Надежда Шерстобитова
Развитие речи у детей с ЗПР посредством развития мелкой моторики рук в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи у детей с ЗПР посредствам развития мелкой моторики рук в разных видах деятельности.
Воспитатель: Земскова Н. А.
1. Связь речи и мелкой моторики рук.
У детей с ЗПР имеются некоторые наиболее значимые особенности. И одна из них это нарушение различных сторон речи.
Публикация «Развитие речи у детей с ЗПР посредством развития мелкой моторики рук в разных видах деятельности» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Мелкая моторика
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Учёными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии.
Развивая мелкую моторику, то есть тонкие движения пальцев рук, мы, таким образом, стимулируем речевой центр, развиваем речь.
2. Развитие мелкой моторики рук в разных видах деятельности.
Важно уделять особое внимание развитию мелкой моторики рук. На таких занятиях, как рисование, аппликация, конструирование, лепка, дети учатся работать руками и пальцами. Пальчиковые игры и упражнения являются важной частью при проведении, каких либо занятий.
Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики :
• игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);
• пальчиковые игры;
• лепка;
• массаж пальцев и кистей.
3. Анализ игр для развития мелкой моторики у детей
Проанализируем различные игры, цель которых развитие мелкой моторики у детей.
Пластилин или тесто для лепки
При помощи пластилина ребёнок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи.
Игры-шнуровки
В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно, поэтапная подготовка ребёнка к письму. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук.
Доски Сегена (Вкладыши)
Доски Сегена представляют собой разборные картинки, это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Ребёнок должен закрыть доску составляющими элементами, подобрав нужную по рисунку и размеру часть. Данная игра способствует развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша.
Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки
Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии ребёнка.
Благодаря такому театральному реквизиту, как пальчиковые куклы или куклы-перчатки можно не только устроить кукольный спектакль с участием ребёнка, но и отлично потренировать пальчики.
Пальчиковые игры и упражнения дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение.
На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга
Литература:
1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М., «Просвещение», 1985.
2. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М., «Просвещение», 1989.
3. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития
. —— М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 80 с.