Получи документы

Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой

Екатерина Игнатьева
Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы

Детская художественная литература несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка : она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой» размещена в разделах

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, Родители зачастую подбирают неинтересные, недоступные ребенку художественные произведения и читают их не с целью донести до малыша смысл и вызвать у него положительные эмоции и чувства, а с целью исполнить поскорее свою родительскую обязанность. Следствием всего этого является скудность словарного запаса ребенка, использование сленга, замена слов, отсутствие эмоциональной выразительности, что обедняет не только речь, но и душу ребенка. Поэтому чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге, нужна такая система работы, которая позволила бы как компенсировать отставание дошкольников в речевом развитии, так и обеспечила бы наиболее благоприятные условия для общего развития детей. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Речь дошкольника развивается посредством общения его со сверстниками, взрослыми, педагогом, причем данный процесс должен быть целенаправленным, систематическим и последовательным, с использованием особых приемов и методов. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.

В связи с утверждением и введением ФГОС, большое внимание уделяется книге. Знакомство с книжной культурой включено в образовательную область «Речевое развитие» : ребенок должен понимать тексты на слух, различать жанры художественной литературы, уметь пересказывать короткие тексты, заучивать наизусть стихи.

Поэтому для решения данной проблемы организован конкурс книжных уголков.

Цель – приобщение детей к книге, повышение интереса к чтению и развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

• Сформировать интерес к художественной литературе.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

Развивать творческие способности у детей.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, были определены основные направления деятельности:

• создание речевой развивающей среды;

• работа с детьми;

• работа с родителями;

• работа с социумом (городская детская библиотека, городской музей, муниципальный театр, ДЮЦ и др.).

В каждой группе детского сада оформляются книжные уголки. Содержание материалов соответствует возрастным особенностям и интересам ребенка. В книжном уголке каждый ребенок может встретиться с книгой, которую он запомнит на всю жизнь.

Большое значение имеет работа по включению семьи в процесс развития у детей интереса и желания знакомиться с произведениями художественной литературы и народного фольклора.

Для этого проводятся для родителей беседы, консультации, предлагаются рекомендации: «Ребенок и книга», «Как привить у ребенка любовь к чтению» «Как выбрать для ребенка нужную книгу», «Мама почитай мне книжку» и т. п.

- Родителям, детей старших групп. предлагается вместе с ребенком принять участие в создании рекламы любимой книги. После создания рекламы, дети рекламируют свою книгу. Затем дети выбирают, чью книгу они будут читать в группе.

- Составляется план совместной работы детского сада и семьи по ознакомлению детей с произведениями детской художественной литературы

- Оформляются выставки рисунков и поделок по сюжетам знакомых произведений.

-Родители вместе с детьми принимают участие в театральных постановках или в изготовлении костюмов к ним.

-Ежегодно организуются детские проекты, в гостях у того или иного автора «Ребята и зверята» (творчество Е. И. Чарушина, «Мои первые игрушки» (по произведению А. Л. Барто «Игрушки», «Волшебные сказки» (по содержанию русских, народных сказок, «Чудеса, да и только» (по произведениям Г. Х. Андерсена) и другие.

- В старших группах организованы мини – библиотеки. В библиотеках находятся книги, не только, которые имеются в детском саду, но и дети приносят книги из дома. Ребята сами изготавливают читательские билеты, по очереди становятся библиотекарями и следят за выдачей книг.

-В детском саду разработаны перспективные планы, конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой;

-Проводятся экскурсии в детскую библиотеку, где проводятся творческие встречи с работниками библиотеки, дети знакомятся с новыми книгами, встречаются с писателями и поэтами.

-В детском саду создан музей книги, в котором находятся книги, изданные в прошлом веке. Разработаны конспекты ознакомительных занятий "Как книга к детям пришла" и "Из прошлой книги", во время которых дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

- Проводятся литературные викторины на разные темы: "Путешествие по сказкам Шарля Перро", "Путешествие по "Синичкину календарю", Игра - загадка «Из какой мы сказки», «Приключения в Сказочном городе» и др. ;

- В каждой группе сделаны копилки выразительных средств языка "Волшебный сундучок" (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки);

-Оформлена подбор биографического материала о детских писателях, с которыми дети знакомятся в детском саду в разных возрастных группах.

- В каждой группе работает "Книжкина больница", в которой воспитанники не только чинят книги из своей группы, но и активно помогают в этом малышам.

- Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. "По страницам сказок", "Мой любимый герой сказок К. И. Чуковского", "По рассказам В. И. Бианки" и др.

- Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Созданные детьми книжки - малышки составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дошкольники придумывали сами.

В приемной каждой группы для родителей и ребят оформляются выставки книжек - малышек.

Благодаря книге, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Как хочется быть похожим на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немножко пожить их жизнью.

Таким образом благодаря взаимодействию совместной деятельности педагогов и родителей решаются задачи, способствующие любви к художественному слову, уважения к книге, желание слушать произведения художественной литературы.

Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей второй группы раннего возраста При ознакомлении детей с художественной литературой, воспитатель ставит задачу – открыть ребёнку мир словесного искусства, воспитать интерес.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с литературой и развитию речи в группе старшего дошкольного возраста Сентябрь. 1. Русская народная сказа в обработке Л. Толстого «Царевна-лягушка». Программное содержание. Формировать умение воспринимать образное.

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Программа по ознакомлению с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста «Юный книголюб» Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой
Опубликовано: 16 января 2023 в 15:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Игнатьева (УИ 3075078) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД