Юлия Осовина
Развитие речи в познавательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи в познавательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
Обогащение, закрепление, активизация словаря – постоянная составная часть программного содержания каждой образовательной деятельности в детском саду.
Публикация «Развитие речи в познавательной деятельности по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Условное деление словаря на активный и пассивный дает возможность последовательно вести образовательную деятельность от понимания смысла (значения) слов, обозначающих количественные, пространственные, временные отношения к точному и осмысленному употреблению в речи. Словарь, который усваивают дети в образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП, складываются из отдельных слов и словосочетаний, представленных существительными, глаголами, числительными, прилагательными, наречиями, предлогами.
Главная цель словарной работы с детьми в образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) – уяснение точного замысла (значения) слов, отражение с их помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности.
Процесс формирования предполагает планомерное усвоение, постепенное расширение словаря. Так, качественные отношения («много», «один», «ни одного», «поровну», «больше», «меньше») должны осознаваться в практических действиях, заимствованные из речи окружающих, и только тогда будут наполняться смыслом и использоваться с определенной целью в речи детей.
В образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) дети должны учиться не толь ко распознавать величину предметов, но и правильно отражать свои представления «шире - уже», «выше – ниже», отличать эти изменения от изменений общего объема «больше – меньше», «большой – маленький», находить более сложные ориентировки в величине предметов «высокий – ниже – самый низкий». Осваивать существительные, обозначающие предметы и геометрические фигуры «круг», «квадрат», «треугольник», пространственные отношения, временные обозначения «утро», «день», «вечер», «ночь», «вчера», «сегодня», «завтра». Овладение словарем обеспечит возможность объяснить цель, способ, выполнения действия, результат. Процесс формирования элементарных математических представлений, способствует совершенствованию грамматического строя и связной речи.
Успешное формирования элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте определяется особой ролью практических действий в овладении знаниями, взаимосвязью между освоением действия и речевым выражением способа его выполнения.
Мышление действием в старшем дошкольном возрасте опережает мышление речью. Промежуточным этапом при этом является отображение действия в речи, без опоры на наглядность. Речь детей меняется по мере освоения действия. Если на первом этапе они выполняют задания с частичным проговариванием способа выполнения. То на последующих этапах – рассуждают. Умственное действие осуществляется в плане внутренней речи, речи про себя. Внутренняя речь дошкольников тесно связана с внешней предметной деятельностью, в значительной степени опираясь на наглядные образы.
Так же в образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) не исключены и речевые ошибки. Наиболее частые – отсутствие в активном словаре необходимых слов или неточное, ошибочное использование, неправильное построение предложения, однословность или, наоборот, многословие. Задача педагога исправлять речевые ошибки. Объясняя материал педагог должен использовать тот же словарь, который должны освоить дети: слова, словосочетания. Речь педагога должна служить образцом для подражания. Ориентация на образец – один из основных путей развития речи дошкольник в образовательной деятельности и в повседневной жизни.