Ольга Игонина
Развитие речи дошкольников посредством здоровьесберегающих инновационных технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий.
Публикация «Развитие речи дошкольников посредством здоровьесберегающих инновационных технологий в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Новые стимулы, служат для создания благоприятного
эмоционального фона, способствуют активному включению в работу воспитанников и, как следствие, успешному речевому развитию.
Здоровьесберегающие компоненты, способствующие процессу развития речи более интересным и результативным:
1. Эмоционально-образная терапия
2. Пальчиковый массаж
3. Су Джок терапия
4. Кинезиотерапия.
5. Биоэнергопластика
6. Упражнения для развития речевого дыхания.
7. Сказкотерапия
8. Песочная сказкотерапия
Рассмотрим более подробно каждую из них:
Эмоционально-образная терапия
Это вид терапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на нее. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.
Пальчиковый массаж
Доказано, что при систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.
Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Исследования В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
М. М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
массаж ладонных поверхностей можно делать:
• каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
• прищепками;
• орехами, каштанами;
• шестигранными карандашами;
• зубными щётками;
• приборами Су-Джок терапии.
Су-Джок терапия оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм.
Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Нервные окончания данных участков связаны с корой головного могзга. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому пальцы необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, металлические колечки, колючие кольца).
Кинезиотерапия
Это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
• развивают мозолистое тело,
• повышают стрессоустойчивость,
• улучшают мыслительную деятельность,
• способствуют улучшению памяти и внимания,
• улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др.
Упражнения для развития речевого дыхания.
Не маловажную роль в развитии речи детей играет и развитие речевого дыхания. Цель дыхательной гимнастики: выработать сильную, плавную, длительную, ротовую струю. Учить детей делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
• совершенствование лексико-грамматических средств языка;
• развитие диалогической и монологической речи;
• эффективность игровой мотивации детской речи;
• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
Песочная терапия
- метод терапии, способствующий развитию речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
Играя с песком, дети, прежде всего, развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
Игры с песком успокаивают и расслабляют, пробуждают фантазию, развивают мелкую моторику рук, внимание, память, развивают речь (можно сочинять сказки,рисовать их, искать сокровища и т. д., способствуют обогащению словарного запаса;
положительно влияют на эмоциональное самочувствие.
Таким образом, здоровьесберегающие инновационные технологии являются эффективными средствами работы, оптимизирующие процесс развития речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.