Развитие речи на занятиях по ручному труду.

Галина Дербенева
Развитие речи на занятиях по ручному труду.

Основной задачей образовательной программы детского сада является развитие речи. Развитие речи начинается с поступления ребенка в детский сад и продолжается до выпуска в школу. Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности, как специально запланированных,так и в повседневной жизни ребенка, может быть частью занятия или использоваться элементы.

Овладение ребенком правильной речью является одним из показателей его умственного развития. И для того чтобы развить ребенка умственно, необходимо развивать мелкую моторику пальцев во время ручного труда, игр с мозаикой, бусинками; используя разные виды материалов: бумагу (гладкую, глянцевую, картон (цветной, белый, тонкий, толстый, вату, ткани, бросовый материал. Используя на занятиях по ручному труду различные материалы: бросовый, природный воспитатель расширяет кругозор детей, обогащает речь новыми словами, вводит новые определения. Воспитатель учит находить сходства между отдельными предметами (скорлупа в одном случае лодочка, в другом ежик) и добиваться его в своих поделках.

Обучая детей изготовлению шапочек из листьев деревьев (клена, ясеня, вяза) я сначала показываю готовый образец и спрашиваю, из чего он сделан. На этом занятии можно закрепить названия деревьев,отличия между листьями, особенности листьев.

Проводя занятия по ручному труду необходимо проговаривать предстоящие действия с материалом:"Беру лист бумаги, сгибаю его пополам уголок к уголку". Дети должны повторить предстоящие им действия с бумагой, либо с другим материалом.

Очень важно вызвать у детей положительное эмоциональное отношение к предстоящей деятельности. Для этого можно использовать загадки, веселые стихи, поговорки, сказки.

Божья коровка

.

В новой рубашке божья коровка.

Вы полюбуйтесь, какая обновка!

Красные крылья в черных горошках.

Можно гордиться такою одежкой.

Еж.

Пробежала кочка около пенечка.

А у кочки черный нос и в колючках спинка.

На колючках листьев воз

С дуба и с осинки.

Иней

.

Как хвоя у елочки

Снежные иголочки.

Лес сегодня синий-синий,

На ветвях мохнатый. (иней).

Если дети устали можно использовать физкультминутки, проговаривая вместе с детьми веселые стихи, связанные с темой занятия.

Самолет.

Самолет построим сами

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

***

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах,

На раздутых парусах.

По грибы.

По лесной тропинке

Я иду с корзинкой.

Гляну под кусточки,

Поищу грибочки.

Белый груздь, волнушку,

Рыжик, зеленушку,

Два опенка, моховик,

Две лисички, боровик.

Нам солянку сварит мама

Объеденье это прямо.

На занятиях по ручному труду воспитатель учит работать с новыми материалами, инструментами, создавая поделки по образцу воспитателя, а также ребенок может создать свою, непохожую на другие,работу. Но для того, чтобы ребенок выполнил работу по своему замыслу, ему не нужно показывать, как он должен выполнить задуманное, он должен сам продумать как и что будет делать. Для воссоздания образца в мыслительном плане требует от ребенка владение речью. Речь обеспечивает умение сравнивать, рассуждать, критически осмысливать то, что получилось в результате совершенного действия.

Для выполнения какой-то поделки у ребенка должно быть представление об этом предмете, и поэтому необходимо провести обследование объекта или наблюдение. Воспитатель может сводить детей на экскурсию к пруду и пронаблюдать за тем,как плавают в воде утки, гуси, Какие растения растут возле пруда. Для обогащения впечатлениями можно взять такое стихотворение:

Утки.

Ути-ути-утки,

Утки-малютки

На волнах качались,

брызгались, плескались.

Гуси.

Вот гусята и гусыня

Что-то дружно ищут в тине.

Сторожит их папа-гусь.

Очень я его боюсь!

С детьми можно обсудить это стихотворение. Познакомить с новым словом "тина", повторить его, чтобы дети его запомнили. При выполнении коллажа. где участвуют сразу все дети им необходимо договориться между собой, кто что будет делать, какие будет использовать материалы, почему. Ребята на таком занятии используют в речи мотивацию, проявляют друг к другу культурную речь:"Саша, подожди, пожалуйста, сначала я поставлю на лужок свои деревья, а потом ты рядом своего зайчика. " "Марина, помоги мне, пожалуйста, приклеить (нарисовать,сделать.)".

После изготовления поделок, дети могут обыграть свои поделки. Проявляя интерес дети подражают голосам лисички или медведя, могут рассказать сказку "Три медведя", "Колобок". и т. д.

Готовые работы могут выставляться на выставку,могут самостоятельно оценить свои работы, работы товарищей. Отметить что они добились, что не получилось, почему. Анализируя работы,необходимо обратить внимание на использование прилагательных:"какой веселый, добрый медвежонок получился у Вани. " Можно предложить детям оценить работу, используя словообразования, ласкательные слова. Например: веселый медведь- весельчак. Спросить детей:"Что будет делать в лесу медведь?" (Бродить по лесу, собирать ягоды, искать мед, спать в берлоге.) Дети учатся строить грамматически правильные полные предложения. Учатся высказываться, не соглашаться или соглашаться с высказываниями других детей.

Усвоенные грамматические формы правильной речи будут закрепляться в повседневной жизни.

Публикации по теме:

Пособие по развитию речи «Говорю правильно»Пособие по развитию речи «Говорю правильно» Пособие по развитию речи «Говорю правильно» Основной задачей пособия является развитие всех сторон устной речи ребенка. Предназначено.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Профессии и труд
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Развитие речи на занятиях по ручному труду.
Опубликовано: 18 апреля 2014 в 08:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Тюльпаны — весенние цветы»
Конспект НОД по художественному творчеству ( аппликация) в средней группе Тема: «Тюльпаны – весенние цветы» Цель: формирование экологического восприятие...
Конспект занятия по лепке «Тигрёнок»
Программные задачи:продолжать учить детей изображать фигуру животного ( тигра, используя знакомые приемы лепки- "сплющивание", "прищипывание", соединять...
Поделки из бросового материала
В нашем детском саду прошел конкурс на тему " Поделки из бросового материала". Дети подготовительной группы т совместно с родителями приняли активное...
Фотоотчёт «Нестандартное оборудование для физкультурного уголка»
В свой фотоотчёт я помещаю рассказ о некоторых пособиях, изготовленных в текущем учебном году. В средней возрастной группе большое внимание уделяется...
Дидактическая игра «Чья тень», «Чей силуэт» для детей от трёх лет
Дидактическая игра "Чья тень", " Чей силуэт" для детей от трёх лет. Цель: закреплять знания о диких животных нашего края, развивать зрительное восприятие,...