Галина Дербенева
Развитие речи на занятиях по ручному труду.
▼ Скачать + Заказать документы
Основной задачей образовательной программы детского сада является развитие речи. Развитие речи начинается с поступления ребенка в детский сад и продолжается до выпуска в школу. Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности, как специально запланированных,так и в повседневной жизни ребенка, может быть частью занятия или использоваться элементы.
Публикация «Развитие речи на занятиях по ручному труду,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Овладение ребенком правильной речью является одним из показателей его умственного развития. И для того чтобы развить ребенка умственно, необходимо развивать мелкую моторику пальцев во время ручного труда, игр с мозаикой, бусинками; используя разные виды материалов: бумагу (гладкую, глянцевую, картон (цветной, белый, тонкий, толстый, вату, ткани, бросовый материал. Используя на занятиях по ручному труду различные материалы : бросовый, природный воспитатель расширяет кругозор детей, обогащает речь новыми словами, вводит новые определения. Воспитатель учит находить сходства между отдельными предметами (скорлупа в одном случае лодочка, в другом ежик) и добиваться его в своих поделках.
Обучая детей изготовлению шапочек из листьев деревьев (клена, ясеня, вяза) я сначала показываю готовый образец и спрашиваю, из чего он сделан. На этом занятии можно закрепить названия деревьев,отличия между листьями, особенности листьев.
Проводя занятия по ручному труду необходимо проговаривать предстоящие действия с материалом:"Беру лист бумаги, сгибаю его пополам уголок к уголку". Дети должны повторить предстоящие им действия с бумагой, либо с другим материалом.
Очень важно вызвать у детей положительное эмоциональное отношение к предстоящей деятельности. Для этого можно использовать загадки, веселые стихи, поговорки, сказки.
Божья коровка
.
В новой рубашке божья коровка.
Вы полюбуйтесь, какая обновка!
Красные крылья в черных горошках.
Можно гордиться такою одежкой.
Еж.
Пробежала кочка около пенечка.
А у кочки черный нос и в колючках спинка.
На колючках листьев воз
С дуба и с осинки.
Иней
.
Как хвоя у елочки
Снежные иголочки.
Лес сегодня синий-синий,
На ветвях мохнатый. (иней).
Если дети устали можно использовать физкультминутки, проговаривая вместе с детьми веселые стихи, связанные с темой занятия.
Самолет.
Самолет построим сами
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
***
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах.
По грибы.
По лесной тропинке
Я иду с корзинкой.
Гляну под кусточки,
Поищу грибочки.
Белый груздь, волнушку,
Рыжик, зеленушку,
Два опенка, моховик,
Две лисички, боровик.
Нам солянку сварит мама
Объеденье это прямо.
На занятиях по ручному труду воспитатель учит работать с новыми материалами, инструментами, создавая поделки по образцу воспитателя, а также ребенок может создать свою, непохожую на другие,работу. Но для того, чтобы ребенок выполнил работу по своему замыслу, ему не нужно показывать, как он должен выполнить задуманное, он должен сам продумать как и что будет делать. Для воссоздания образца в мыслительном плане требует от ребенка владение речью. Речь обеспечивает умение сравнивать, рассуждать, критически осмысливать то, что получилось в результате совершенного действия.
Для выполнения какой-то поделки у ребенка должно быть представление об этом предмете, и поэтому необходимо провести обследование объекта или наблюдение. Воспитатель может сводить детей на экскурсию к пруду и пронаблюдать за тем,как плавают в воде утки, гуси, Какие растения растут возле пруда. Для обогащения впечатлениями можно взять такое стихотворение:
Утки.
Ути-ути-утки,
Утки-малютки
На волнах качались,
брызгались, плескались.
Гуси.
Вот гусята и гусыня
Что-то дружно ищут в тине.
Сторожит их папа-гусь.
Очень я его боюсь!
С детьми можно обсудить это стихотворение. Познакомить с новым словом "тина", повторить его, чтобы дети его запомнили. При выполнении коллажа. где участвуют сразу все дети им необходимо договориться между собой, кто что будет делать, какие будет использовать материалы, почему. Ребята на таком занятии используют в речи мотивацию, проявляют друг к другу культурную речь:"Саша, подожди, пожалуйста, сначала я поставлю на лужок свои деревья, а потом ты рядом своего зайчика. " "Марина, помоги мне, пожалуйста, приклеить (нарисовать,сделать.)".
После изготовления поделок, дети могут обыграть свои поделки. Проявляя интерес дети подражают голосам лисички или медведя, могут рассказать сказку "Три медведя", "Колобок". и т. д.
Готовые работы могут выставляться на выставку,могут самостоятельно оценить свои работы, работы товарищей. Отметить что они добились, что не получилось, почему. Анализируя работы, необходимо обратить внимание на использование прилагательных:"какой веселый, добрый медвежонок получился у Вани. " Можно предложить детям оценить работу, используя словообразования, ласкательные слова. Например: веселый медведь- весельчак. Спросить детей:"Что будет делать в лесу медведь?" (Бродить по лесу, собирать ягоды, искать мед, спать в берлоге.) Дети учатся строить грамматически правильные полные предложения. Учатся высказываться, не соглашаться или соглашаться с высказываниями других детей.
Усвоенные грамматические формы правильной речи будут закрепляться в повседневной жизни.