Алина Грашина
Развитие речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Содержание.
1. Теоретические основы программы
2. Задачи развития речи дошкольников
3. Этапы речевого развития дошкольников
4. Игры для развития речевого словаря
5. Высокий уровень развития дошкольников
6. Список литературы
Публикация «Развитие речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
1. Теоретические основы программы и методики развития речи дошкольников.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации. Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка, при этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный для этого период.
Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнаровича. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей можно рассмотреть следующим образом:
- речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
- ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;
- ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком, для развития речи.
Обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, лексическими, грамматическими, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Отсюда существенной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения.
Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Центральной задачей такого обучения является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи.
Развитие речи в дошкольном детстве (овладение родным языком) является процессом многоаспектным по своей природе. Так, этот процесс органически связан с умственным развитием, поскольку развитое мысление человека – это речевое, языковое – словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого развития, овладения языком и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.
Вместе с тем взаимосвязь речевого (языкового) и интеллектуального развития ребенка необходимо рассматривать и в обратном направлении – от интеллекта к языку. Такое рассмотрение можно условно обозначить как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта. Под этим понимается выяснение роли интеллекта, мыслительной деятельности в овладении языком.
Таковы основные аспекты интеллектуально-языковых взаимосвязей, органично включенных в процесс овладения родным языком, развития и формирования речи.
Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т. е. речи содержательной, логичной, последовательной. Чтобы ясно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь стоить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и частей высказывания.
В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.
Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание с необходимостью включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет, уточняет художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к художественному тексту, сохраняет свой эмоционально-непосредственный характер, т. е. остается подлинно эстетическим восприятием.
В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно-выразительных средств для воплощения художественного образа.
Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможности для решения задач нравственного воспитания. Здесь существенное влияние оказывает содержание литературных произведений, картин. Умение детей рассказывать совместно, группами ("командами") предполагает и умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему и т. д.
Обучение дошкольников родному языку, развитие речи предоставляет богатые возможности решения и других задач нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию, но и к частным ("структурным") аспектам обучения родному языку – воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи.
Так, работа над смысловой стороной слова, семантическое обогащение словаря детей, их развивающаяся лексика может и должна включать введение в речь детей (и в понимание речи) групп слов, обозначающих качества человека, оценки его поступков, так же как и эстетические качества и оценки.
Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка – дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
2. Задачи развития речи дошкольников
1. развитие свободного общения с взрослыми;
2. развивать диалогическую речь ребенка;
3. развивать умение рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями (по плану и образцу);
4. способствовать умению детей, связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки и рассказы;
5. развивать умение общаться со сверстниками, умению договариваться;
3. Этапы речевого развития дошкольников
Знания о периодах и порядке появления соответствующих гласных является точкой отсчета при планировании работы по помощи развития речи.
Без опыта трудно помочь вашему ребенку в развитии речи, более того – можно ему навредить отсутствием компетенции. Поэтому базовые знания в этой области необходимы каждому родителю и педагогу.
В развитии речи выделяется четыре периода (возраст ребенка по времени, указан в скобках).
Период звуков (0-1).
Период слова (1-2).
Период предложения (2-3).
Период своеобразной детской речи (3-7).
В отдельные годы развитие речи выглядит следующим образом:
Речевое развитие дошкольников в период звуков (0 – 1) – этот период начинается с момента рождения ребенка до исполнения первого года жизни. Начало контакта – это крик и плач. Это форма общения с миром. Это также тренировка органов дыхания.
Со временем чадо издает звуки, не связанные с языком тела. Он начинает перенимать звуки, услышанные от взрослых.
Между вторым и третьим месяцем жизни появляется гуление. Это звуки, похожие на гласные и согласные.
Хотя эти звуки произносятся и не сознательно, но их воспроизведение тренирует органы речи : язык, губы, нижнюю челюсть и мягкое небо.
Примерно в пять-шесть месяцев жизни начинается лепет. Теперь малыш начинает осознанно повторять и имитировать звуки речи. До завершения первого года жизни должны появиться первые слова. Чаще всего ими являются: мама, папа, баба.
Речевое развитие дошкольников в период слова (1 – 2) – слова, которые произносится перед первым годом жизни, не связаны с каким-то определенным объектом. Папа – это каждый мужчина, а мама – это не обязательно его биологическая мать.
На втором этапе, при говорении, произнося названия людей или предметов, кроха уже не ошибается. Он может также произносить гласные устные и легкие согласные, произносит только первый или последний слог слова.
Сложные звуки малыш заменяет теми, которые может произнести, и, следовательно, его высказывания звучат забавно.
Примерно полуторагодовалый ребенок произносит до 50 слов. После окончания двух лет его словарь содержит около 400 слов. Отдельные слова, обогащенные жестами, заменяют целые предложения.
Речевое развитие дошкольников в период предложения (2 – 3). Появляются простые предложения, ребенок произносить все гласные звуки. Иногда может заменять гласные в речи. Но, звуки не всегда полноценны, а иногда бывают заменены другими, более простыми.
Речь трехлетнего ребенка характеризуется смягчение гласных. Некоторые буквы могут быть пропущены или заменены другим. Речь этого периода характеризуется отсутствие четких окончаний в словах. Ребенок знает, как определенное слово должно звучать, но не умеет его еще произнести.
В этом возрасте может возникнуть своеобразная детская речь, которая проявляется в замене слогов, замене очередности слогов, составлении из двух разных слов одного.
Речевое развитие дошкольников в период своеобразной детской речи (3 – 7). Это период, который длится дольше. Начинается после окончания трех лет и длится до старта обучения в школе. К этому периоду речь должна быть понятной не только для близких, но и для случайных собеседников.
Чадо начинает говорить полными предложениями. Применяется богатый словарный запас. Первоначально происходит перестановка слогов или звуков. Могут появляться слова, похожие на правильные, потому что их легче произносить.
Часто происходят слияния двух слов в одно. Между четвертым и пятым годом начинается этап вопросов. В конце периода ребенок должен пользоваться всеми звуками.
Бывает, что сразу после окончания третьего года жизни малыш начинает использовать самые сложные гласные. Но это происходит не во всех словах.
С течением времени, ребенок систематизирует и правильно применяет все звуки речи, для коррекции их развития.
3. Игры для развития и обогащения активного речевого словаря
А) Дополни предложения
- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью.
- Зайчик летом …., а зимой.
- Грибы растут., а огурчики - на.
- Рыба живет в., а медведь - в.
- Сахар сладкий, а лимон.
- Днем светло, а ночью.
Б) Закончи предложение
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу.
Я умею.
Я помогу.
Я принесу.
Я спою.
В) Скажи какой
- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный.
- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший.
- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький.
- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая.
- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая.
4. Высокий уровень речевого развития дошкольника включает :
- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;
- умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, возразить, объяснить;
- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
- умение читать и писать (элементарное обучение грамоте и письму).
5. Литература
1. Спецкурс "Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду". М. 1994 г.
2. "Занятия по развитию речи в детском саду" под ред. О. С. Ушаковой. М., Просвещение 1993 г.
3. «Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ»
Автор: Л. Р. Болотина, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова.
4. А. И. Максаков, Г. А. Тумакова «Учите, играя» 2005год.