Развитие слухового внимания и фонематического слуха детей дошкольного возраста. Памятка для родителей

Лидия Потапкина
Развитие слухового внимания и фонематического слуха детей дошкольного возраста. Памятка для родителей

Уважаемые родители! Предлагаем Вашему вниманию ряд игр, которые можно использовать для развития речи детей[/i]!

Определение звучания игрушек. Возьмите 3 - 5звучащих по - разному игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, пищащие и заводные игрушки, предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем отведите ребенка в сторону (3-5 метров, поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Малыш должен подойти и указать на звучащую игрушку (назвать) (воспроизвести ее звучание).

• Определение голосов членов семьи, птиц, животных.

• Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машина, трамвай, дождь)

• Перемещение предметов по заданию, например, взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, под шкаф)

• На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребенку посмотреть на них внимательно, а затем подать Вам сразу 2 предмета. В дальнейшем задание можно усложнить: попросите подать одновременно 4 предмета и т. д.

• Повторение сочетаний звуков и слогов: А, У, И, А-У, А-И, О-А, ТА, ПА, ТА-ТА, МА-МА-МА, ТА-МА-СА и т. д.

• Повторение слов, словосочетаний, небольших предложений. Для усложнения: ребенок стоит спиной к говорящему и повторяет за ним все словосочетания, сохраняя их количество и порядок.

Дыхательные и голосовые упражнения

• Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, перышки

• Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной формы и длины, стараясь сдвинуть их с места.

• Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазике, тарелке, миске с водой.

• Надувать резиновые шарики, бумажные и целлофановые мешочки, дуть в дудочку, свистульку.

• Надувать мыльные пузыри.

Артикуляционные упражнения

- для лица: надуть щеки, сделать лицо веселое, удивленное;

- для губ: выпячивание губ трубочкой, щелканье плотно сжатыми губами;

- для языка: показать широкий и узкий язык, облизывание верхней и нижней губы, движение языком вправо и влево, пощелкивание языком ("лошадка").

Развитие правильного звукоподражания

Звуковое подражание: укачиваю ребенка (а-а-а, гудит паровоз (у-у-у, плач ребенка (уа-уа-уа, крик в лесу (ау-ау).

Подражание голосам птиц, животных (мяу, му, ква, пи-пи, га-га)

Подражание звукам транспорта (би-би, тук-тук, тик-так)

Упражнения на развитие мелкой моторики

Перебирание крупы, гороха, фасоли, выбирая мусор, испорченные зерна.

Разложить пуговицы по величине, цвету, форме.

Разобрать монеты по величине.

Надевать и снимать перчатки, рукавички.

Нанизывать на толстую нитку, проволоку бусинки, ягоды рябины.

Работа с пластилином, карандашами, кистью. Конструирование.

Игры со сказками

В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.

"Отгадай название сказки"

Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Сивка - …; Заюшкина ….; Конек - …; Гадкий…; Мороз…; Царевна - …; Гуси - …; Мальчик ….; Красная …; Крошечка …; Цветик - …; Аленький …; Золотой …; Бременские …; Доктор ….

"Что лишнее?"

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.

Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц").

Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка "Репка").

Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка "Гуси - лебеди").

Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка "По - щучьему веленью").

Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ("Сказка о рыбаке и рыбке").

Веселое азбуковедение.

Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.

Игра с мячом "Скажи наоборот".

Зима - лето, Жара - холод, Правда - ложь, Богач- бедняк, Горький - сладкий, Полезный -вредный:

"Волшебная палочка феи Словарины"

Для игры необходима "волшебная" палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой - увеличивает.

Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.

Дом - домик – домище. Мост - мостик – мостище. Дождь - дождик – дождище. Кот - котик - котище:

Желаем приятного досуга![i]

[/i]

Публикации по теме:

Звуковой лэпбук для развития фонематического слуха у детей дошкольного возрастаЗвуковой лэпбук для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста Целью данного пособия было сделать рабочую интересную для детей книжку с заданиями- играми. Не секрет, что в последнее время мы покупаем.

Буклет для родителей «Обучение грамоте и развитие фонематического слуха» ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Обучение грамоте и развитие фонематического слуха» Наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная.

Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры: Услышишь звук – хлопни в ладоши.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • ПДД
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие слухового внимания и фонематического слуха детей дошкольного возраста. Памятка для родителей
Опубликовано: 20 сентября 2019 в 11:50
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с...
Уважаемые родители! С древних времен людей манило все недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос....
План декады в первой ясельной группе «Народная игрушка»
Тема: «Народная игрушка», «В гости к нам пришли матрешки» Цель: знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек ( матрешек, неваляшек и т. д)...
Оформление ДОУ к юбилею
Юбилей детского сада это, несомненно, большое событие как для учреждения, так и для сотрудников. При подготовке этого мероприятия большую часть моего...