Развитие речи детей в общении с взрослыми в режимных процессах

Любовь Куликова
Развитие речи детей в общении с взрослыми в режимных процессах

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте

соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы. Ведь ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты, в ходе которых налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

целенаправленное формирование речи;

повышение уровня речевого развития;

стимуляция коммуникативной активности.

Развитие речи детей происходит не только на организованных занятиях, но и в совместной деятельности в ходе режимных моментов.

Следует заметить, что возможности для развития речи не во всех режимных процессах одинаковы. Меньшая степень возможностей отмечается в ходе кормления, раздевания после прогулки, одевания после сна. Для речевого общения необходимо выбирать удобное время и создавать специальные ситуации.

Я считаю, что нужно давать детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы. Общение должно строиться таким образом, чтобы оно помогало ребенку при выполнении соответствующих действий и не мешало другим детям.

Прием: Игры на развитие мелкой моторики и артикуляционная гимнастика

Упражнения и дидактические игры: игры с водой с песком, с различными крупами; игры с мозаикой, кубиками, вкладышами

Для развития словаря используем прием поручений. После того, как выполнил конкретное поручение, спрашиваю: «Что ты принес? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребенок устанавливает связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающими. Важно, чтобы ребенок стремился самостоятельно выполнять поручения, преодолеть трудности, почувствовать объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознается, но и лучше запоминается и отражается в речи.

Один из приемов активизации речи ребенка – мотивация действий с предметами и объектами, например с комнатными растениями: «Будем поливать растения, потому что оно хочет пить!», «Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!».

Умывание: Параллельный разговор: мы описываем все действия ребенка, что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, мы как бы подсказываем слова выражающие его опыт, например, мытье рук малыша обычно сопровождаем репликами, отражающими процесс:

«Будем мыть руки. Будем вытирать. Будем сушить»;

– называние необходимых предметов и их качеств: «На мыло. Мыло пахнет. Ах, как приятно пахнет! Вот твое полотенце»;

– указание на результат действия: «Вот какие чистые ручки!».

Дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться художественным словом «Водичка, водичка умой моё личико…»можно прочесть новые произведения. "Надо срочно мыться,- говорит педагог малышу, сопровождая его в умывальную комнату, - потому что нос у Тимы (Пети, Кати) грязный, рот тоже грязный, а глазки не блестят, едва глядят". Или спрашивает:

Кто тут будет - куп-куп,

По водичке - хлюп-хлюп.

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. В начале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя. Один ребенок на коленях другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают, пританцовывают – ждут своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Чтение потешки сочетается с движениями, которые малыши выполняют одновременно. Это игры с пальчиками («Этот пальчик хочет спать», и прибаутки(«Ладушки-ладушки»). В игре «Ладушки» я использую имена всех детей: «Маслом поливала, детям давала: Лизе два, Роме два, Вите два, т. д.». При этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. На мой взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично.

Кормление. Речевое общение с детьми целесообразно до того, как ребенок начнет есть. Следует обратить его внимание на блюдо: "Кто узнал, какой это суп? Как он называется? Скажите: "Овощной суп" Что тебе дать, чтобы ты, Вика, смогла есть суп? (Ложку.)" Перед обедом, завтраком полезно с двумя-тремя детьми посмотреть меню. Дети охотно расскажут остальным, что приготовлено на обед (завтрак). Очень скоро они запоминают меню целиком: "Будем есть борщ, котлету с картошкой, компот". Или: " Булка с маслом, кофе".

Совместные игры: Бытовые и игровые ситуации; отобразительные игры: дом, больница, магазин, поезд. В этих играх дети получают словесное поощрение и поддержку, например, в игровой ситуации «Купание куклы», я говорю «Как замечательно ты купаешь дочку! Ей очень нравится! Она очень довольна. Затем, подчеркивая интонацией действие, проговариваю его: «Купаем Олю». Провокация, или искусственное понимание ребенка. Например, малыш просит дать ему игрушку, а взрослый дает ему специально не ту которую он хочет. Конечно, ребенок возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

Подготовка ко сну. Здесь создаются благоприятные условия для введения в активный словарь детей названий частей тела, одежда, спальных принадлежностей и белья, действий с ними, уточнения последовательности действий, пространственных отношений ("Повесь на стул, поставь под стул); для обогащения словаря наречиями и прилагательными: "Не шуми, говори тише, не очень громко; вешай одежду аккуратно, чтобы не помялась". Готовя детей ко сну, воспитатель и сам старается говорить тише и ласковее; в это время может прочесть колыбельную (всем детям или индивидуально какому-либо ребенку, например:

Сон, войди скорее в двери.

Дрема, встань у колыбели,

Тихо песенку пропойте,

Глазки мальчику (Олечке, Костику) закройте.

Одевание после сна. Во время одевания малышей предоставляются большие возможности для индивидуального общения. Детей поднимаем по мере пробуждения. Они малоразговорчивы, одеваются тихо. Для того чтобы создать у ребят после сна хорошее настроение, использую разнообразные песенки и потешки. Например:

- Потягушка, потянись!

Поскорей, скорей проснись!

Для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, проговариваем потешку» «Вот они – сапожки».

Вот они, сапожки:

Этот- с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдёт, наденем сапожки.

Прогулка: Наблюдение и элементарный труд в природе; (поделки из песка, снега; наблюдение за деревьями, за листопадом, снегом) Вечерний отрезок времени: Игры – забавы и игры – хороводы; (использование игровых песен, потешек, скороговорок, приговорок доставляет малышу радость и способствует не произвольному обучению слышать звук речи, устанавливать ее ритм).

Слушание художественной литературы с использованием ярких

красочных картинок: это увлекает детей, нравится им и довольно рано подражая взрослым дети сами начинают рассматривать и читать ее, пересказывать наизусть, что им было рассказано и прочитано.

Инсценирование или элементарное драматизация литературных произведений: дети с помощью взрослых обыгрывают небольшие сюжеты из прочитанных произведений, сказок, стихов, песенок по возрасту; показ детьми настольного и пальчикового театра)

Музыкальные игры: значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием не только двигаются под музыку, подпевают, но и играют на музыкальных инструментах, знакомятся с ними.

Режимные процессы особенно благоприятны для формирования взаимопомощи, дружеских взаимоотношений, сотрудничества. Эти проявления внимания детей друг к другу, естественно, должны отражаться и в речи ребенка. Воспитателю и няне надо помнить, что частота и разнообразие обращений ребенка к окружающим зависит от разнообразия поводов обращений взрослых к детям. Поэтому малышей преднамеренно упражняют в умении обращаться к взрослым и товарищам: с просьбой, предложением, за советом, разъяснением, уточнением и т. п. В подобных ситуациях словарь детей обогащается за счет существительных (тетя, мальчик, друг); глаголов (помогать, просить, предлагать, не мешать); наречий (правильно, нечаянно, дружно, вместе) и т. п.

В своей работе мы не можем строго регламентировать применение того или иного приема в этот временной промежуток времени, это деление условно и зависит от ситуации. Но одно несомненно, что для достижения хороших результатов по развитию коммуникативных навыков детей мы старалась создать в группе мирную, доброжелательную обстановку. Можно отметить, что дети играют вместе, развертывают небольшие пока сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослыми Феклина Светлана Владимировна, Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №411» г. о. Самара e-mail lider6254@gmail.com.

Развитие речи детей на занятиях и в режимных моментах Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать.

Игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук и развитие речи детей раннего возраста Художественное слово Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется.

Развитие двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах Сохранение и укрепление здоровья ребенка является основной задачей его полноценного развития. Вы знаете, что здоровый, нормально развивающийся.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 16 «Петушок» Развитие речи.

Развитие слухового внимания и памяти в режимных моментах. Внимание и память – процессы, теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить.

Родительское собрание в средней группе «Развитие свободного общения со взрослыми и детьми» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «РАЗВИТИЕ СВОБОДНОГО ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И ДЕТЬМИ» Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах дня. Режим дня-оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольниками социальных норм:они учатся подчиняться общим правилам,выполнять.

Статья «Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности» "Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности" Модернизация дошкольного образования.

Возможности развития коммуникативных способностей детей со взрослыми Современный образовательный процесс в детском саду опирается на повышение коммуникативной, познавательной, исследовательской и творческой.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Пожарная безопасность
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Развитие речи детей в общении с взрослыми в режимных процессах
Опубликовано: 23 февраля 2017 в 12:49
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 апреля. Международный день цирка

Австралийский «Цирк Оз», китайский акробатический цирк «Райское шоу из Поднебесной», канадский «Цирк Солнца», французский «Цирк Фрателлини» и Большой Московский государственный цирк на проспекте...

19 апреля. День цветущих деревьев на МААМ

«Барыня-яблоня, будь при памяти — яблок принеси, деток позабавь» — с такими словами, поклоном и почтением наши предки на Евтихия обращались к яблоням. 19 апреля по народному календарю праздник Евтихий...

Дидактические пособия для проведения занятия по постановке звука [с]
Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка: слон Семен, горка, карточки с картинками со звуком С, Ш, бутылочка для...
Фотоотчет о конкурсе поделок ко Дню Космонавтики
Вместе со всей страной наш сад отмечал День Космонавтики. Я считаю, что этот праздник должны отмечать на самом высоком уровне. Ведь сколько бы не прошло лет,...
Музыкальная игра «Звездопад» дле детей 6–7 лет
Детям раздаются по одной звёздочке, вырезанные из метализированного цветного картона. Затем они становятся в круг и по команде "Звездопад" бросают звёзды в...