Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Наталья Илюшкина
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

1. Актуальность проекта.

Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и вместе с тем обучают навыкам поведения.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.

Малые формы фольклора способствуют активизации речи ребенка. Внимание ребенка привлекается к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

2. Цель проекта

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Вид проекта:

Практико-ориентированный.

Целевая группа:

Дети 2-4 лет, родители детей.

3. Задачи проекта

1. Формирование восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях;

2. Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря;

3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

4. Ожидаемые результаты проекта

1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.

2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.

3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.

5. Сроки разработки и реализации проекта:

Сроки реализации проекта:

Сентябрь 2019г. – июнь 2020г.

Этапы проекта:

1. Предпроектный

Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для реализации проекта. Формулирование цели и задач проекта.

2. Основной этап

Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора:

- Проведение мониторинга речи воспитанников на начало года.

- Организация игрового взаимодействия.

- Выставка книг с различными жанрами фольклора.

- Чтение и рассматривание иллюстраций.

- Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.

- Создание развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений.

- Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

- Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.

- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.

3. Результативный

Проведение мониторинга речевого развития воспитанников на конец года.

- Анализ, обобщение и распространение результатов проекта

6. Планирование проекта.

Месяц Фольклорный материал,

Работа с родителями Программное содержание Образовательная деятельность в режимных моментах

Сентябрь Мониторинг речи воспитанников на начало года. Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для реализации проекта.

Октябрь 1. Потешки. «Катя, Катя, маленькая…», «Водичка, водичка…», «Расти коса до пояса…», «Большие ноги шли по дороге…» 1. Познакомить детей с новыми потешками.

2. Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их.

3. Участие детей в исполнении потешек. 1. Исполнение потешек во время режимных моментов.

2. Игры по содержанию потешек.

3. Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх.

2. Рисование водички по потешке «Водичка, водичка…»

3. Консультация «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».

Ноябрь 1. Рассказывание русской народной сказки «Колобок». Продолжать учить детей следить за развитием действия и отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Побуждать детей принимать участие в рассказывании сказки, договариванием отдельных слов, фраз.

2. Лепка «Колобок-румяный бок».

3. Консультация «С какими книгами можно дружить».

Декабрь 1. Кукольный театр «Заюшкина избушка». Вызвать у детей эмоциональный отклик при самостоятельном выполнении ролей знакомых персонажей.

2. Продолжать знакомство с окружающим миром (лесные звери).

3. Продолжать, учить внимательно слушать знакомую сказку, принимать посильное участие в инсценировки персонажей.

2. Дидактическая игра «Собери сказку».

3. Консультация «Потешка в помощь маме».

Январь 1. Вечер загадок. 1. Развивать логическое мышление детей, память, речь.

2. Рисование «Снег, снег кружится, белая вся улица».

3. Консультация «Народное творчество в воспитании детей».

Февраль 1. Знакомство и обыгрывание потешек «Как у нашего кота…»,«Котик серенький…». 1. Познакомить детей с жанром колыбельной песни.

2. Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях. Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.

2. Аппликация «Коврик для котика».

3. Конкурс «Книжка- малышка своими руками».

Март 1. Знакомство с закличками и потешками о солнце». Способствовать интонационной выразительности речи.

2. Развлечение «Широкая масленница».

3. Консультация «Знакомство детей с традициями и обычаями».

Апрель 1. Разучивание потешки «Рано – рано по утру пастушок ту – ру – ру…», «Идет коза рогатая…» 1. Познакомить детей с новыми потешками.

2. Привлекать детей к рассказыванию потешек.

3. Обогощать словарный запас фольклорной лексикой (плетень,вечерок) Дидактическая игра «Чьи детки».

Использование потешек в режимных моментах.

2. Рисование травки для коровушки.

3. Папка-раскладушка

Май 1. Знакомство с поговорками

«Кончил дело – гуляй смело», «Маленький да удаленький». Познакомить детей с поговорками. Использование поговорок о труде во время трудовых поручений.

2. Экскурсия в «Мордовскую избу».

Июнь 1. Разучивание потешки «Солнышко, нарядись, красное, покажись».; Учить выразительно рассказывать заклички, потешки о солнце

2. Фотовыставка «Об итогах работы за год».

7. Заключение

Результаты проекта:

Этот проект показывает, что целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть:

1. Родным языком;

2. Разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие);

3. Первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.

Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. Мы считаем, что народно поэтическое слово может и должно обогатить эту среду. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной. Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников мы используем этот богатейший материал словесного творчества народа.

С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.

Потешки, считалки, являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

Список использованной литературы

1. Аникин В. П. Русский фольклор. М., 1986.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

3. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

4. Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я. ; «Академия развития», 2002г.

5. Интернет-источники.

6. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.

Прикреплённые файлы:

folklor_8jut0.pptx | 803,21 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Геометрические фигуры
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
Опубликовано: 17 января 2020 в 19:01
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 февраля. День сюжетно-ролевой игры на МААМ

Игра является ведущим видом деятельности для детей. А в игре сюжетно-ролевой (на любую тему) как в зеркале, отражаются их представления об окружающем мире, о взаимоотношениях и профессиональных...

24 февраля. Масленица — начало сырной недели

Масленица — один из самых веселых народных праздников в России. Он продолжается целую неделю и символизирует прощание с зимой и встречу долгожданной весны. В древности почитали солнце как источник жизни....

Творческая деятельность «Панно из спичек подарок папе» в подготовительной группе
Цели: изготовить поделку для папы ( дедушки, дяди) своими руками продолжать формировать умение ориентироваться плоскости, делить целое на части, выкладывать...
Фотоотчёт «Содержание уголка туризма»
«Содержание уголка туризма». Представляю вам наш уголок туриста. Через уголок туризм мы знакомим детей с историей родного края, города. Формируем умение...
Сценарий спортивного развлечения «Зимние забавы» для детей средней группы
Цель: укреплять и сохранять здоровье детей, создавать условия для формирования и совершенствования умений и навыков в основных видах движений. Задачи: 1....