Развитие профессиональной компетенции педагогов ДОУ

Светлана Баева
Развитие профессиональной компетенции педагогов ДОУ

Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. Высокая степень изменений в сфере образования предполагает нестандартные подходы и использование современных эффективных форм организации образовательного процесса, нацеленных на успешную социализацию ребенка, формирование единства его духовных, физических и интеллектуальных качеств.

Развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагогов. Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях.

Современная система образования усиливает внимание к профессиональной деятельности педагога. Подтверждение тому обнаруживается в различных документах, принятых на федеральном уровне: «Закон об образовании в Российской Федерации», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», «Профессиональный стандарт» педагога. В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» подчеркнута важность образовательной среды, которая будет «способствовать профессиональному развитию педагогических работников». «Профессиональный стандарт» призван «раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию».

Воспитатель - как непосредственный участник, как субъект образовательного процесса, остается центральной и значимой фигурой в формировании творчески активной (креативной) личности дошкольника. Формирование новой модели выпускника детского сада влечет за собой изменение функций педагога и содержания педагогического взаимодействия с ребенком, т. е. изменяется подход к программе, условиям и результатам воспитания. Теперь педагог является организатором интеллектуального поиска, эмоциональных переживаний и практических действий ребенка. Поэтому воспитатель должен владеть огромным багажом знаний и элементов инновационной деятельности; умением доступно и интересно преподносить материал. А также, обладать личностными качествами: педагогическим тактом, добротой, отзывчивостью, чувством юмора, умением создать комфортный микроклимат, интересом к личности ребенка и многим другим. Таким образом, для успешной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности.

Вопросам компетенции воспитателей посвящали свое внимание в исследованиях и научных работах П. Ф. Лесгафт, M.X. Свентицкая, А. С. Симонович, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др. В последние годы понятия «компетенции», «компетентность» активно освещаются и в отечественной педагогике (В. И. Байденко, А. С. Белкин, С. А. Дружилов, Э. Ф. Зеер, О. Е. Лебедев, В. Г. Пищулин, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, С. Б. Шишов и др.).

Компетенция – это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни.

• Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетенции являются структурными компонентами компетентности.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Отсюда усложняются задачи методической службы ДОУ. От методической службы требуется качественное решение возникающих проблем, только тогда можно влиять на профессиональное развитие педагога, обеспечивая достаточно быстрые темпы его профессионального развития. Необходимо вести систематическую работу по повышению профессиональной компетентности педагогов. Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, старший воспитатель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность следующих компетенций:

Методологическая компетентность.

Ключевой составляющей методологической компетентности педагога к реализации ФГОС ДО является понимание оснований системно-деятельного подхода, сущность которого заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач.

Психолого-педагогическая компетентность.

Включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им ОП ДО.

Коммуникативная компетентность.

Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Исследовательская компетентность.

Умение оценить мероприятие воспитательного характера, провести анализ результативности воспитательно-образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельным направлениям

Презентационная компетентность.

Выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня т. д.

Акмеологическая компетентность.

Готовность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

Информационно-коммуникационная компетентность.

Выражается в умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе.

Эмоциональная компетентность.

Способность осознавать и признавать собственные чувства, в так же чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношении с другими

Исходя из этих требований. Можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

• Работа в методических объединениях, творческих группах

• Исследовательская, экспериментальная деятельность

• Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий

• Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах

• Знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками

• Проведение открытых мероприятий по обмену опытом

Педагогические чтения

• Деловые игры

• Обобщение собственного педагогического опыта

Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов могут быть:

- постоянно действующий обучающий семинар по различным вопросам;

- семинары-практикумы (активные методы обучения);

- организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ;

- организация деятельности Творческой группы по планированию педагогами образовательной работы с детьми;

- мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы, обменом передовым педагогическим опытом;

- открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ;

- самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);

- прохождения различных курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников;

- проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ на районных методических объединениях.

-желание педагога познавать и самореализовываться.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод:

1. Профессиональную компетентность педагога ДОУ можно определить, как способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемую требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

2. Основным источником профессиональной компетентности педагога являются обучение и опыт. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую, созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

3. Работа методической службы ДОУ по развитию профессиональной компетентности педагогов обеспечивает стабильную работу педагогического коллектива, полноценное, всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а также повышение эффективности образовательного процесса ДОУ. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ, а грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приводит не только к развитию профессиональной компетентности педагогов, но и сплачивает коллектив.

4. Все направления работы методической службы ДОУ, в плане развития профессиональной компетенции педагога, можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т. д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т. д.).

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников Администрация городского округа город Урюпинск муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Золотой ключик».

Деловая игра для воспитателей «Повышение экологической компетенции педагогов» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Золотая рыбка» Деловая игра для педагогов «Повышение.

Доклад «Критерии профессиональной компетенции воспитателя» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЕРМАКОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развитие профессиональной компетенции педагогов ДОУ
Опубликовано: 10 июля 2019 в 18:38
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июля. День рождения Владимира Маяковского

Певец революции, новатор и первопроходец, Владимир Маяковский, сочинял стихи не только для взрослых, но и для детей. Он прокладывал дорогу в новую поэтическую среду, отвечающую духу и ритму времени. Его...

18 июля. День рождения Тетриса

Тетрису уже 35 лет! Это самая распространённая компьютерная игра в мире. Она есть не только в ПК и игровых консолях, но и во многих телефонах, калькуляторах, часах, медиаплеерах, встречается даже в...

Коллективная аппликация «Ромашки на лугу» с детьми второй младшей группы
В летний период продолжается процесс развития интереса и желания к продуктивной деятельности детей. Педагоги, работающие в это время года, стараются чтобы...
Дидактические игры по ФЭМП своими руками
18 июля. Смотр математических игр на МААМ Доброе время суток! Сегодня я хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по ФЭМП для детей старшего...
Сценарий праздника «День Нептуна с Пиратами и Кикиморой»
Цели: Создание условий для активного участия в спортивном празднике каждого ребенка. Формирование качественных установок к ведению здорового образа жизни ....