МААМ-картинки

Развитие речи в дошкольном образовании по методике М. Монтессори

Корчук Иванна Ивановна
Развитие речи в дошкольном образовании по методике М. Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы

Метод Монтессори часто обвиняют в том, что это молчаливая педагогика, а, значит, плохо развивается речь ребенка. Как же она будет развиваться, если педагог молчит? Да, действительно, Монтессори рекомендовала учителю: «Веди счет словам своим!». И принятых в традиционных методиках занятий по развитию речи здесь нет. В Монтессори педагогике широко применяется возможность индивидуальной и подгрупповой речевой возможности

Публикация «Развитие речи в дошкольном образовании по методике М, Монтессори» размещена в разделах

1. - это трехступенчатые уроки, проводимые на материалах не только речевой, но и сенсорной зоны, и зоны космического воспитания.

2. - это работа по обучению письму и чтению, а также изучению грамматики с использованием материалов речевой зоны.

3. - это различные групповые уроки: ритуалы, принятые в группе (начало и конец занятия, поздравления с днем рождения, праздники и т. п.); различные круги, упражнения в обучении правилам поведения в обществе; сообщения, доклады, обсуждения в космической зоне и т. п.

4. – это готовность педагога просто поговорить с ребенком на волнующую его тему. И он готов все выслушать и принять, не оценивая.

Речевая предметно-пространственная среда Монтессори состоит условно из четырех групп:

• материалы по расширению словарного запаса,

• материалы по обучению письму,

• материалы по обучению чтению,

• материалы по введению в грамматику.

Сегодня я предлагаю более подробно остановиться на ПЕРВОЙ ГРУППЕ, к которой относятся многочисленные материалы, основной задачей которых является развитие и систематизация понятийного запаса ребенка. В ней представлены небольшие предметы, мелкие фигурки, муляжи, макеты, картинки, карточки-классификации, достаточно ясно передают содержание соответствующего понятия: фигурки животных соответствуют по цвету и деталям реальности; картинки достаточно натуральные и т. п. Они четко систематизированы, сгруппированы так, что можно вводить обобщающие понятия разного уровня. Для этого используются коробочки, пакеты, корзинки. Несколько коробочек, которые в свою очередь тоже можно объединить более общим понятием, могут стоять на одном подносе или на одной полке и т. д.

Исходя из общей идеи космического воспитания, работа по расширению словарного запаса может начинаться со знакомство, что на Земле живут растения, животные и человек. Таким образом, мы вводим ребенка в эти четыре основные группы понятий.

Далее идет постепенное расширение знакомства с каждой группой.

В качестве основного языкового материала для детей, особенно самых маленьких, используются предметы, знакомые ребё нку из его ежедневной жизни: фрукты, овощи, орехи, предметы одежды, посуда и кухонные принадлежности, предметы для ухода за собой и тому подобное.

Знакомство с новыми понятиями проходит по методике трёхступенчатого урока, что позволяет расширять словарный запас за рамками ежедневных предметов и уменьшенных моделей. Все то, что мы не можем принести в среду в виде реальных объектов или моделей, мы привносим через карточки с реалистичными изображениями.

Строиться эта работа может (а соответственно и материал) по достаточно общему плану :

классификация, функционирование, потребности, строение.

Если мы говорим о животных, то во всех возрастных группах есть такие наборы материалов как:

• дикие – домашние;

• наземные, подземные, водные и т. п. ;

• животные степей, лесов, тундры и др. ;

• животные Австралии, Африки и др. ;

• типы и классы животных;

• группы животных;

• кто как двигается;

• кто как кричит;

• потребности (кто что ест, кто где живет);

• размножение и развитие, название детенышей;

• части тела.

Аналогичным образом пристраиваются материалы по растениям:

• культурные – дикорастущие;

• овощи – фрукты – ягоды;

• деревья – кустарники – травы;

• типы и классы;

• растения разных природных зон;

• растения разных материков;

• растения луга, леса, болота…

• размножение и развитие растений, семена, плоды;

• строение.

Сложнее всего устроена подгруппа материалов по человеку:

• классификация – расы, нации;

• потребности (еда, жилье, одежда, транспорт, мебель, посуда, искусство, спорт, связь, религия);

• действия;

• профессии, орудия, инструменты, материалы;

• семья, члены семьи;

развитие;

• строение тела.

А сейчас хочу презентовать Вам Монтессори-материал по расширению своего словарного запаса и приглашаю небольшую подгруппу участников (5-6 человек) помочь мне продемонстрировать «Круг»

Презентация Монтессори-карточек «Зимняя одежда»

Педагог знакомит детей с зимний одеждой, выкладывая на коврике (с лева на право) картинки с их изображением, при этом называя каждую.

Педагог показывает ребенку первую карточку (например, варежки) : «Посмотри, что это?», «Какого они цвета? «Что на них нарисовано». Ребенок отвечает.

Педагог кладет карточку с варежками в верхний левый угол.

Достает следующую карточку, например, шарф, снова спрашивает: «Что это?», «Опиши его?» и т. п. Ребенок отвечает.

Наставница кладет карточку с правой стороны от карточки с варежкой, на некотором расстоянии.

Аналогично, педагог презентует следующие карточки.

Если ребенок затрудняется в ответе следующей карточки (например, пуховик, то педагог берет эту карточку и с помощью трехступенчатого урока вводятся понятия «пуховик».

1-я ступень:

Педагог показывает на карточку с пуховиком, говорит: «Это пуховик».

2-я ступень:

Педагог говорит: «Покажи варежки?», «Где здесь свитер?», «Где пуховик» и т. д.

3-я ступень:

Педагог показывает на карточку и спрашивает: «Что это?» ребенок отвечает (и так с каждой карточкой).

Затем показывает на обобщающую карточку и говорит: «Это все зимняя одежда».

Таким образом, педагог дает ребенку новые понятия, пополняет его словарный запас.

Составление рассказа по картинкам «Репка»

Педагог кладет первую картинку и спрашивает: что на ней изображено?

Ответы детей: «Дед в огороде», «У деда лопата», «Он капает», «Он садит», «Дед посадил репку».

Затем педагог накладывает на нее вторую картинку, дополняя рассказ, и спрашивает у детей: ребята, что изменилось на картинке? – «Репка»

Какая она выросла? – «Большая»

Педагог говорит: «Репка выросла большая-пребольшая».

Потом накладывается третья картинка, где Дед тянет репку. Дети дополняют рассказ.

После третий - четвертая, пятая, шестая…при накладывании каждой картинки добавляется персонаж, которого ребенок описывает, тем самым дополняя рассказ.

В итоге с помощью карточек-картинок получился объёмный, интересный, рассказ, который помог детям не только обогатить словарный запас, но и поупражняться в развитии устной связной речи.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Угадай звук» для развития слуховой памяти по методике Марии Монтессори. Шумовые коробочкиДидактическая игра «Угадай звук» для развития слуховой памяти по методике Марии Монтессори. Шумовые коробочки Дидактическая игра «Угадай звук» для развития слуховой памяти по методике Марии Монтессори. Разработала воспитатель Селезнева Е. А. Цель.

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Игры по методике Монтессори своими рукамиИгры по методике Монтессори своими руками Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать всё самостоятельно. Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм,.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Мастер-класс игры «Крышечки» по методике Монтессори из пластиковых бутылокМастер-класс игры «Крышечки» по методике Монтессори из пластиковых бутылок Продолжая цикл игр по методике Монтессори, предлагаю мастер-класс игры "Крышечки" Такая игра как нельзя лучше подходит для развития мелкой.

Мастер-класс с использованием игры-шнуровки по методике Монтессори из швейных катушекМастер-класс с использованием игры-шнуровки по методике Монтессори из швейных катушек Девизом Марии Монтессори в педагогике стал - «Помоги мне это сделать самому!» Её принцип индивидуальной свободы и опоры на сенсорное развитие.

Неделя театра в дошкольном образовании. ФотоотчетНеделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет Приближается Международный день театра. В нашей гимназии в преддверии этого праздника была проведена неделя театра. Свои постановки.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи в дошкольном образовании по методике М. Монтессори
Опубликовано: 3 мая 2024 в 22:54
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи в дошкольном образовании по методике М. Монтессори» (включая файлы) размещена пользователем Корчук Иванна Ивановна (УИ 3109553) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД