Папки-передвижки

Развитие речевого дыхания

Регина Новикова
Развитие речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы

П А М Я Т К А

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания.

Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения.

Наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально – реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Публикация «Развитие речевого дыхания» размещена в разделах

Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, то есть между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота поднимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох – длительный, плавный ( в соот-ношении 1:10, 1:15).

Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе выдоха поток воздуха идет только через рот. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно – логически завершенного отрезка высказывания (то есть синтагмы).

Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

• подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;

• слишком большой вдох;

• учащенность дыхания;

• укороченность выдоха;

• неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха;

• неправильная осанка

Методические указания

по проведению дыхательных упражнений

1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха;

2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох;

3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «кпереди» с обхватом грудной клетки или из положения «вверху» движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны;

4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с произнесением согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

Парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное – это уметь затаить дыхание, «спрятать» дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.

При обучении гимнастике А. Н. Стрельниковой рекомендуется выполнять четыре основных правила:

Правило № 1

«Гарью пахнет! Тревога!» И резко, шумно, на всю квартиру нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше.

Грубая ошибка – тянуть вдох, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный, и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.

Правило № 2

Выдох – результат вдоха.

Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно – но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: «Гарью пахнет! Тревога!». И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будте скучно – равнодушным. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.

Правило № 3

Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2,4 и 8. Темп – 60 – 72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Пауза между дозами вдохов – 1-3 сек.

Правило № 4

Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко.

Комплекс содержит 8 упражнений. Вначале – разминка. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи громко шмыгая носом. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага.

Делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом – вдох. Правой – левой, правой – левой, вдох – вдох, вдох – вдох. А не вдох – выдох, как в обычной гимнастике.

Можно стоя на месте, можно при ходьбе, можно переминаясь с ноги на ногу: вперед – назад, вперед – назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно.

Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть – чуть приседайте на левой, поднимая левую – на правой. Получится танец рок-н-рол. Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выходить выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.

Комплекс упражнений

Движения головы:

1. Повороты. Поворачивайте голову вправо – влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым шагом поворотом – вдох носом. Короткий как укол, шумный. Думайте: «Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа?» Нюхайте воздух;

2. «Ушки». Покачивайте головой, как будто кому – то говорите: «Ай-яй-яй, как не стыдно!». Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правое ухо идет к правому плечу, левое – к левому. А плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием – вдох;

3. «Малый маятник». Кивайте головой вперед – назад, вдох – вдох. Думайте: «Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?»

Главные движения:

1. «Кошка». Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения – чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в какую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.

2. «Насос». Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох – в крайней точке наклона. Кончился наклон – кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибаясь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично, легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений – вдохов, это – самое результативное;

3. «Обними плечи». Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая – левую подмышку, то есть чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Руки не уводите далеко от тела. Они – рядом. Лркти не разгибайте.

4. «Большой маятник». Это движение слитное, похожее на маятник: «насос» - «обними плечи», «насос» - «Обними плечи». Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле – вдох, наклон назад, руки обнимают плечи – тоже вдох. Вперед – назад, вдох – вдох, тик – так, тик – так, как маятник.

5. «Полуприседы». Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей спереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох – короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.

Виды работ

по формированию речевого дыхания

в детском саду:

1. Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна;

2. Звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия – 5 мин. ;

3. Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке – 5 мин. ;

4. Звукоречевые игры как фрагмент логопедического занятия – 5 мин. ;

5. Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях;

6. Психологические тренинги.

Публикации по теме:

Пособие для дыхательной гимнастики «Рыбки»Пособие для дыхательной гимнастики «Рыбки» Важнейшие условия правильной речи - это плавный, длительны выдох, четкая, ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями.

Развитие речевого дыхания (младшая группа)Развитие речевого дыхания (младшая группа) Мы дышим постоянно, дыхание жизненно необходимо человеку. Но есть еще дыхание речевое, которое появляется в момент говорения, когда на выдохе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевого дыхания
Опубликовано: 13 февраля 2015 в 11:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевого дыхания» (включая файлы) размещена пользователем Регина Новикова (УИ 234363) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД