замыслова людмила
Развитие сенсорных эталонов в раннем возрасте — основа для формирования логико-математических представлений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
b]Приоритетной задачей детского сада является разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Дети раннего возраста это пытливые первооткрыватели окружающего мира, им все интересно, хочется все потрогать, попробовать на вкус. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является деятельность с предметами, малыши в действиях с предметами осваивают простейшие действия обследования, они выделяют некоторые свойства предметов : форму, размер, цвет и обозначают их словом, по названию хорошо известных им предметов (квадрат — «как окошко»). Познание сенсорных эталонов является основой для развития логико- математических представлений.
Публикация «Развитие сенсорных эталонов в раннем возрасте — основа для формирования логико-математических представлений дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» апрель 2017
В этом возрасте (до 3 лет) преобладает практический тактильно-двигательный способ познания предметов. Такой способ познания предмета позднее формирует установление отношения: глаз — рука.
В раннем возрасте сенсорный опыт у детей только накапливается, поэтому так важна для развития ребенка правильно организованная развивающая среда – сенсорный уголок, где собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.
В своей работе с детьми использую объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, параллелограммы для манипулирования, группировки и соотнесения по цвету, величине, форме; разные виды пирамидок; геометрические игрушки-вкладыши для составления одноцветных и разноцветных башенок. Это дает возможность развить у детей пространственную ориентировку, познакомить с физическими свойствами полых предметов (меньшие по объему вкладываются в большие, а большие накрываются меньшими).
Малышам сначала легче действовать с предметами округлой формы, так как они не требуют особой пространственной ориентировки при подборе и совмещении частей, поэтому в работе часто использую бочонки разных видов. Большой интерес у детей вызывают игры с народными сборно-разборными дидактическими игрушками -матрешками, они способствуют развитию пространственной ориентировки и умению собирать предмет из двух одинаковых или однотипных частей. К двум годам большинство детей нашей группы уже могут ориентироваться в 3-х контрастных величинах предметов, знают четыре основных цвета : красный, синий, зеленый, желтый. Большую помощь в этом оказывают дидактические игры на развитие сенсорных эталонов : "Столовая", «Домик для снеговика», «Цветные полянки», «Веселая полянка», «Поймай мышку». Для ознакомления детей раннего возраста со свойствами предметов использую игры с блоками Дьенеша.
Так же полезны для развития детей разные виды конструктора: плоскостной, мягкий, лего. Чем младше возраст ребенка, тем крупнее детали конструктора. Это помогает в развитии мелкой моторики, воображения, закреплении цвета, развитии усидчивости.
В работе с детьми использую плавающие игрушки и оборудование для игр с водой и песком. В играх с водой важно иметь небольшие по величине игрушки изготовленные из различных материалов: резиновые, деревянные, пластмассовые и металлические. Играя с ними в воде, ребенок обнаруживает их разные свойства: одни тонут, другие — нет, а некоторые игрушки (бумажные) размокают. Для переливания воды (пересыпания песка) можно использовать мельницы для воды и песка, лейки.
Наблюдая, как выливается вода, дети постепенно будут замечать разную интенсивность водяных струй, зависящую от размера и количества отверстий в емкости.
Игры на закрепление цвета, формы предмета можно проводить с использованием «сухого бассейна», это расслабляет малышей и доставляет им большое удовольствие, способствует развитию координации движений, а так же производится нежный массаж тела ребенка.
Для развития мелкой моторики и воображения хороши игры с использованием прищепок, шнуровки, ведь прищепки — это замечательный тренажер для маленьких пальчиков, игры интересны детям, главное научить ребенка цеплять прищепку к любому плоскому предмету, например, к картонке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: закрепить прищепки на натянутой веревке. Чтобы занятия были более увлекательными мы сделали специальные картонные заготовки: репку, елочку, тучку и солнышко. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке — иголки из прищепок, а солнышку — лучики.
Часто в своей работе использую "Чудесный мешочек" и дидактическое пособие "Тактильная коробка", которые помогают детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир с совершенно непривычной точки зрения. Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке - периодически меняю её содержимое
Данное пособие можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей.
[/b]