного интереса дошкольников

Галина Евгеньевна Курицына
Развитие познавательного интереса дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ

.

Имея высшее педагогическое образование и большой стаж педагогической деятельности, могу с уверенностью сказать, что дело воспитания подрастающего поколения не только важно, но и очень ответственно.

Публикация «Развитие познавательного интереса дошкольников» размещена в разделах

Концепция модернизации основной упор делает не только на доступность образовательных услуг, но и на качество воспитания и образования детей. И здесь большая роль отводится формированию и развитию таких качеств личности как: инициативность, активность, развитая интеллектуальная культура, высокий познавательный интерес. Цель современного личностно-ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания.

Мне лично очень интересно познавательное развитие дошкольников. Именно в нем я могу проявить свое профессиональное мастерство, поделиться опытом с коллегами. Изучая, наблюдая, проводя обследования своих воспитанников, я увидела, что у детей моей группы достаточно высокий познавательный интерес, выражающийся в большом количестве вопросов, в желании узнавать новое. Я стараюсь развивать данный интерес. В этом мне помогают логические блоки Дьенеша – уникальный дидактический материал. Они являются эффективным средством познавательного развития воспитанников, особенно в рамках программы «Детство». Блоки помогают развивать логико-математические представления детей, также помогают овладеть мыслительными операциями и действиями – выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, решение творческих задач. Они ориентированы на индивидуальный подход к каждому ребенку, учет их способностей и особенностей.

Что же представляют собой логические блоки Дьенеша (ЛБД? Это набор объемных фигур – 48 штук, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Кроме того, для работы с логическими блоками необходимы карточки – символы, с помощью которых можно описать любую фигуру. Использование таких карточек позволяет развить у детей способность к замещению и моделированию свойств логических блоков; выкладывая карточки, дети «рассказывают» о свойствах блока, создают его своеобразную модель.

На мой взгляд ЛБД являются эффективным средством для активизации вербальных форм познания – умения рассуждать, обосновывать правильность или ошибочность действий, давать характеристику группам.

Давно применяя на практике ЛБД, я разработала систему игр и упражнений. Она включает в себя пять этапов.

1этап – первичное знакомство с логическими блоками. Здесь используются две серии игр.

1серия – игры с ЛБД как с геометрическим лото. Можно предложить игры: «Сюрприз для малышей», «Мы – фантазеры», «Угадай-ка».

2серия – игры типа «Фигура, как тебя зовут?». Детям предлагается словесно обозначить признаки блоков, то есть назвать их «полное имя». Целесообразно использовать игры: «Давайте познакомимся», «Чудесный мешочек».

2этап – знакомство со знаками-символами. Здесь также берется две серии игр.

1серия – игры: «Волшебные карточки», «Загадки без слов», «Загадай и прочитай». Дети учатся составлять «портрет фигуры».

2серия – написание писем о фигуре. Игры: «Назови и нарисуй», «Соседи», «Отгадай-ка», «Какая фигура».

3этап – формирование операции классификации по одному и двум признакам.

Реализации этой цели помогут такие игры, как «Найди свой домик», «Спрячь мышку», «Игры с одним обручем». Дети учатся видеть общие признаки группы, комментируют свои действия. С целью формирования представления о последовательности выполнения действий предлагается игра «Фабрика». Когда дети освоят умение классифицировать предметы по одному признаку, им предлагаются игры на формирование навыка образования двух множеств. Это игры с двумя непересекающимися обручами, упражнения: «Засели домик», «Дружные пары».

Новой игрой становится игра «Волшебное дерево». Ее цель – формирование классифицирующей деятельности по различным признакам геометрических фигур, развитие умения работать со схемой, сравнивать и рассуждать.

Далее получает усложнение игра с двумя обручами. Здесь важно выяснить, где находятся четыре области:

• внутри обоих обручей

• внутри красного, но вне синего

• внутри синего, но вне красного

• вне обоих обручей

Очень важно обращать внимание детей на то, что фигуры надо назвать с помощью двух свойств – цвета и формы.

4этап – формирование операции классификации по трем признакам.

На этом этапе используются игры «Волшебное дерево» и «Фабрика» - усложнение заключается в описании фигур по трем свойствам. Также используются игры с тремя пересекающимися обручами, типа «Садовники».

5этап – формирование операции классификации по четырем признакам.

На этом этапе закрепляются знания, полученные ребенком ранее. Основное внимание уделяется развитию у детей умения самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать предметы. Основные игры – это усложненные варианты игр «Фабрика» и «Волшебное дерево».

В результате проделанной работы у моих детей развивались не только познавательные способности. Положительную динамику получили такие стороны личности ребенка, как нравственная, коммуникативная, речевая.

Работу с ЛБД целесообразно начинать с младшего дошкольного возраста и поэтапно решать задачи познавательного развития – это позволит добиться более высоких результатов, а значит и намного успешнее будет обучение в школе.

Курицына Г. Е.

воспитатель МБДОУ №38

Публикации по теме:

Анкета. «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребенка» Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в опросе в целях подготовки к городской научно-практической конференции «Взаимодействие.

Презентация «Виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников» Мною была подготовлена презентация на тему "Виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников "к педагогическому совету.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса дошкольников
Опубликовано: 4 декабря 2012 в 16:04
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательного интереса дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Галина Евгеньевна Курицына (УИ 48310) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД