МААМ-картинки

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством художественного слова. Знакомство со сказкой (подготовительная группа)

НИНА АРАКЕЛЯН
Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством художественного слова. Знакомство со сказкой (подготовительная группа)

Цель: Развивать речь детей, закрепить умение определять границы структурных частей произведений. Помочь детям понять, что такое устное народное творчество. Обеспечить развитие памяти, логического мышления.

Способствовать развитию коммуникативных способностей.

Задачи: познакомить детей с жанровым своеобразием сказки;

Публикация «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством художественного слова, Знакомство со сказкой (подготовительная группа)» размещена в разделах

закрепить и обогатить знания детей о разных видах сказок (сказки о животных, волшебные сказки, сказки в стихах, докучные сказки, научить детей отличать положительных и отрицательных героев сказок)

Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных. Вызвать эмоциональный отклик на хорошо знакомые русские народные сказки. Обобщить и систематизировать знания детей о русских народных сказках. Активизировать словарный запас детей (бытовые, волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).

Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.

Ход занятия:

Заходим в зал, здороваемся

Воспитатель: (2) Ребята, сегодня мы с вами поговорим о сказке. Сказка - это произведение устного народного творчества, о вымышленных событиях и героях.

(3) Много веков назад, когда люди еще не знали букв (еще не придумали, не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры.

- Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та-своей.

- А знаете, как в то время называли губы? Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, скороговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. В каждой стране, у каждого народа – свои сказки. Сказки – один из видов устного народного творчества.

(4) Сказка состоит из трех частей. У сказки всегда есть что? (Начало, середина и конец.)

- О чем говорится в начале? (Начало – это та часть рассказа, в котором называются главные герои, и рассказывается о событии, с которого все начиналось).

Это сказочный зачин, сказки почти всегда начинаются и заканчиваются одними и теми же словами: «Жили – были…»,

«В некотором царстве, в некотором государстве…»

- В средней части разные события сменяют друг друга.

- В конце говорится о том, чем завершилось событие. Все части рассказа подчиняются главной теме. Без каждой части рассказ просто невозможен.

Это сказочная концовка, сказки заканчиваются такими словами:

«И стали они жить-поживать и добра наживать…»,

«Вот и сказочке конец, а кто слушал –молодец…»,

«И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…».

(5) В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит,

Сказка - умница и прелесть -

Ей повсюду путь открыт.

Сказок много есть на свете,

Все их очень любят дети,

А чему нас учат сказки,

Отвечайте без подсказки!

Дети: Сказки учат нас быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу.

Воспитатель: В сказке добро всегда побеждает зло.

(6)А еще говорят, что сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.

Почему говорят, что сказка ложь? Что такое ложь?

Дети: Ложь - обман, неправда, враньё.

Воспитатель: А почему же сказка - обман и неправда?

Дети: Потому что в сказке происходят события, которых не бывает на самом деле, которые в реальной жизни происходить не могут.

Воспитатель: Сказка всегда преподаёт какой-то урок добрым молодцам.

Кто такие «добрые молодцы»?

Дети: Это мальчики, молодые люди.

Воспитатель: А девочек как в старину называли?

Дети: Девочек называли - красны девицы.

Воспитатель :Да, ребята, сказка - это необыкновенная, волшебная история, которая не может происходить в реальной жизни, но она обязательно поучительна и преподает нам урок.

А какие волшебства, чудеса могут происходить в сказках?

В этом нам поможет разобраться волшебный клубочек. Перекатывайте друг другу клубочек. И как только попадёт он к кому-нибудь из вас в руки, так вы сразу называйте волшебство, чудо, которое может происходить в сказках, и никогда не происходит в жизни.

Игра «Волшебный клубочек»

(8)Дети: В сказках животные разговаривают.

В сказках летают на ковре-самолёте.

В сказках лягушка сбрасывает шкуру и превращается в прекрасную царевну.

В сказках фея взмахнёт волшебной палочкой, и тыква превращается в карету.

В сказках Баба- яга на метле летает.

В сказках избушка поворачивается.

В сказках гусли-самоигры заставляют плясать.

В сказках гребешок бросишь - лес вырастает.

В сказках бывают молочные реки и кисельные берега.

(9) Воспитатель: Ребята, сказки бывают: народные и авторские. Традиционно русские народные сказки подразделяют на три вида:

-волшебные

- социально - бытовые

- о животных.

(10) Волшебные сказки: «Василиса Прекрасная» «Царевна - лягушка» «Кощей Бессмертный» и другие.

Главные герои: люди, фантастические существа. Животные обычно являются помощниками сказочных героев.

Социально-бытовые сказки: «Каша из топора», «Умная внучка», «Солдат и царь» и другие.

Главные герои: люди, побеждающие благодаря смекалке, мужеству и хитрости.

Сказки о животных : «Медведь и лиса», «Зайкина избушка»,

«Лиса и журавль» и другие.

Главные герои: животные. Если участвует человек, то он противопоставлен животным.

(11) Физминутка

(12)А сейчас я вам предлагаю показать театрализацию по сказке Владимира Сутеева «Мешок яблок»

РОЛИ К СКАЗКЕ:Автор, Заяц, Ворона, Медведь, Белка, Ёжик, Коза, Крот. Зайчиха, Волк, Зайчата

АВТОР: Владимир Григорьевич Сутеев «Мешок яблок».

(14)Ходил Заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат, но, как назло, ничего ему не попадалось. И вдруг посреди зелёной поляны увидел он яблоню. А яблок румяных на ней и под ней - видимо-невидимо! Не долго думая, раскрыл Заяц свой мешок и стал в него яблоки собирать.

ЗАЯЦ: Ах, гостинцы хороши! Будут рады малыши!

Ушастик, пушистик, звонок, прыгунок,

Все по лавкам прыг, да скок.

ВОРОНА:Карр! Карр! Да что это делается! Что за безобразие! Каждый сюда приходит, каждый себе набирает, так ни одного яблока не останется!

ЗАЯЦ:Напрасно каркаешь, здесь яблок на весь лес хватит. А у меня зайчата дома голодные сидят.

Все зайчата папу ждут,

Всех по разному зовут

4 сыночка и лапочка дочка

Я люблю зайчишек нежно, обожаю малышей!

(15) АВТОР: Набрал Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжёлый. С трудом потащил его заяц. И вдруг навстречу ему медведь.

МЕДВЕДЬ:Чего испугался, заяц! Не бойся, не трону. Ну, рассказывай, что у тебя там в мешке?

(16) ЗАЯЦ: Вот. Яблоки! Берите, угощайтесьдядя Миша! У меня их много!

МЕДВЕДЬ: (попробовал) Ничего яблочки! Освежают!

(17)АВТОР: Идет заяц дальше, а навстречу ему белка по деревьям скачет.

БЕЛКА: Дяденька Заяц! Дяденька Заяц! Дайте мне яблочек!

ЗАЯЦ: Угощайтесь! Кушайте, на здоровье, белочка! У меня яблочек много!

БЕЛКА: Спасибо, дяденька заяц!

(17)АВТОР:Отправился заяц дальше, навстречу ему старый его друг, ёжик.

ЗАЯЦ:Куда идёшь, Колючая Голова?

ЁЖИК:Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хожу с пустой корзинкой.

ЗАЯЦ:Ты лучше у меня яблок возьми. Бери, не стесняйся, у меня их много!

(Насыпал Ежу полную корзину яблок) ЁЖИК: Спасибо, тебе, друг мой, заяц! Выручил ты меня!

(19)АВТОР:Вышел Заяц на лужок, а там Коза гуляет.

КОЗА:Бе-е-е… Здравствуй, заяц. Чего несешь….

ЗАЯЦ: Да, вот, яблок несу своим деткам! Угощайся, коза!

КОЗА: Спасибо, очень вкусные яблочки! Скоро увидимся, заяц!

(20)АВТОР: Ходил, ходил Заяц и устал. Присел было на какой-то бугорок, как вдруг вылез из земли крот…

КРОТ: Кто тут?

ЗАЯЦ: Это я – заяц!

КРОТ:А-а-а… здорово, косой! Давненько мы с тобой не виделись! А чем это так вкусно пахнет? Постой, это же яблоками пахнет!

ЗАЯЦ:Ага, угадал, приятель! На вот, попробуй!

КРОТ:Спасибо, дружище! Скоро увидимся!

(21)АВТОР: А в заячьем домике давно ждут папу-Зайца. Чтобы скоротать время, мама-Зайчиха рассказывает сказку своим голодным зайчатам. И тут кто-то постучал в дверь.

(22)БЕЛКА:- Вот! Это вам мама просила передать!

ЗАЙЧИХА: Чудеса.

(23)ЁЖИК: (стучит в дверь) Хозяин дома?

ЗАЙЧИХА: Да нет. Как с утра пошёл, так и не возвращался.

ЁЖИК: Хозяина сегодня твоего в лесу встретил! Яблок он набрал полный мешок!

ЗАЙЧИХА: Да вот что-то нету его!

ЁЖИК:Наверное мешок очень тяжелый, вот он и запаздывает! Возьмите и от меня гостинцев вам и вашим зайчатам! А я пойду пожалуй…. Вы зайцу от меня кланяйтесь!

(24)КОЗА (стучится в дверь)Бе-е-е-е! Есть кто-нибудь дома…

ЗАЙЧИХА: Да, да, есть!

КОЗА:Здравствуй, соседка! Это для ваших детей я принесла капусты и крынку молока!Капуста нынче хорошая уродилась. Кушайте на здоровье!

(Со стуком откинулась крышка подпола, и показалась голова Крота)

(25)КРОТ:Это дом Зайца?

ЗАЙЧИХА:Да, мы тут живём,

КРОТ: Значит, я правильно подкоп вёл!

(полетели из подпола всякие овощи: морковка, картошка, петрушка, свёкла)

КРОТ:Привет Зайцу!

(26)ВОРОНА:Карр! Карр! Всем яблоки раздавал, а меня хоть бы одним яблочком угостил!

ЗАЯЦ:Вот. Самое лучшее! Клюй на здоровье!

ВОРОНА:Очень мне нужно твоё яблоко, я их терпеть не могу! Карр! Карр! Что делается! Родным голодным детишкам пустой мешок несёт!

(27)ЗАЯЦ:А я. А я сейчас обратно в лес пойду и снова мешок полный принесу!

ВОРОНА:Куда же ты пойдёшь, глупый! Смотри, какая туча собирается!

(28)ВОЛК (возле яблони): Тебе что здесь нужно?

ЗАЯЦ:Я. Яблочки хотел собрать. Зайчатам.

(29)ВОЛК: Значит, ты яблочки любишь?

ЗАЯЦ: - Лю. Люблю.

ВОЛК:А я зайцев очень люблю!

(Бросается на зайца. Заяц одевает мешок на голову волку)

(30)АВТОР:Уже поздно ночью приплёлся Заяц к своему дому. А дома давно крепким сном спали сытые зайчата. Только одна Зайчиха не спала: тихо плакала в своём уголке.

(Стук в дверь. Зайчиха подбежала к двери: на пороге стоял Заяц).

(31)ЗАЯЦ: Я ничего. совсем ничего вам не принёс.

ЗАЙЧИХА: Зайчик мой бедный!

(Сильный стук в дверь)

(32)ЗАЯЦ:Это он! Волк! Заприте дверь! Прячьтесь все!

(Зазвенели стёкла, распахнулось окошко, и появилась большая голова Медведя)

МЕДВЕДЬ:Вот! Держи от меня подарок. Мёд настоящий, липовый.

(33)ВОРОНА: Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?

Сказка Владимира Григорьевича Сутеева «Мешок яблок» учит нас делиться с окружающими тем, что у нас есть. Заяц не жадничал и делился со всеми зверями своими яблоками. А в итоге его семья получила ответный подарок – много разнообразной и вкусной лесной еды.

Нужно быть отзывчивым и щедрым и добрые дела обязательно вернутся к тебе сторицей.

Пословицы к произведению

Долг платежом красен.

Как аукнется, так и откликнется.

Кто к людям лицом, к тому и люди не спиной.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» .

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Проект «Формирование КГН в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Цель: Формирование.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством художественного слова. Знакомство со сказкой (подготовительная группа)
Опубликовано: 28 марта 2021 в 22:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД